Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование слуха неговорящих детей
Отличной должна быть методика обследования слуха детей, не владеющих речью. Сохраненность слуха у них можно проверить на основе выработки условной двигательной реакции на звук. Учитель-дефектолог садится за стол напротив ребенка, кладет его и свои руки на стол, а около них — крупную пуговицу, обращает внимание на свои губы и голосом нормальной разговорной громкости произносит слогосочета-ние (например, па-па-па, пу~пу-пу-пу или си-си-си-си). В момент произнесения слогов он рукой ребенка берет пуговицу и бросает ее в ведерко (или надевает одно кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребе- нок не начнет сам без подсказки и побуждения выполнять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между произнесением ряда слогов нужно постоянно менять, иначе ребенок будет реагировать не на звук, а на ритм подачи речевого сигнала. Не надо требовать и ждать от ребенка повторения слогов: он должен только отвечать на сигнал определенным игровым действием (бросать пуговицу, надевать кольцо на стержень пирамиды и т. п.). Во время этой работы не следует произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных, а поощрять ребенка нужно жестом, кивком головы, улыбкой. Когда ребенок начнет сам четко работать, видя губы говорящего, учитель-дефектолог садится рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, па-па-па-па) у самого его уха. При этом ребенок ощущает струю выдыхаемого взрослым воздуха и реагирует следующим образом: есть струя — бросает пуговицу, нет — ждет сигнала. Если ребенок не реагирует на сигнал, то нужно повторить слогосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в ведерко (или выполнить другое игровое действие). Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие в момент произнесения слогов. И наконец, приступают к основной части работы: выясняют, слышит ли ребенок правым и левым ухом (в одно ухо помещают ватный тампон) голос разговорной громкости и шепот и на каком расстоянии. Для этого учитель-дефектолог вновь произносит слоги голосом разговорной громкости у самого уха ребенка, но уже с использованием экрана, который закрывает воздушную струю. В качестве экрана можно использовать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать лицо говорящего до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребенка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы ребенок ни боковым зрением, ни в зеркале, ни в другом отражающем предмете не мог видеть педагога, произносящего слоги- В момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пуговицу (или выполняет любое другое действие). Если в этих условиях он не реагирует на звучание слогов (т. е. не выполняет ответного действия), то нужно усилить голос до громкого. После того как будет выработана четкая реакция на громкий голос около уха (это доступно всем детям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ребенка реагировать на голос нормальной разговорной громкости.
Как только ребенок научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (за экраном) го лосом разговорной громкости, педагог начинает произно сить слоги у его уха шепотом. В ответ на этот речево] сигнал ребенок выполняет определенное игровое действие бросает пуговицу в баночку, надевает кольцо на стержен пирамиды и т. п. Учитель-дефектолог постепенно отходи от ребенка и определяет, слышит ли он шепот на расстс янии 6 м. Если ребенок справляется с этим заданием, т следует проверить, реагирует ли он с этого же расстоя ния на звучание слов, в том числе высокочастотных низкочастотных (например: чай, птичка, зайчик, доя. рыба, окно), произносимых шепотом. В ответ на усль шанное слово от ребенка не требуется его повторения, о лишь выполняет предложенное ранее игровое действш ставит кубик на кубик или нанизывает кольцо на сте] жень пирамидки и т. п. Проводя педагогическое обследование слуха по этой м< тодике, следует помнить, что то игровое действие, коте рое предлагается ребенку как ответ на звуковой стиму; должно быть интересно ему и доступно. Так, наприме[ детям, страдающим детским церебральным параличом, качестве ответного действия при нарушениях мелкой м> торики рук следует предлагать перекладывание крупны предметов: кубиков (шаров) из одной коробки (ведерка) другую и т. п.
Также важно иметь в виду, что при обследовании ел ха детей с подозрением на тяжелые речевые нарушен!-(например, сенсомоторная алалия) не следует в качест] тестового материала предлагать слогосочетания (а тем б лее слова), так как они похожи на речь, к которой у р бенка может быть негативное отношение. В этом случ; условную двигательную реакцию лучше вырабатывать 1 звучание гласных, например у__, или слога с сонорныь согласными (л_ а__, н__а___, л__а__), а затем проверят реагирует ли он на их произнесение шепотом с рассто ния 6 м. Также целесообразно проверять слух этих дет! при протяжном произнесении звуков с__ и га__, необы ных звукосочетаний типа кш _. Считается, что слух находится в пределах физиолог ческой нормы, если ребенок 3 — 5 лет ощущает двучан слогов и слов, произносимых шепотом с расстояния 6 и Если ребенок четко реагирует только на произнесен слогов громким голосом у ушной раковины, это говор о снижении у него слуха на уровне глухоты. Если же • ощущает звучание голоса разговорной громкости, но реагирует на шепот, это также свидетельствует о знач тельном снижении слуха. В этом случае следует про! рить, на каком расстоянии ребенок реагирует на звучан голоса нормальной силы. С этой целью педагог пытает постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка на 5, 10, 20, 50 см и т. д. Дети с различными остатками слуха слышат голос разговорной громкости на разном расстоянии (глухие дети — до 20 см от ушной раковины, многие из них реагируют только на громкий голос; слабослышащие — не более 20—30 см от уха). Параллельно с исследованием восприятия речи выявляется способность ребенка дифференцировать речевые звучания. В процессе занятий его учат соотносить две-три игрушки или картинки, помещенные перед ним, с произносимыми педагогом звукоподражаниями: собака — ав-ав-ав, лошадка — пррр, птичка — пи-пи-пи и др. При этом ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. После того как он начнет правильно показывать игрушку в ответ на произносимое звукоподражание, видя губы говорящего, педагог учит его различать эти же звукоподражания.на слух (при выборе из двух-трех). В результате выявляется расстояние и интенсивность речевого сигнала (голос, шепот), при котором происходит различение звукоподражаний на слух. Ребенок с нормальным слухом обычно различает звукоподражания, произносимые шепотом, на расстоянии 6 м и более. Если ребенок воспринимает их произнесение шепотом или голосом разговорной громкости у ушной раковины (за экраном, изолирующим выдыхаемую говорящим струю воздуха) или на несколько большем расстоянии, то он является слабослышащим. Различение звукоподражаний только при произнесении их непосредственно в ухо (без экрана) позволяет отнести ребенка к категории глухих. К исследованию слуха по описанной выше условно-рефлекторной методике ребенка могут подготовить сами родители. В том случае, если выработать условную двигательную реакцию на звук у ребенка все же не удается, то следует изменить методику обследования. Можно попытаться выявить безусловные ориентировочные реакции ребенка на звуковые стимулы. В таком обследовании принимают участие два человека.
Ребенок помещается на коленях матери или на стуле, ассистент садится напротив и организует манипулирование с любыми игрушками. Важно лишь, чтобы внимание ребенка не было поглощено ими полностью. Это можно проверить, неожиданно дунув в затылок ребенка или постучав по его стулу. Если он обернется, это значит, что деятельность за столом не полностью поглощает его внимание. Педагог со спины с расстояния 6 м шепотом зовет ребенка по имени. Если реакции нет, расстояние посте пенно уменьшается. Если реакция на шепот так и не появилась, то он зовет его голосом разговорной громкости. Если и в этом случае ребенок не повернулся, то педагог встает перед ним, называет его по имени, гладит, подбадривает. Он садится рядом с ассистентом за стол, достает из мешочка (коробки) игрушки (например, собачку, птичку, кошку), организует игру-манипуляцию с этими игрушками, в процессе которой произносит голосом разговорной громкости и шепотом их звукоподражательные названия: ав-ав-ав, пи-пи-пи, мяу. После этого он предлагает ребенку послушать, кто его позовет. Педагог встает за его спину на расстоянии б м, шепотом произносит звукоподражание. После того как ребенок обернется, ему показывают соответствующую игрушку. Затем учитель-дефектолог совместно с ассистентом демонстрируют ребенку, как под звучание шарманки танцует кукла, как она прячется, как только шарманка смолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание которой едет машина, и с барабаном, под негромкий стук которого прыгает зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Ребенку со спины с расстояния 6 м предъявляют звучание сначала шарманки, затем дудки и барабана. Так как у ребенка, как правило, уже возник личностный интерес к игрушкам, то он поворачивается на звук, а ассистент в качестве подкрепления демонстрирует ему соответствующую игрушку. У ребенка с нормальным слухом должна быть получена реакция на шепот с расстояния 6 м и на звучание не только дудки и барабана, но и шарманки. Если же в ходе обследования ребенок так и не дал реакции ни на один из стимулов, то процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых ребенка следует к ней подготовить. Если же реакция возникла лишь на один из стимулов (например, на дудку или барабан), то это свидетельствует о снижении слуха. Ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование в сурдологический кабинет (центр). После получения заключения о состоянии слуха обследование ребенка необходимо продолжить.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии: пенно уменьшается. Если реакция на шепот так и не появилась, то он зовет его голосом разговорной громкости. Если и в этом случае ребенок не повернулся, то педагог встает перед ним, называет его по имени, гладит, подбадривает. Он садится рядом с ассистентом за стол, достает из мешочка (коробки) игрушки (например, собачку, птичку, кошку), организует игру-манипуляцию с этими игрушками, в процессе которой произносит голосом разговорной громкости и шепотом их звукоподражательные названия: ав-ав-ав, пи-пи-пи, мяу. После этого он предлагает ребенку послушать, кто его позовет. Педагог встает за его спину на расстоянии б м, шепотом произносит звукоподражание. После того как ребенок обернется, ему показывают соответствующую игрушку. Затем учитель-дефектолог совместно с ассистентом демонстрируют ребенку, как под звучание шарманки танцует кукла, как она прячется, как только шарманка смолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание которой едет машина, и с барабаном, под негромкий стук которого прыгает зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Ребенку со спины с расстояния 6 м предъявляют звучание сначала шарманки, затем дудки и барабана. Так как у ребенка, как правило, уже возник личностный интерес к игрушкам, то он поворачивается на звук, а ассистент в качестве подкрепления демонстрирует ему соответствующую игрушку. У ребенка с нормальным слухом должна быть получена реакция на шепот с расстояния 6 м и на звучание не только дудки и барабана, но и шарманки. Если же в ходе обследования ребенок так и не дал реакции ни на один из стимулов, то процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых ребенка следует к ней подготовить. Если же реакция возникла лишь на один из стимулов (например, на дудку или барабан), то это свидетельствует о снижении слуха. Ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование в сурдологический кабинет (центр). После получения заключения о состоянии слуха обследование ребенка необходимо продолжить.
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией. 4. НАЙДИ КАРТИНКУ, Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного. Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов. Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139. Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши». Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков. СЕРИЯ 2 Задания направлены на проверку уровня сформирован-ности фонематического слуха. 1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний. Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы. Наглядный материал: набор № 3, рис. 140—142. Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек». Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией vi возможность произнести звукоподражание. 2. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию. Оборудование Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148. Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)». Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. СЕРИЯ 3 Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря. 1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело». Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда — куртка, рубашка, платье; части тела и лица — голова, рука, нос, глаза. Наглядный материал: набор № 3, рис. 149—153. Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды. Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом. 2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий. Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает. Наглядный материал: набор № 3, рис. 154 —161. Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?» Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом. 3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей. Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем — большой. После того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету. Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов. СЕРИЯ 4 Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов. 1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли). Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов. Наглядный материал: набор № 3, рис. 162—176. Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить. Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слова различной слоговой структуры. СЕРИЯ 5 Задания направлены на проверку уровня развития активной речи. 1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи. Оборудование: игрушки — зайка, мишка, Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка». Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь. 2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи. Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым. Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь. 3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя. Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой. Наглядный материал: набор № 3, рис. 154—161. Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?» Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги. СЕРИЯ 6 Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам. Иннервация мимической мускулатуры: движение оскаливания (улыбнись Петрушке); надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары); наморщнванне (удивись, увидев Петрушку); нахмурнвание (рассердись на Петрушку). Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме. Строение артикуляционного аппарата: губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.); зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов); прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой); язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный); уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее); твердое и мягкое небо (аномалии строения). Движения артикуляционного аппарата: уточнение возможности движений губами: • раздвинуть углы губ («улыбка» — улыбнись Петрушке); • выдвинуть губы вперед («трубочка» — вытяни губки и поцелуй киску); • округлить губки («баранка»); уточнение возможности движений языком: • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок); • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком 1 нос); -: • пощелкай язычком (лошадка поскакала); е • «часики»; упражнение для выявления подвижности мягкого неба: ^ произнести звук а при широко открытом рте. . При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемо-сти, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения: «улыбка» — «трубочка» (улыбнись Петрушке — поцелуй его); «трубочка» — «улыбка» (поцелуй Петрушку — улыб-аись ему); высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок — потяни его к носику); высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику — покажи его Петрушке). Выясняется возможность удержания определенной позы: «улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать); «покажи язычок киске». При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное. При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза: гласные: а, и, у, о; согласные: м, п, б, т, д, «-, в, ф, к, г, х; йотированные: я, ю, е, ё; мягкие согласные: съ, зь, ль. Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д. Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса. В случае затруднений прибегают к отраженному про* изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте. Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе (см. Приложение 1.2).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.078 с.) |