Психологические основы диагностики познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы диагностики познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста



В отечественной специальной психологии дифференци­альная диагностика строится на основе комплексного пси­холого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Специфика психолого-педагогического обследования за-• ключается в системном анализе явлений детского разви­тия. Это изучение социальной ситуации развития ребен­ка, рассмотрение иерархии деятельности и психологи­ческих новообразований в сфере сознания и личности ре­бенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успеш­ным без внимательного рассмотрения их под углом зре­ния содержания и условий конкретного возрастного эта­па, без учета закономерностей онтогенеза в целом.

При разработке диагностических вопросов и проблем возрастного консультирования детей опорой являются тео­ретический базис и практический опыт, который накоп­лен в области возрастной и специальной психологии. Про­цесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л. С. Выготского: источник, движущие силы развития и условия воспитания. Такой подход от­ражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного.

ИНДИВИДа ПО СВОеЙ ГТПМПЛЛР ГПП™!) ТТ»-ТТ/1Т1Л» от^ттжчттл-г.^ " ———-


 

Усвоение общественного опыта не сводится к приоб тению ребенком знаний и умений или совокупности ку, турных навыков. Это гораздо более глубокий проце включающий в себя формирование потребностей и спос ностей ребенка как целостной личности.

Общеизвестно, что психическое развитие ребенка е(единство биологического и социального факторов. На кг дом возрастном этапе усвоение им человеческого опь происходит различно, что в известной мере определяв' степенью биологического созревания. На каждом возра ном этапе сочетание биологического и социального из] няется, вступает в новые взаимоотношения, что нахо; свое выражение в сочетании уровней физического и п хического развития.

Необходимым условием развития ребенка является п ноценность и сохранность нейроанатомических структ тонких физиологических механизмов мозговой деятель сти (так же как и органов чувств, двигательной систе и, по сути дела, всех других функциональных систем ганизма). Необходимо подчеркнуть, что формирование м фофункциональных систем мозга, обеспечивающих вп шую нервную деятельность, возможно лишь при уело! развития соответствующей специально организованной, тивной деятельности ребенка, имеющей выражение внешней среде. Только в этом случае нормально фуню онирующий мозг открывает возможность для формиро ния любой специфической способности человека.

Усвоение общественного опыта происходит в проце активной деятельности самого ребенка — общения, пр метной деятельности, игры, учения и др. В противоре1 ях, порождаемых собственной активностью ребенка в I ре, и заключены подлинные движущие силы его развит] В то же время для анализа процессов индивидуальш развития особенно важно то, что структура деятельно» ребенка может быть качественно различной, при этом или иная организация складывается не спонтанно и са] произвольно, а в зависимости от определенных социа. ных условий. К числу таких условий, необходимых р психического развития и потому требующих в индиви, альном психологическом анализе первостепенного внш ния, как известно, относится общение. Начиная с сам

ствия со взрослыми, на втором — по подражанию. Впо­следствии они уступают место самостоятельной деятель­ности и со временем приобретают характер творчества. Поэтому при консультировании перед родителями раскры­ваются те или иные особенности ребенка, отражающие конкретную систему его взаимоотношений со взрослыми. Связи между ребенком и взрослым не являются раз и на­всегда данными, так как для психического и личностного развития ребенка необходима своевременная их пере­стройка на каждом возрастном этапе. Например, в мла­денческом возрасте ведущим является эмоционально-поло­жительное общение ребенка со взрослым, формой про­явления которого становится «комплекс оживления». В дальнейшем оно сменяется предметно-действенным, а затем и речевым общением.

Психическое развитие ребенка и становление его лич­ности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путя­ми: стихийно-практическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправлен­ным обучением, организованным взрослым. Оба пути — каждый по-своему — вносят свой вклад в организацию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость анализа всех его представлений об окружающей действи­тельности. Значение оптимальных способов организации активности ребенка взрослым нередко превосходит роль природных способностей, и, напротив, самые благоприят­ные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации самостоятель­ной деятельности и общения ребенка.

Итак, основной подход генетической теории, определя­ющей стратегическую линию разработки многих практи­ческих вопросов, состоит, исходя из положений приклад­ной детской психологии, в осуществлении контроля за ходом и содержанием, а также за условиями психическо­го развития ребенка и в оказании помощи по организа­ции оптимальных форм его деятельности и общения.

Дошкольное детство — большой и ответственный пери­од психического развития ребенка. Это возраст первона­чального фактического формирования личности. Как по­казывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно раз­виваются все психические функции, формируются слож­ные виды деятельности, например игра, общение со взрос­лыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере форми­руются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы воле­вой регуляции поведения. Активно усваиваются нравст­венные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития до­школьника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный характер. С од­ной стороны, некоторые нежелательные проявления ока­зываются преходящими, временными и постепенно, по ме­ре взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка склады­ваются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоцио­нальные качества по тем или иным причинам не получа­ют должного развития в раннем возрасте, то впоследст­вии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас и невозможным.

Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе развития ребенка лежит овладение им разными видами познава­тельных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные. Обра­зование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит посредством интериоризации внешних, мате­риальных, ориентировочных действий, когда, обследуя предметы, некоторые природные явления, они выделяют их свойства и устанавливают отношения между ними по­средством различного рода реальных манипуляций. В свою очередь, внешние ориентировочные действия либо возни­кают внутри практической деятельности в результате пре­образования практических действий в побуждающие, ори­ентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения.

На каждом возрастном этапе ребенок овладевает позна­вательными действиями определенного типа. Итак, умст­венное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику. Последняя в конечном счете опре­деляется более общей логикой развития личности ребен­ка, изменением места, занимаемого им в системе общест­венных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.

Развитие восприятия включает в себя два взаимосвя­занных аспекта: с одной стороны, формирование и совер­шенствование представлений о разновидностях каждого свойства предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; с другой — формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для исполь­зования эталонов при анализе свойств реальных предме­тов. Особый интерес для нас представляли данные, каса­ющиеся типов перцептивных действий, складывающихся в раннем и дошкольном детстве.

Таким образом, в основе психолого-педагогической ди­агностики детей раннего и дошкольного возраста лежит идея понимания познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обсле­дование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Именно ориентировочное позна­вательное действие является основной структурной едини­цей познания.

Известны несколько типов перцептивных действий, раз­личающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемы­ми в процессе обследования сенсорными эталонами.

Для дошкольного возраста в развитии познавательных действий характерна система показателей умственного раз­вития ребенка, включающая степень сформированности пяти типов познавательных действий: трех типов перцеп­тивных (целенаправленные пробы, практическое примери-вание, зрительная ориентировка) и двух типов интеллек­туальных (образное и логическое мышление).

Современная диагностика нарушений в развитии детей учитывает ряд принципов, важнейшим из которых яв­ляется принцип комплексного подхода к изучению ребен­ка. Он означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмо­ции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сфе­ры, неврологический статус, соматическое состояние. Сле­довательно, психолого-педагогическое изучение ребенка составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка.

Диагностика познавательного развития детей показыва­ет их реальные достижения, сложившиеся в ходе воспи­тания и обучения, с учетом ведущей роли обучения для развития психики. При этом следует иметь в виду, что в случаях нарушений в психическом развитии необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и игрой; в более сложных случаях необходимо клиниче­ское, нейрофизиологическое, патопсихоло-гическое и другое изучение.


Следующим важным положением современного подхо­да к диагностике аномального развития в целях опреде­ления направлений коррекционного обучения является принцип целостного системного изучения ребенка.

Целостный системный анализ в процессе психолого-пе­дагогической диагностики предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, но и связей между ними, определение их при­чин, установление иерархии обнаруженных нарушений или отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвя­занную систему нарушений — первичных, вторичных и т. д.

Существенное значение в диагностике нарушений в раз­витии ребенка имеют также принцип динамического изу­чения ребенка и принцип качественного анализа получен­ных данных.

Принцип динамического изучения опирается на кон цепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного раз вития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Это возможно определить в про цессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоение ребенком новых способов действия.

В отечественной психологии признана определенная по следовательность стадий развития, которые не могут опе режать друг друга. Существует возрастная периодизация на которую необходимо ориентироваться при изучении ре бенка. Поэтому при организации условий и методов диа гностического обследования следует учитывать принцш возрастных особенностей детского развития.

Принцип качественного анализа данных, получаемы} в процессе психологической диагностики, включает в себз отношение испытуемого к заданиям, способы ориентиров ки в условиях задания, характер его ошибок, отношени! к результату своей деятельности. При этом необходим* определить уровень как психического развития ребенка так и его личностных особенностей. Качественный анали не противопоставляется учету количественных данных.

Из сказанного следует: во-первых, необходимость при менения при диагностике различных методик, заданий определяющих диапазон количественных различий, а во вторых, важность сочетания количественного и качествен ного подходов к анализу данных, показатели которых вза имосвязаны.

Учитывая вышеизложенный современный подход к ди агностике психического развития и комплексный харак тер изучения нарушений и отклонений в развитии ре бенка, определены основные параметры оценки познава тельной деятельности ребенка: принятие задания, способы

выполнения задания, обучаемость в процессе обследова­ния, отношение к результату своей деятельности. Эти па­раметры составляют качественную оценку результатов об­следования детей.

Такой подход к оценке действий ребенка позволяет оп­ределить не только актуальный уровень развития, но и потенциальный, т. е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребенка.

Исходным положением коррекционно-педагогической работы является принцип единства диагностики и кор­рекции отклонений в развитии. Основными задачами кор­рекции психического развития ребенка являются:

• профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития;

• коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и усло­вий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, которые могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза разви­тия, определяемого понятием «зона ближайшего раз­вития».

От первичных нарушений и степени их выраженности зависит содержание коррекционно-педагогической работы по умственному воспитанию, развитию личности и профи­лактике вторичных отклонений. Неотъемлемой частью кор-рекционной работы является также эффективное лечение соматических и нервно-психических заболеваний, оказа­ние психиатрической помощи при наличии поведенче­ских, личностных, психопатических проявлений.

Психолого-медико-педагогическое кон­сультирование детей проводится поэтапно.

Этап 1. Специалист проводит краткую беседу с родите­лями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Этап 2. Посвящен обследованию ребенка. Сначала изу­чается уровень познавательной деятельности, затем при необходимости проводится обследование слуха и в заклю­чение проводится обследование речи.

Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста обусловлен их воз­растными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на то, как ребенок вхо­дит в экспериментальную комнату: держась за руку мате­ри (отца); самостоятельно; охотно или неохотно, отворачи­ваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимание, и т. д.

Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают стратегию выбора следу­ющего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнитель­ных приемов для установления эмоционального контакта ребенка с новым взрослым.

Этап 3. Собираются анамнестические сведения о разви­тии ребенка. Уточняются условия воспитания в младенче­ском и раннем возрасте, микроклимат в семье, понима­ние родителями проблем развития ребенка.

Этап 4. Даются рекомендации по изменению условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пони­манию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возмож­ности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Этап 5. Составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.249.156 (0.024 с.)