Обследование слуха говорящих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование слуха говорящих детей



Для обследования слуха говорящих детей подбирается доступный им тестовый материал. Он должен состоять из хорошо знакомых ребенку слов, отвечающих определен­ным акустическим параметрам. Для русскоязычных детей целесообразно использовать списки, составленные в 1954 г. Л. В. Нейманом для обследования слуха детей шепотом и включающие равное количество высокочастот­ных и низкочастотных слов.

Для детей дошкольного возраста из 30 слов списка ото­браны 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов, хоро­шо знакомых всем детям старше трех лет. Слова предъ­являются в случайном порядке, например: 1-й вариант — дом, зайчик, чашка, окно, птичка, волк, часы, чай, мы­ло, рыба; 2-й вариант — птичка, дом, волк, часы, ры­ба, зайчик, чай, чашка, окно, мыло.

Наглядный материал: набор № 2, рис. 78—87.

Для подготовки ребенка к обследованию используется вспомогательный список, состоящий из 10 хорошо знако­мых детям названий игрушек, например: кукла, мяч, шар, коляска, мишка, собака, машина, кошка, пирамидка, ку­бики.

Наглядный материал: набор № 2, рис. 88—97.

Эти слова не должны входить в тестовый материал ос­новного списка. К словам основного и вспомогательного списков подбираются соответствующие картинки.

Проверяющий (как правило, учитель-дефектолог или логопед) старается расположить к себе ребенка, успокаи­вает его, если он волнуется. Обследование начинается толь­ко после того, как установлен контакт с ребенком. Про­веряющий ставит ребенка боком. В ухо с противоположной стороны помещается ватный тампон, слегка смоченный маслом, например вазелиновым. Проверяющий отходит от ребенка на 6 м и говорит: «Послушай, какие у меня (у куклы, у мишки) картинки. Я буду говорить тихо, ше­потом, а ты повтори громко». Закрыв лицо листом пис­чей бумаги, он произносит шепотом одно из слов вспомо­гательного списка, например мяч, и просит ребенка, сидящего или стоящего к нему лицом, повторить слово. Если он справляется с заданием (т. е. повторяет назван­ное слово громко или тихо), то взрослый (или игрушка) показывает ему соответствующую картинку, хвалит и пред­лагает послушать второе слово из вспомогательного спис­ка. Если ребенок повторяет и его, то это значит, что он понял задание и готов к обследованию.

Проверяющий предлагает ребенку в разной последова­тельности слова из основного списка. Если ребенок не по­вторяет слово, произнесенное шепотом с расстояния 6 м после двукратного предъявления, то следует приблизиться к нему на 3 м и еще раз повторить слово шепотом. Если и в этом случае ребенок не услышал слово, то оно произносится шепотом около ребенка. Ее слово не воспринято, то оно повтор, ворной громкости около ребенка, а а стояния 6 м. Аналогично учитель-де ребенку следующие слова, которые п расстояния 6 м от него. При необхс не воспринято) он приближается к ] следования вновь повторяются шепот названия картинок, в восприятии кот нялся.

Возможен и иной вариант обсле; фектолог предъявляет слово шепото Если ребенок не дает правильного < это же слово голосом разговорной вильном ответе вновь переходит на и шее затруднение, предъявляется еще вания ребенком двух-трех следующи: в конце проверки. Этот вариант поз] мя обследования.

Затем ребенку предлагают встать веряющему и аналогично обследуют

Ребенок может и не справиться расстояния б м ему предъявляются том слова из вспомогательного спис! связано с нарушением его слуха: он нять задание, отказываться от повтс может быть столь невнятной, что не он называет. В этом случае нужнс проверки. Перед ребенком кладутся вующие десяти словам из вспомогате; лагается показывать картинку, кот< стояния 6 м называет проверяют ребенок не справляется с заданием, рядом с ним, произносит слова голос кости и учит его показывать соотве1 Ребенок может затрудняться в выб нок, тогда их количество сокращается После того как ребенок начал выпол: изнесении слов голосом разговорно! сят показывать картинки, которые: ет шепотом около него.

Ребенок нуждается в обследовани ки, предусмотренной для неговоряи чае, если он не справляется с зада! несении слов голосом разговорной г] Если ребенок узнает слова из всп произнесенные шепотом около него, ся картинки, соответствующие словам основного списка.

 

 

Учитель-дефектолог отходит на расстояние 6 м, произно­сит контрольный речевой материал шепотом и просит ре­бенка показать соответствующие картинки. Если набор картинок был ограничен до пяти-шести, то он остается таким же, но составляется из слов основного списка. Важ­но, чтобы одно и то же слово было предложено для вос­приятия не один раз, а два-три, иначе постепенно будет сокращаться выбор за счет уже названного слова. Напри­мер, при выборе из шести последовательность предъявле­ния слов может быть такой: птичка, дом, часы, птичка, зайчик, рыба, дом, часы, мыло, мыло, зайчик, рыба.

Результаты педагогического обследования слуха зано­сятся в личное дело ребенка (карту). Если ребенок вос­принимает все контрольные слова, произнесенные шепо­том с расстояния 6 м (включая те, которые первоначально вызывали затруднения), то его реакции на звуковые сти­мулы находятся в пределах физиологической нормы.

Если в ходе подготовки к проверке слуха ребенок уз­нает слова, произносимые голосом разговорной громкости около него или на определенном расстоянии, и затрудня­ется в их восприятии при предъявлении шепотом на этом же расстоянии, это говорит о снижении у него слуха.

Для того чтобы определить, в какой степени у ребёнка снижен слух, нужно провести специальное обследование на материале слов (или звукоподражаний), имеющихся в речи данного ребенка. Педагог определяет, при каком на­глядном выборе ребенок может различать на слух хорошо знакомые слова (например, из трех, пяти, десяти или бо­лее). Фиксируются расстояние и интенсивность речевого сигнала (голос, шепот).

Тем детям, которые успешно справляются с различе­нием материала на слух, предлагается узнать разные сло­ва (хорошо знакомые, малознакомые и незнакомые) на слух вне ситуации наглядного выбора. Это значит, что перед ребенком нет предметов, картинок, письменных таб­личек и пр. Педагог определяет расстояние, на котором ребенок повторяет слова, предъявляемые голосом и ше­потом.

Глухие дети, как правило, могут различать хорошо зна­комые слова на слух при небольшом выборе (из двух-трех), произносимые голосом разговорной громкости у уш­ной раковины. Те из них, с которыми проводилась до этого интенсивная работа по развитию слухового восприя­тия, могут узнавать на слух хорошо знакомые слова и фразы вне ситуации и вне выбора, однако не могут вос­принимать малознакомые или незнакомые слова.

Слабослышащие дети уверенно различают хорошо зна­комые слова, предъявляемые голосом разговорной громкости, а иногда и шепотом, при большом выборе (более пя­ти) на разном расстоянии. Они могут повторить малозна­комые и незнакомые слова и далее фразы, воспроизводя их точно или приближенно. Расстояние, на котором они слышат, различно и зависит от степени снижения слуха. Это показано в таблице, составленной Л. В. Нейманом в 1961 г. (см. табл. 8).

 

    Расстояние, м   Потеря слуха, дБ  
Более 1 0,5—1 Менее 0,5   До 50 До 70 Более 70  

сти, а иногда и шепотом, при большом выборе (более пя­ти) на разном расстоянии. Они могут повторить малозна­комые и незнакомые слова и далее фразы, воспроизводя их точно или приближенно. Расстояние, на котором они слышат, различно и зависит от степени снижения слуха. Это показано в таблице, составленной Л. В. Нейманом в 1961 г. (см. табл. 8).

Таблица 8

 

Зависимость расстояния,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.005 с.)