Законодательная и исполнительная власть Великобритании и США. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная и исполнительная власть Великобритании и США.



Законодательная власть

Конституция США исходит из принципа разделения властей в его "жёстком" варианте. Статья I конституция посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II -- исполнительной (президент), ст. III -- судебной (преимущественно Верховному суду США). Конгресс США состоит из двух палат: представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата. Конгресс создаёт из своих членов различные комитеты: постоянные объединённые комитеты обеих палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов. Председатели комитетов обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентских слушаний, докладчиков на пленарном заседании палаты по законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями. В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. При конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 30 тыс. человек. Полномочия конгресса изложены в конституции. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые, в области экономики, в области обороны; в области охраны общественного порядка. В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приёме в гражданство, создавать подчинённые Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, а также на территориях, приобретённых у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями. Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычно 7-8 месяцев с перерывами. Во время сессии проводятся пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внешней и внутренней политики.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает монарха государства, палату лордов и палату общин. Однако на деле под парламентом понимаются лишь две палаты. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. Руководит заседаниями палаты и её обслуживающим персоналом спикер, имеющий трёх заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Как и в других парламентах, в палате общин Великобритании образуются постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят парламентские расследования и т.д. До реформ 70-х годов в палате существовали только неспециализированные комитеты, что отличало внутреннюю структуру британского парламента от большинства других парламентов мира. Они имели буквенную нумерацию -- А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас. В дополнение к неспециализированным комитетам теперь в палате общин созданы специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Эти комитеты также предварительно обсуждают законопроекты, занимаются парламентскими расследованиями, но их основная деятельность это контроль за управлением работы министерств. В парламенте создаются партийные фракции. Их возглавляет лидер. В отличие от США в нижней палате парламента Великобритании существует строгая партийная дисциплина. Состав и численность палаты лордов изменяется и формируется в основном по наследственному признаку. В палате лордов председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования. Хотя проект закона (билль) может быть внесён в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем передаётся в палату лордов. В отличие от США монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, как и в других странах, принимается по инициативе правительства для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трёх чтения. Если проект принят, он передаётся в палату лордов. Традиционно к полномочиям палаты общин относятся финансовые полномочия. Парламент Великобритании осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства в отличие от США всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство.

Исполнительная власть

В основу формирования правительственной власти США положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу исполнительная принадлежит президенту. В самой Конституции были заложены нормы, трансформирующие традиционную схему разделения властей. Собственно, в настоящее время не может идти речи о каком-либо абсолютном разделении властей либо о четком разделении их компетенции. Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. Его власть всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда. Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам: Представительские функции; Участие в законодательном процессе; Военные полномочия; Внешнеполитические полномочия; Назначения высших должностных лиц; Чрезвычайное положение. Осуществляя свои полномочия, Президент издает различные правовые акты. Принудительная сила таких актов вытекает из конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. Второе лицо в государстве – Вице-президент. Он избирается вместе с Президентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно связанные с председательством в различного рода комиссиях. Система органов исполнительной власти, обычно именуемая администрацией Президента, включает три звена: кабинет и департаменты, исполнительный аппарат Президента, исполнительные агентства. Кабинет представляет собой совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения, если они принимаются, оформляются актами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет. Сущность Исполнительного аппарата Президента заключается в оказании помощи Президенту в связях с общественностью, Конгрессом и прессой, определении бюджетной политики и координировании позиции органов исполнительной власти перед Конгрессом. Исполнительные агентства. Их руководители назначаются Президентом с одобрения Сената. Некоторые агентства при этом формально Президенту не подчиняются, а подотчетны Конгрессу. К наиболее значительным агентствам относятся: Национальное управление трудовых отношений, Информационное агентство и др.

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главной судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально. Фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны. Правительство Великобритании имеет пестрый состав. Во главе его находится премьер - министр, формально назначаемый монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

Премьер – министр, являясь одновременно первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы, располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации. В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения. Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918г. и с тех пор принципиально не изменились:

1. окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента; 2. осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом; 3. постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

Названная выше структура правительства сложилась в силу исторических причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитие установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в деятельности правительства в пользу одного лица - премьер - министра и отражающей организационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.006 с.)