Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование слуха говорящих детей

Поиск

Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал. Он должен состоять из хорошо знакомых ребенку слов, отвечающих определен­ным акустическим параметрам. Для русскоязычных детей целесообразно использовать списки, составленные в 1954 г. Л. В. Нейманом для обследования слуха детей шепотом и включающие равное количество высокочастот­ных и низкочастотных слов.

Для детей дошкольного возраста из 30 слов списка ото­браны 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов, хоро­шо знакомых всем детям старше трех лет. Слова предъ­являются в случайном порядке, например: 1-й вариант — дом, зайчик, чашка, окно, птичка, волк, часы, чай, мы­ло, рыба; 2-й вариант — птичка, дом, волк, часы, ры­ба, зайчик, чай, чашка, окно, мыло.

Наглядный материал: набор № 2, рис. 78—87.

Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знако­мых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, ку­бики.

Наглядный материал: набор № 2, рис. 88—97.

Эти слова не должны входить в тестовый материал ос­новного списка. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки.

Проверяющий (как правило, учитель-дефектолог или логопед) старается расположить к себе ребенка, успокаи­вает его, если он волнуется. Обследование начинается толь­ко после того, как установлен контакт с ребенком. Про­веряющий ставит ребенка боком. В ухо с противоположной стороны помещается ватный тампон, слегка смоченный маслом, например вазелиновым. Проверяющий отходит от ребенка на 6 м и говорит: «Послушай, какие у меня (у куклы, у мишки) картинки. Я буду говорить тихо, ше­потом, а ты повтори громко». Закрыв лицо листом пис­чей бумаги, он произносит шепотом одно из слов вспомо­гательного списка, например мяч, и просит ребенка, сидящего или стоящего к нему лицом, повторить слово. Если он справляется с заданием (т. е. повторяет назван­ное слово громко или тихо), то взрослый (или игрушка) показывает ему соответствующую картинку, хвалит и пред­лагает послушать второе слово из вспомогательного спис­ка. Если ребенок повторяет и его, то это значит, что он понял задание и готов к обследованию.

Проверяющий предлагает ребенку в разной последова­тельности слова из основного списка. Если ребенок не по­вторяет слово, произнесенное шепотом с расстояния 6 м после двукратного предъявления, то следует приблизиться к нему на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случае ребенок не услышал слово, то оно произносится шепотом около ребенка. Ее слово не воспринято, то оно повтор, ворной громкости около ребенка, а а стояния 6 м. Аналогично учитель-де ребенку следующие слова, которые п расстояния 6 м от него. При необхс не воспринято) он приближается к ] следования вновь повторяются шепот названия картинок, в восприятии кот нялся.

Возможен и иной вариант обсле; фектолог предъявляет слово шепото Если ребенок не дает правильного < это же слово голосом разговорной вильном ответе вновь переходит на и шее затруднение, предъявляется еще вания ребенком двух-трех следующи: в конце проверки. Этот вариант поз] мя обследования.

Затем ребенку предлагают встать веряющему и аналогично обследуют

Ребенок может и не справиться расстояния б м ему предъявляются том слова из вспомогательного спис! связано с нарушением его слуха: он нять задание, отказываться от повтс может быть столь невнятной, что не он называет. В этом случае нужнс проверки. Перед ребенком кладутся вующие десяти словам из вспомогате; лагается показывать картинку, кот< стояния 6 м называет проверяют ребенок не справляется с заданием, рядом с ним, произносит слова голос кости и учит его показывать соотве1 Ребенок может затрудняться в выб нок, тогда их количество сокращается После того как ребенок начал выпол: изнесении слов голосом разговорно! сят показывать картинки, которые: ет шепотом около него.

Ребенок нуждается в обследовани ки, предусмотренной для неговоряи чае, если он не справляется с зада! несении слов голосом разговорной г] Если ребенок узнает слова из всп произнесенные шепотом около него, ся картинки, соответствующие словам основного списка.

 

 

Учитель-дефектолог отходит на расстояние 6 м, произно­сит контрольный речевой материал шепотом и просит ре­бенка показать соответствующие картинки. Если набор картинок был ограничен до пяти-шести, то он остается таким же, но составляется из слов основного списка. Важ­но, чтобы одно и то же слово было предложено для вос­приятия не один раз, а два-три, иначе постепенно будет сокращаться выбор за счет уже названного слова. Напри­мер, при выборе из шести последовательность предъявле­ния слов может быть такой: птичка, дом, часы, птичка, зайчик, рыба, дом, часы, мыло, мыло, зайчик, рыба.

Результаты педагогического обследования слуха зано­сятся в личное дело ребенка (карту). Если ребенок вос­принимает все контрольные слова, произнесенные шепо­том с расстояния 6 м (включая те, которые первоначально вызывали затруднения), то его реакции на звуковые сти­мулы находятся в пределах физиологической нормы.

Если в ходе подготовки к проверке слуха ребенок уз­нает слова, произносимые голосом разговорной громкости около него или на определенном расстоянии, и затрудня­ется в их восприятии при предъявлении шепотом на этом же расстоянии, это говорит о снижении у него слуха.

Для того чтобы определить, в какой степени у ребёнка снижен слух, нужно провести специальное обследование на материале слов (или звукоподражаний), имеющихся в речи данного ребенка. Педагог определяет, при каком на­глядном выборе ребенок может различать на слух хорошо знакомые слова (например, из трех, пяти, десяти или бо­лее). Фиксируются расстояние и интенсивность речевого сигнала (голос, шепот).

Тем детям, которые успешно справляются с различе­нием материала на слух, предлагается узнать разные сло­ва (хорошо знакомые, малознакомые и незнакомые) на слух вне ситуации наглядного выбора. Это значит, что перед ребенком нет предметов, картинок, письменных таб­личек и пр. Педагог определяет расстояние, на котором ребенок повторяет слова, предъявляемые голосом и ше­потом.

Глухие дети, как правило, могут различать хорошо зна­комые слова на слух при небольшом выборе (из двух-трех), произносимые голосом разговорной громкости у уш­ной раковины. Те из них, с которыми проводилась до этого интенсивная работа по развитию слухового восприя­тия, могут узнавать на слух хорошо знакомые слова и фразы вне ситуации и вне выбора, однако не могут вос­принимать малознакомые или незнакомые слова.

Слабослышащие дети уверенно различают хорошо зна­комые слова, предъявляемые голосом разговорной громкости, а иногда и шепотом, при большом выборе (более пя­ти) на разном расстоянии. Они могут повторить малозна­комые и незнакомые слова и далее фразы, воспроизводя их точно или приближенно. Расстояние, на котором они слышат, различно и зависит от степени снижения слуха. Это показано в таблице, составленной Л. В. Нейманом в 1961 г. (см. табл. 8).

 

    Расстояние, м   Потеря слуха, дБ  
Более 1 0,5—1 Менее 0,5   До 50 До 70 Более 70  

сти, а иногда и шепотом, при большом выборе (более пя­ти) на разном расстоянии. Они могут повторить малозна­комые и незнакомые слова и далее фразы, воспроизводя их точно или приближенно. Расстояние, на котором они слышат, различно и зависит от степени снижения слуха. Это показано в таблице, составленной Л. В. Нейманом в 1961 г. (см. табл. 8).

Таблица 8

 

Зависимость расстояния,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.007 с.)