Обследование слуха неговорящих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование слуха неговорящих детей



Отличной должна быть методика обследования слуха детей, не владеющих речью. Сохраненность слуха у них можно проверить на основе выработки условной двига­тельной реакции на звук.

Учитель-дефектолог садится за стол напротив ребенка, кладет его и свои руки на стол, а около них — крупную пуговицу, обращает внимание на свои губы и голосом нор­мальной разговорной громкости произносит слогосочета-ние (например, па-па-па, пу~пу-пу-пу или си-си-си-си). В момент произнесения слогов он рукой ребенка берет пуго­вицу и бросает ее в ведерко (или надевает одно кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребе-

нок не начнет сам без подсказки и побуждения выпол­нять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между произнесением ряда слогов нужно постоянно менять, иначе ребенок будет реагировать не на звук, а на ритм подачи речевого сигнала. Не надо требовать и ждать от ребенка повторения слогов: он должен только отвечать на сигнал определенным игровым действием (бросать пуго­вицу, надевать кольцо на стержень пирамиды и т. п.). Во время этой работы не следует произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных, а поощрять ребенка нужно жестом, кивком головы, улыбкой.

Когда ребенок начнет сам четко работать, видя губы говорящего, учитель-дефектолог садится рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, па-па-па-па) у самого его уха. При этом ребе­нок ощущает струю выдыхаемого взрослым воздуха и ре­агирует следующим образом: есть струя — бросает пуго­вицу, нет — ждет сигнала. Если ребенок не реагирует на сигнал, то нужно повторить слогосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в ведерко (или выполнить другое игровое действие). Это упражне­ние проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие в момент произнесения слогов.

И наконец, приступают к основной части работы: вы­ясняют, слышит ли ребенок правым и левым ухом (в од­но ухо помещают ватный тампон) голос разговорной гром­кости и шепот и на каком расстоянии. Для этого учитель-дефектолог вновь произносит слоги голосом раз­говорной громкости у самого уха ребенка, но уже с ис­пользованием экрана, который закрывает воздушную струю. В качестве экрана можно использовать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать лицо говорящего до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребен­ка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы ребенок ни боковым зрением, ни в зерка­ле, ни в другом отражающем предмете не мог видеть пе­дагога, произносящего слоги- В момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пугови­цу (или выполняет любое другое действие). Если в этих условиях он не реагирует на звучание слогов (т. е. не вы­полняет ответного действия), то нужно усилить голос до громкого. После того как будет выработана четкая реак­ция на громкий голос около уха (это доступно всем де­тям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ре­бенка реагировать на голос нормальной разговорной громкости.

Как только ребенок научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (за экраном) го лосом разговорной громкости, педагог начинает произно сить слоги у его уха шепотом. В ответ на этот речево] сигнал ребенок выполняет определенное игровое действие бросает пуговицу в баночку, надевает кольцо на стержен пирамиды и т. п. Учитель-дефектолог постепенно отходи от ребенка и определяет, слышит ли он шепот на расстс янии 6 м. Если ребенок справляется с этим заданием, т следует проверить, реагирует ли он с этого же расстоя ния на звучание слов, в том числе высокочастотных низкочастотных (например: чай, птичка, зайчик, доя. рыба, окно), произносимых шепотом. В ответ на усль шанное слово от ребенка не требуется его повторения, о лишь выполняет предложенное ранее игровое действш ставит кубик на кубик или нанизывает кольцо на сте] жень пирамидки и т. п.

Проводя педагогическое обследование слуха по этой м< тодике, следует помнить, что то игровое действие, коте рое предлагается ребенку как ответ на звуковой стиму; должно быть интересно ему и доступно. Так, наприме[ детям, страдающим детским церебральным параличом, качестве ответного действия при нарушениях мелкой м> торики рук следует предлагать перекладывание крупны предметов: кубиков (шаров) из одной коробки (ведерка) другую и т. п.

Также важно иметь в виду, что при обследовании ел ха детей с подозрением на тяжелые речевые нарушен!-(например, сенсомоторная алалия) не следует в качест] тестового материала предлагать слогосочетания (а тем б лее слова), так как они похожи на речь, к которой у р бенка может быть негативное отношение. В этом случ; условную двигательную реакцию лучше вырабатывать 1 звучание гласных, например у__, или слога с сонорныь согласными (л_ а__, н__а___, л__а__), а затем проверят реагирует ли он на их произнесение шепотом с рассто ния 6 м. Также целесообразно проверять слух этих дет! при протяжном произнесении звуков с__ и га__, необы ных звукосочетаний типа кш _.

Считается, что слух находится в пределах физиолог ческой нормы, если ребенок 3 — 5 лет ощущает двучан слогов и слов, произносимых шепотом с расстояния 6 и

Если ребенок четко реагирует только на произнесен слогов громким голосом у ушной раковины, это говор о снижении у него слуха на уровне глухоты. Если же • ощущает звучание голоса разговорной громкости, но реагирует на шепот, это также свидетельствует о знач тельном снижении слуха. В этом случае следует про! рить, на каком расстоянии ребенок реагирует на звучан голоса нормальной силы. С этой целью педагог пытает постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка на 5, 10, 20, 50 см и т. д. Дети с различными остатками слу­ха слышат голос разговорной громкости на разном рас­стоянии (глухие дети — до 20 см от ушной раковины, многие из них реагируют только на громкий голос; сла­бослышащие — не более 20—30 см от уха).

Параллельно с исследованием восприятия речи выяв­ляется способность ребенка дифференцировать речевые зву­чания. В процессе занятий его учат соотносить две-три игрушки или картинки, помещенные перед ним, с произ­носимыми педагогом звукоподражаниями: собака — ав-ав-ав, лошадка — пррр, птичка — пи-пи-пи и др. При этом ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. По­сле того как он начнет правильно показывать игрушку в ответ на произносимое звукоподражание, видя губы гово­рящего, педагог учит его различать эти же звукоподража­ния.на слух (при выборе из двух-трех). В результате вы­является расстояние и интенсивность речевого сигнала (голос, шепот), при котором происходит различение зву­коподражаний на слух.

Ребенок с нормальным слухом обычно различает зву­коподражания, произносимые шепотом, на расстоянии 6 м и более. Если ребенок воспринимает их произнесение шепотом или голосом разговорной громкости у ушной ра­ковины (за экраном, изолирующим выдыхаемую говоря­щим струю воздуха) или на несколько большем расстоя­нии, то он является слабослышащим.

Различение звукоподражаний только при произнесении их непосредственно в ухо (без экрана) позволяет отнести ребенка к категории глухих.

К исследованию слуха по описанной выше условно-ре­флекторной методике ребенка могут подготовить сами ро­дители.

В том случае, если выработать условную двигательную реакцию на звук у ребенка все же не удается, то следует изменить методику обследования.

Можно попытаться выявить безусловные ориентировоч­ные реакции ребенка на звуковые стимулы. В таком об­следовании принимают участие два человека.

Ребенок помещается на коленях матери или на стуле, ассистент садится напротив и организует манипулирова­ние с любыми игрушками. Важно лишь, чтобы внимание ребенка не было поглощено ими полностью. Это можно проверить, неожиданно дунув в затылок ребенка или по­стучав по его стулу. Если он обернется, это значит, что деятельность за столом не полностью поглощает его вни­мание. Педагог со спины с расстояния 6 м шепотом зовет ребенка по имени. Если реакции нет, расстояние посте

пенно уменьшается. Если реакция на шепот так и не по­явилась, то он зовет его голосом разговорной громкости. Если и в этом случае ребенок не повернулся, то педагог

встает перед ним, называет его по имени, гладит, подбад­ривает. Он садится рядом с ассистентом за стол, достает из мешочка (коробки) игрушки (например, собачку, птич­ку, кошку), организует игру-манипуляцию с этими иг­рушками, в процессе которой произносит голосом разго­ворной громкости и шепотом их звукоподражательные названия: ав-ав-ав, пи-пи-пи, мяу. После этого он предла­гает ребенку послушать, кто его позовет. Педагог встает за его спину на расстоянии б м, шепотом произносит зву­коподражание. После того как ребенок обернется, ему по­казывают соответствующую игрушку.

Затем учитель-дефектолог совместно с ассистентом де­монстрируют ребенку, как под звучание шарманки танцу­ет кукла, как она прячется, как только шарманка смол­кает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание кото­рой едет машина, и с барабаном, под негромкий стук ко­торого прыгает зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Ребенку со спины с рас­стояния 6 м предъявляют звучание сначала шарманки, затем дудки и барабана. Так как у ребенка, как правило, уже возник личностный интерес к игрушкам, то он пово­рачивается на звук, а ассистент в качестве подкрепления демонстрирует ему соответствующую игрушку.

У ребенка с нормальным слухом должна быть получе­на реакция на шепот с расстояния 6 м и на звучание не только дудки и барабана, но и шарманки. Если же в хо­де обследования ребенок так и не дал реакции ни на один из стимулов, то процедуру следует повторить через не­сколько дней, в течение которых ребенка следует к ней подготовить. Если же реакция возникла лишь на один из стимулов (например, на дудку или барабан), то это свиде­тельствует о снижении слуха. Ребенок должен быть на­правлен на специальное аудиологическое обследование в сурдологический кабинет (центр). После получения заклю­чения о состоянии слуха обследование ребенка необходи­мо продолжить.

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ

Обследование уровня развития речи проводится по сле­дующим параметрам, которые выстроены с учетом возраст­ных психологических особенностей детей, имеющих от­клонения в развитии:

пенно уменьшается. Если реакция на шепот так и не появилась, то он зовет его голосом разговорной громкости. Если и в этом случае ребенок не повернулся, то педагог

встает перед ним, называет его по имени, гладит, подбадривает. Он садится рядом с ассистентом за стол, достает из мешочка (коробки) игрушки (например, собачку, птичку, кошку), организует игру-манипуляцию с этими игрушками, в процессе которой произносит голосом разговорной громкости и шепотом их звукоподражательные названия: ав-ав-ав, пи-пи-пи, мяу. После этого он предлагает ребенку послушать, кто его позовет. Педагог встает за его спину на расстоянии б м, шепотом произносит звукоподражание. После того как ребенок обернется, ему показывают соответствующую игрушку.

Затем учитель-дефектолог совместно с ассистентом демонстрируют ребенку, как под звучание шарманки танцует кукла, как она прячется, как только шарманка смолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание которой едет машина, и с барабаном, под негромкий стук которого прыгает зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Ребенку со спины с расстояния 6 м предъявляют звучание сначала шарманки, затем дудки и барабана. Так как у ребенка, как правило, уже возник личностный интерес к игрушкам, то он поворачивается на звук, а ассистент в качестве подкрепления демонстрирует ему соответствующую игрушку.

У ребенка с нормальным слухом должна быть получена реакция на шепот с расстояния 6 м и на звучание не только дудки и барабана, но и шарманки. Если же в ходе обследования ребенок так и не дал реакции ни на один из стимулов, то процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых ребенка следует к ней подготовить. Если же реакция возникла лишь на один из стимулов (например, на дудку или барабан), то это свидетельствует о снижении слуха. Ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование в сурдологический кабинет (центр). После получения заключения о состоянии слуха обследование ребенка необходимо продолжить.

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

 

Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

4. НАЙДИ КАРТИНКУ, Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139. Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован-ности фонематического слуха.

1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 140—142.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией vi возможность произнести звукоподражание.

2. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка диффе­ренцировать слова, близкие по

звучанию. Оборудование

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше

тело».

Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда — куртка, рубашка, платье; части тела и лица — голова, рука, нос, глаза.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 149—153.

Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глаголь­ного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154 —161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем — большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой

структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 162—176.

Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уро­вень развития активной речи.

Оборудование: игрушки — зайка, мишка,

Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что де­лает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития

связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым.

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик

играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154—161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщнванне (удивись, увидев Петрушку);

нахмурнвание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

Строение артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Движения артикуляционного аппарата:

уточнение возможности движений губами:

• раздвинуть углы губ («улыбка» — улыбнись Петруш­ке);

• выдвинуть губы вперед («трубочка» — вытяни губки и поцелуй киску);

• округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

• высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);

• высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком

1 нос);

-: • пощелкай язычком (лошадка поскакала);

е • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба: ^ произнести звук а при широко открытом рте.

. При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемо-сти, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» — «трубочка» (улыбнись Петрушке — поце­луй его);

«трубочка» — «улыбка» (поцелуй Петрушку — улыб-аись ему);

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок — по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику — по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные: м, п, б, т, д, «-, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: съ, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про* изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмеча­ются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе (см. Приложение 1.2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.078 с.)