Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тэтчеризм» и «рейганомика»: сравнительный анализ подходов к развитию стран запада.

Поиск

 

Рейганомика.

Главная задача программы – упрочение пошатнувшихся позиций империализма США на мировой арене. Концепция экономической политики американской администрации, часто называется «рейгано-мика», носит ярко выраженный классовый характер. Ее основные положения отражают интересы монополистической буржуазии, а используемые для поставленных целей методы направлены против социальных завоеваний трудящихся масс.

Провозглашенный приоритет долгосрочного подхода к решению назревших структурных проблем дол-жен быть реализован методами стимулирования частных капиталовложений.

Ключевым звеном в системе мероприятий администрации США, направленных на децентрализацию функций по управлению экономикой и поощрение частной инициативы, является налоговая и аморти-зационная реформа.

Однако цель, которая преследовалась снижением налогов,— активизировать частную инвестиционную деятельность—нельзя считать достигнутой. Подавляющая часть средств, оказавшаяся в руках потенци-альных инвесторов, в условиях экономического кризиса 1981—1982 гг. не была инвестирована в рас-ширение и обновление производства. Эти средства послужили источником увеличения личного паразитического потребления имущих слоев, были использованы для приобретения высоко котирующихся акций, покупки ценных бумаг, переведены за границу.

Среди первых шагов президента Рейгана, положивших начало курсу на «дерегулирование», были отмена контроля над ценами на американскую нефть и контроля над уровнем минимальной заработной платы; ослабление установленных стандартов по экономии топлива автомобилями и их безопасности; снижение стандартов необходимой очистки воды н воздуха промышленными, строительными, энергетическими и прочими компаниями.

Важное место в системе «дерегулирования» отводится мерам по сокращению численности государ-ственного аппарата и расходов на его содержание.

В русле реформы «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятии по децентрализации си-стемы государственного управления, получивший название политики «нового федерализма». Стратегическая цель «нового федерализма»—передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с тем чтобы снизить в нем долю федерального правительства и таким путем содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.

Тетчеризм.

Менее последовательно и однозначно происходит распространение влияния теоретических постулатов М. Фридмена и А. Лаффера. Конкретные формы государственно-монополистического регулирования определяются накалом классовой борьбы, особенностями экономической ситуации, парламентским со-отношением сил ведущих политических партий, представлениями правящих кругов о потребностях развития национальной экономики.

Монстаристский эксперимент в Англии представляет собой «рейганомику» на английский манер, хотя монетаризм в качестве официальной экономической доктрины был взят на вооружение в Лондоне раньше, Р. Рейган широковещательно заявил о намерении осуществить свою «программу эконо-мического возрождения». В фактическом созвучии экономического курса английских консерваторов и политики, проводимой Вашингтоном, нет ничего удивительного: и то и другое правительства были приведены к власти крупным промышленным и финансовым капиталом и призваны ревностно служить его интересам.

Укрепление позиции монетаризма и англии на рубеже 70-х—начала 80-х годов не случайно. Это была своего рода реакция национальной монополистической буржуазии на непрекращающееся снижение конкурентоспособности британских монополий на мироном рынке и, следовательно, падение роли Ан-глии в капиталистическом мире; реакция крупного капитала, почувствовавшего реальную угрозу своим прибылям и вставшего на их защиту. (обратите внимание США – угроза потери мирового господства, здесь сами видите) Обращая внимание на ухудшение дел в экономике страны, сторонники монетаризма в стремлении приостановить этот процесс возлагают всю ответственность за него на государство, профсоюзы, широкие народные массы.

Общее::

сократилось вмешательство гос-ва отмена низких цен на продукцию и контроль над оплатой тру-да снижение t и денежной массы и строгий ее контроль отмена кредитов частному сектору, сокращение гос расходов и как следствие – снижение инфляции. Денационализация и стимулирование бизнеса.

 

 

31. Перспективы развития «восточной» цивилизации в XXI веке;

К рубежу ХХ и ХХI столетий народы Азии добились заметных подвижек в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии. По сравнению с первым периодом после окончания Второй мировой войны, ставшим точкой отсчета современной истории, в их внутреннем состоянии и положении на мировой арене произошли очевидные сдвиги. Главным из них нужно считать то, что колониальный и зависимый политический статус сменился суверенным. На путях постколониального развития неровно и своеобразно протекали процессы демократизации, включающие вовлечение широких масс в политику, расширение правящего слоя, конституционное оформление принципов обсуждения, согласования и одобрения принимаемых решений.

Возвращаясь к перспективам экономического роста на Востоке, следует подчеркнуть, что отсутствие природных богатств служит как его ограничителем, так и стимулом. Пример успешного развития при отсутствии богатых естественных ресурсов дает Япония, а также Израиль. Исключительно важен при этом человеческий фактор, т.е. образованность и трудовая квалификация населения, его дисциплинированность и организованность. Большому числу стран Азии еще предстоит в полной мере ликвидировать отставание в сфере просвещения и специальной подготовки. Еще меньше достижений на счету у тех стран Ближнего Востока, которые лишены богатых природных ресурсов. В них обостряется проблема неполной занятости и низких доходов, что питает социальную базу недовольства молодежи, создает условия для появления в ее среде приверженцев экстремистких взглядов и участников террористических акций. Экономика КНР растет непрерывно и исключительно высокими темпами на протяжении более четверти века и даже с учетом восстановительного эффекта после спада и провалов 1960-70-х годов не может, видимо, продолжаться без нарушений и перерывов бесконечно долго. Параллельно с китайской весьма быстро, при удержании достигнутых темпов роста, будет увеличиваться экономика Индии. Как и Китай, Индия превратится в одного из главных импортеров нефти и газа, а также вооружений. Причем в сфере высокотехнологичного военного производства она станет ведущим разработчиком новых образцов (оружия пятого поколения), действуя как самостоятельно, так и в сотрудничестве с Россией, США, странами Европы, Израилем. В свете закономерностей циклического развития перспективы Индии выглядят даже более предпочтительно, чем Китая. Ее экономический подъем начался только на рубеже 1980-90-х годов и может продолжаться в течение еще длительного промежутка времени. Проблема увеличения объемов воды для сельского хозяйства может серьезно осложнить отношения Пакистана с Индией вследствие того, что обе страны рассчитывают на одни и те же водные ресурсы. Несомненно, еще более сложные проблемы встают перед государствами обширного и демографически быстро растущего исламского ареала. Главные из них связаны с потребностями диверсификации основ экономического роста, выходом за пределы преимущественного развития отраслей по добыче и экспорту нефти и природного газа. Еще одно существенное условие демократического развития - улучшение качества управления, борьба со злоупотреблениями тех, кто находится у власти. Одновременно это и повышение эффективности в противостоянии силам, бросающим вызов государству и обществу, прибегающим к противоправным, криминальным, насильственным действиям. Питательной средой для последних служит наличие теневых структур в финансовой и производственной сферах, в области предоставления услуг, в том числе образовательных. Слабость и рыхлость системы управления провоцирует разрастание подпольных групп, делает активным их проникновение в легально функционирующую политическую сферу, способствует разрушению ее изнутри. Важнейшие вопросы, на которые можно будет получить ответ лишь по прошествии ряда десятилетий относятся к перспективам эволюции, модернизации культуры восточных обществ, причем как культуры семьи и бытового общения, так и общественной, в существенной степени политизированной. В первой половине ХХI века, судя по всему, произойдет дальнейшее усиление внимания внешних сил, т.е. мировых и региональных держав, национальных и транснациональных компаний, к континентально-материковым регионам, а в ареале Востока к ним относится прежде всего материковый центр Евразии. В перспективе противоположность между Востоком и Западом, вероятнее всего, уменьшится за счет дальнейшего усвоения первым из них ряда черт второго. Это, несомненно, благоприятно отразится на международных отношениях и эффективности мировой политики в плане создания условий для взаимодействия и развития. Но не исключено и обратное, т.е. усиление традиционных восточных черт в функционировании всей международной системы или ее важнейших компонентов, что будет чревато, по всей видимости, тяжелыми для поступательного развития мира последствиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.009 с.)