Особенности психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития



УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для умственно отсталых детей дошкольный возраст ока­зывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и стремление к знакомству с их свой­ствами и отношениями.

Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия умственно отсталого ребенка. Дети уже могут делать выбор по образцу (цвету, форме, величине). У от­дельных детей наблюдается также продвижение в разви­тии целостного восприятия. Однако все это проявляется как тенденция развития.

Развитие восприятия у этих детей происходит неравно­мерно, усвоенные детьми эталоны часто оказываются не­стойкими, расплывчатыми. У них отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Весьма сложными, отличными от нормальных оказывают­ся взаимоотношения между восприятием свойства, знани­ем его названия, возможностью действовать с учетом дан­ного свойства и производить на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во вре­мя занятий, совсем не могут выделять их в быту, в само­стоятельной деятельности, например, тогда, когда нужно найти определенный предмет в помещении.

У умственно отсталых детей наглядно-действенное мы­шление характеризуется отставанием в темпе развития. Они очень часто не осознают наличия проблемной ситуа­ции, а если понимание в целом есть, не связывают поис­ки решения с необходимостью использования вспомога­тельных средств. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недо­статочно обобщают собственный опыт действия и не мо­гут использовать его для решения новых задач, что выра­жается в неумении переносить опыт в новую ситуацию.

У детей отсутствует активный поиск решения, они ча­сто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи даже тогда, когда задача пред­ложена как игровая. У тех детей, которые пытаются вы­полнить задание, как правило, имеется лишь ориентиров­ка на цель без учета условий ее достижения.

Развитие игры в младшем дошкольном возрасте явля­ется прямым продолжением предметной деятельности, мо­жет возникнуть только на ее основе, на определенном уровне ее развития. В то же время к началу дошкольно­го возраста у умственно отсталых детей фактически сов­сем не возникает предметная деятельность. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в подавля­ющем большинстве случаев неспецифических. В младшем дошкольном возрасте дети в основном овладевают специ­фическими манипуляциями, которые должны лечь в ос­нову формирования зрительно-двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов. Однако про­цесс овладения специфическими манипуляциями без спе­циального обучения идет медленно, так как у детей не возникает подлинного интереса к окружающему их пред­метному миру. Наряду с неспецифическими манипуляци­ями у детей четвертого года жизни наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами.

Продуктивная деятельность у умственно отсталых де­тей вне обучения фактически не возникает. У них не по­являются конструктивные умения, не возникает предмет­ный рисунок.

Под влиянием требований окружающих у умственно отсталых детей начинают формироваться элементы трудо­вой деятельности, прежде всего навыки самообслужива­ния, однако сам характер умений и навыков заслуживав! более детального рассмотрения. Движения у детей прк выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или суетливые недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несо гласованность обеих рук.

К трехлетнему возрасту у умственно отсталых детей нет готовности к усвоению речи, не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметная деятель­ность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не раз­вит артикуляционный аппарат. Для большинства умствен­но отсталых детей становление речи в дошкольном возра­сте только начинается. Первые слова у них появляются после трех лет, фразы — к концу дошкольного возраста. Речь настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.

В то же время слово взрослого может играть в органи­зации деятельности умственно отсталого ребенка сущест­венную роль. Оно может привлечь внимание ребенка, на­править его на деятельность, даже поставить перед ним несложную задачу. Нужно помнить, что не следует поль­зоваться изолированной словесной инструкцией, ее необ^ ходимо сочетать с показом, образцом, совместными дейст­виями взрослого и ребенка.

К началу дошкольного возраста, когда у нормально развивающихся детей на базе кризиса трех лет начинает формироваться самосознание, появляются волевые прояв­ления, у умственного отсталых детей еще совсем нет лич­ностных проявлений. Их поведение, как правило, оказы­вается непроизвольным, «полевым». В то же время после четырех лет, когда у умственно отсталых детей начинает развиваться интерес к окружающему, формируются дейст­вия с предметами, появляется желание подчиняться взрос­лому, у них можно наблюдать и возникновение первых проявлений самосознания, отделения своего «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на замечание, порицание, неудачу. Систематические переживания ведут к формированию патологических черт личности — к от­казу от всякой деятельности, пассивности, замкнутости или заискиванию.

Таким образом, у умственно отсталых детей отмечает­ся более замедленный темп развития всех психических процессов, чем у детей с нормальным развитием. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются и качествен­ные отклонения. Для умственно отсталых детей характер­на неравномерность созревания отдельных психических процессов. При этом большинство отклонений являются вторичными нарушениями. Накопление вторичных откло­нений начинается уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию. Поэтому своевременная диагнос­тика отклонений в развитии позволит правильно сориен­тировать родителей на адекватный характер взаимо­отношений с ребенком и правильный выбор условий воспитания. Это, в свою очередь, будет способствовать вы­явлению потенциальных возможностей эмоционального и интеллектуального развития ребенка, формированию пра­вильного поведения и становлению личности в целом.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.027 с.)