Этническая идентичность, этническая политика и этнический конфликт: сравнительные подходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этническая идентичность, этническая политика и этнический конфликт: сравнительные подходы.



 

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Этнополитика (этническая политика) – целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства

Виды этнической политики

1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

2. Дискриминация - любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни.

3. Ассимиляция слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

4. Интеграционизм – напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность.

5. Поликультурализм - признание государством n - го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам.

Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

Типология этнических конфликтов

- статусные институциональные конфликты, в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость;

- статусные конфликты в автономных республиках и областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение;

- этнотерриториальные конфликты;

- межгрупповые (межобщинные) конфликты, вырастающие на основе бытового национализма.

 

41. Концепция «волн» демократизации: достоинства и недостатки (С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, А. Пшеворский, Р. Даль). Основные модели и пути перехода от авторитаризма к де-мократии.

 

Американский политолог С. Хантингтон, автор книги «Третья волна: демократизация в конце XX столетия» 0991), выделил три этапа (три волны) демократизации в мировом масштабе. Под демократией Хантингтон понимает такой политический режим, при котором ведущие политические лидеры отбираются в ходе честных справедливых выборов, проводимых на регулярной основе. Каждая волна демократизации сменяется обратной (реверсивной) волной.

  • Первая волна демократизации (1828—1926) начинается с буржуазных революций в Америке и Франции и приводит к утверждению демократии в 29 странах. Демократические изменения сопровождают такие процессы, как индустриализация, урбанизация, появление буржуазии и среднего класса, формирование организаций рабочего класса, постепенное снижение степени социального неравенства.

 

  • Вторая (короткая) волна (1943 — начало 1960-х гг.) связана с победой союзников во Второй мировой войне и деколонизацией — событиями, которые увеличили число демократических режимов до 36. Вторая откатная волна (1958—1975) затронула в основном страны третьего мира. Демократия потерпела поражение не только в молодых государствах, но и в тех странах, в которых она продержалась четверть века и более (Чили, Уругвай, Индия и Филиппины). В этот период демократия сохранилась не более чем в 30 государствах.

 

 

  • Третья волна началась в середине 70-х гг. XX в. В результате демократизации в 1990 г. 45% независимых государств имели демократические политические системы и примерно 39% населения Земли жило в демократических обществах. Если в 1972 г. на планете было 42 демократических государства, то к 1994 г. их стало 72.

 

Хантингтон выделяет пять основных причин третьей волны демократизации:

1) подрыв легитимности авторитарных систем;

2) беспрецедентный экономический рост в 1960-е гг.;

3) серьезные изменения в доктрине католической церкви в те же годы;

4) изменение политики ведущих мировых держав (разрядка);

5) демонстрационный эффект, или эффект «снежного кома».

 

Ф. Шмиттер считает, что за невозможностью проведения полного цикла трансформации будут появляться «гибридные режимы», сочетающие в себе черты автократии и демократии. Наиболее вероятно, что такие режимы установятся в посткоммунстических странах, не до конца освободившихся от социалистического наследия.

Р. Даль при анализе общемирового демократического процесса выделяет его первую трансформацию – становление демократических городов-государств, и вторую трансформацию – становление наций-государств

Основные модели и пути перехода от авторитаризма к демократии. См. вопрос 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.036 с.)