Развитие транзитологии. Понятие демократического транзита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие транзитологии. Понятие демократического транзита.



Развитие транзитологии. Понятие демократического транзита.

Первоначально собое внимание исследователей переходных процессов было уделено концепту модернизации как общесоциологической методологической среде осмысления общественного развития. Истоки теории модернизации возникшей в 1950-60 г. восходят к концепция Вебера, Тенниса и Парсонса. На нее повлиял структурный функционализм. Исследователи - Беккер, Леви, Хантингтон и др. Главной тема исследований является тема достижения устойчивой демократии. Из з а этого анализирует предпосылки и условия демократизации. В конце 80-90 гг. ХХ в. Сформировалась новая методологическая стратегия, широко распространенная в настоящее время как зарубежной, так и в отечественной социологии и политологии - транзитология. Наиболее значимыми исследователи данного направления - Т. Карл, Ф. Шмиттер, Х. Линц и др. Развитие транзитологии в России проходила несколько стадий, основной тенденцией в воспреемстве от марксистского историзма и концепции революции и переход к использованию альтернативных стратегий. Первый этап - 1989-1991 - отлич. черта исследований спекулятивно-философская описательность переходных процессов, начинают анализировать факторы общественного развития. Дальнейший период (после развала СССР) - анализ институциональных механизмов политического транзита. Вторая половина 90-х гг. проникновение зарубежных исследований. Подчеркивают специфику перехода, недостатки стратегий выявляют, активное изучение посткоммунистических стран, доказывают несостоятельность западных концепций. В отечественных транзитологичеких исследований конца ХХ в. следует выделить три основных стратегичесикх направления: оставшееся по традиции довольно распространенным логико-философское направление, элитисткое и остальные течения, пытавшееся осуществлять политический анализ переходного периода на основе синтеза различных методологических концепций. По мнению Хантингтона демократический транзит - это процесс поэтапной смены конфигурации и характера взаимодействия ведущих политических субъектов в политическом поле государства. Демократический транзит предполагает переход на новый уровень общественно-политического развития страны, который характеризуется и определенными противоречиями. В частности, процессы рационализации общественных отношений, утверждения принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на принципы коллективизма и государственного патернализма.

 

Процессы либерализации и демократизации увенчались успехом отчасти только в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке данные процессы привели лишь к экономическим, политическим и социальным противоречиям.

 

Характер эффективности систем, стабильность США и ФРГ.

Политические системы США и ФРГ на сегодняшний день являются одними из наиболее эффективных и стабильных среди современных государств.

Эффективность и стабильность данных государств характеризуется:

1) Долгим функционированием Конституции (без внесения серьезных поправок)

США – Конституция с 1787 года

ФРГ - Конституция с 1949 года

2) Государственной целостностью

3) Стабильная партийная система

4) Экономическое и социальное развитие

 

Сравнительный анализ политических систем социалистических стран: Куба и КНДР.

Политическая система Кубы

1. Форма правления. Куба является республикой. Это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными на определенный срок группой лиц, избирающихся народом. На Кубе верховным органом власти является Народная Ассамблея Народной власти, которая представляет и выражает суверенную волю всего народа. Во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства

2. Форма политического режима. Куба имеет авторитарный режим, который характеризуется сохраняющейся монополией на власть, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, с некоторыми элементами демократии. Коммунистическая партия является высшей руководя щей силой государства и общества.

3. Форма устройства. Куба является федерацией.

4.Формы интеграций. Республика Куба входит в мировое социалистическое содружество, что является одной из основных предпосылок ее независимости и всестороннего развития. В настоящее время Куба поддерживает дипломатические и экономические отношения с такими супердержавами, как Россия, США, Китай, Канада, ряд ведущих стран Европы. В сумме отношения поддерживаются со 165 странами (в основном в сфере медицины, спорта, образования)

Политическая система КНДР

КНДР образована 9 сентября 1948 года как народно-демократическое государство, после провозглашения Республики Корея 15 августа 1948 года. Власть принадлежит Трудовой партии Кореи во главе с первым секретарём ЦК Ким Чен Ыном. Официальной идеологией государства являются идеи чучхе — система «опоры на свои силы».

Форма устройства Унитарное государство

Основные компоненты гражданского общества в странах Северной Европы как основа построения «государство всеобщего благосостояния»: особенности партийных систем в Скандинавии; экономические основы и социальная сфера; роль системы местного само-управления в становлении «скандинавской модели» общественного развития.

 

Основная идея государства всеобщего благосостояния заключается в том, что правительство несет ответственность за благополучие своих граждан, и что эта ответственность не может быть возложена на индивида, частную корпорацию или местное территориальное сообщество. Государства, называемые государствами всеобщего благосостояния, как правило, защищают людей от бедности посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и пенсий по возрасту; они обеспечивают всестороннюю медицинскую помощь, бесплатное образование и государственное жилье. Финансируются эти службы посредством государственных страховых программ и системы налогообложения.

Особенности партийных систем в Скандинавии:

В Скандинавии мультипартийная система демонстрирует некоторые общие характерные черты: партии хорошо организованы и дисциплинированы, правительственные коалиции стабильны, т.к. партийное руководство способно принуждать к согласию своих членов.

Экономические основы и социальная сфера:

Можно выделить следующие характеристики скандинавской модели благосостояния.

- всеобъемлющий характер: государственная политика имеет широкий охват; по сравнению с другими странами, государство играет здесь большую роль, нежели рынок или гражданское общества;

- полная занятость: политика направлена на обеспечение полной (читай: более полной) занятости населения и/или предупреждение безработицы, особенно длительной;

- равенство: политика имеет целью увеличение равенства между различными гендерными, возрастными, классовыми, семейными, этническими и прочими группами;

- универсальность: право на основные социальные гарантий, высокое качество этих гарантий,- щедрость гарантий.

Социальная поддержка детей и семьи

Меры, связанные с решением проблем безработицы, образуют область, в которой сочетание денежных пособий и предоставляемых услуг обеспечивают своего рода «защитный пояс» или компенсацию доходов и способствуют облегчению первичного или повторного выхода на рынок труда.

Принцип «скандинавской модели» социального обеспечения состоит в том, что социальные блага одинаково доступны всем гражданам, независимо от их семейного и социального положения.

Система социального обеспечения в скандинавских странах предлагает гражданам гораздо большие возможности, чем в других странах Европы.

«Скандинавская модель» предусматривает гораздо более активное участие женщин в общественной жизни, в том числе и на рынке труда. Во многом благодаря этому данные страны имеют один из самых низких в мире уровней безработицы, а в отдельные периоды они были близки к достижению полной занятости.

Главным результатом действия социальной модели в скандинавских странах является максимальная и активная интеграция социально слабых групп в рынок труда. Социальное выравнивание и защищенность создают социальные, политические и экономические предпосылки для более эффективного развития экономики, что позволяет вкладывать средства в благосостояние населения.

Роль системы местного самоуправления в становлении «скандинавской модели» общественного развития:

Сегодня в Швеции, Дании и Финляндии сформировался так называемый широкий тип гражданского общества, для которого характерно существование множества разнообразных гражданских ассоциаций и некоммерческих организаций. В то же время данным государствам (за исключением Финляндии) присущ довольно выраженный «евроскептицизм». По мнению их правительств, принадлежность к ЕС не должна препятствовать реализации особой экономической, социальной и административной политики на национальном уровне. Все это, а также структурные и функциональные особенности систем административно-государственного и муниципального управления соответствующих стран позволяет говорить о наличии особой скандинавской модели местного самоуправления. Указанная модель предполагает полноценную, «универсальную» систему местного самоуправления, направленную на решение всего спектра локальных задач, и отличается высоким уровнем представительности и активности муниципалитетов, которые «могут использоваться в качестве органов представления различного рода услуг и тем самым способствовать реализации целей государства всеобщего благосостояния».

 

 

35. Трансформация «скандинавской модели» государства «всеобщего благоденствия» на со-временном этапе. Кризис политики мультикультурализма на примере Швеции.

«Государство всеобщего благоденствия» и процессы глобализации;

 

Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

 

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Период с конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. Например, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, "дрейфуя" в сторону социальной помощи, в том числе и социальным группам, которые не платят социальные взносы. Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для государства всеобщего благоденствия стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

 

36. Концепции «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон) и «конца истории» (Ф. Фукуяма): сравнитель-ный анализ.

 

Прежде всего, концепции «конца истории» и «столкновения цивилизаций» роднит стремление их авторов предсказать будущее политическое устройство в мире после «холодной войны». Обе теории явились первыми попытками охарактеризовать, обосновать события, связанные с окончанием советско-американского противостояния. Концепции «столкновения цивилизаций» и «конца истории» предлагают варианты нового миропорядка, в условиях, когда ценности, имевшие вес в биполярном мире, утратили свое значение.

Так, например, обе теории предполагают отказ от идеологии в многополярном мире. Фукуяма уверен, что на смену конфликту идеологий непременно придет осознание и применение незападными государ-ствами западных ценностей. Хантингтон, в свою очередь, говорит о том, что на смене идеологии придет культура, которая вытеснит идеологические различия. Также обе теории носят этноцентрич-ный характер. Они основаны на признании превосходства Запада, его культурной исключительности. И Хантингтон, и Фукуяма уверены, что идеи либерализма - это лучшее, что создал цивилизованный мир, а посему - либеральные принципы и институты должны найти применение и в других, непросвещенных странах, «погруженных во мрак невежества». Мессианские идеи, несомненно, присутствуют в обеих теориях, с одним лишь отличием, что оптимизма и эйфории по поводу будущего либерализма в незападных странах в идеях Хантингтона куда меньше, чем в фукуямовских.

Сходной оказалась позиция двух авторов и в отношении нашей страны: ни Хантингтон, ни Фукуяма не учли специфики ее исторических традиций. Для Фукуямы неприемлема была сама мысль, что у каждой страны - и уж тем более такой крупной, как Россия - свой путь модернизации, свое самосознание и свои темпы перемен Российская наука международных отношений. Что касается Хантингтона, то он пренебрег евразийской идентичностью и спецификой географического положения России. Оба американских ученых явно недооценили тот факт, что интересы России простираются не только на Европу, но и Азию, благо ей это позволяет ее положение на карте мира.

Еще одним важным обстоятельством является тот факт, что обе теории имеют одну и ту же характер-ную черту - они отмечают «упадок уровня историчности» Российская наука международных отноше-ний. Концепции конца истории - это отражения глубокого общественного кризиса, острых социальных противоречий, требующих кардинальных преобразований, решительных революционных действий, которые бы вели от «конца истории» к постистории. Теории конца истории остро ставят перед всеми исследователями вопрос о нашем будущем, требуют поиска путей кардинального решения социальных проблем, стремятся определить идеал, высшую цель, возвышенные, перспективные идеи, устои пости-сторического свободного общества. Без решения этих задач любое общество не может нормально функционировать.

В качестве еще одного сходства можно привести и то обстоятельство, что обе теории были восприняты критически. Теорию Ф. Фукуямы раскритиковали за излишний оптимизм в отношении западного буду-щего. Действительно, прошедшие после окончания «холодной войны» годы не дают оснований для оп-тимизма, которым пронизана работа американского политолога Международная политика,

Теперь обратимся к различиям. Как уже было сказано, концепции Хантингтона и Фукуямы, сходны в главном - они несут в себе этноцентрическое предубеждение в отношении окружающего мира и в то же время имеют ряд принципиальных отличий. В отличие от Фукуямы, Хантингтон убежден, что Запад уникален как цивилизация, но, тем не менее, не универсален. Автор теории «столкновения цивилизаций», как и Фукуяма, является убежденным приверженцем западных ценностей, однако определяет их как локальные, а не универсальные, а посему не считает необходимым их повсеместное распространение за пределами первоначальных цивилизаций. Хантингтон не видит причин верить в то, что остальной мир адаптируется к западным ценностям. Напротив, он предсказывает, что эти ценности находятся в опасности, и утверждает, что Запад должен стремиться к дальнейшему укреплению своей мощи в целях эффективного обеспечения собственной защиты.

Хантингтон также обращает внимание на опасные тенденции в мировой политике: рост этнических конфликтов, угроза со стороны Ирака, демографические и иные опасности на африканском континенте. Сохранение этих проблем ставит под сомнение способность Запада обеспечить безопасность и стабильность в мире Российская наука международных отношений. Незападный мир ныне таит в себе гораздо больше опасностей, чем это было в период биполярного устройства. Однако концепция «конца истории» практически не затрагивает ни одну из этих проблем, поскольку основывается на принципе «бесконфликтности» Международная политика, которая, по мнению Фукуямы, должна воцариться в мире после окончания «холодной войны». Таким образом, Ф. Фукуяма, выдвинувший идею мировой «бесконфликтности», посчитал, что либеральные принципы не просто восторжествуют: согласно его логике, они должны повсеместно применяться, не встречая никаких препятствий на своем пути. Хантингтон в этом смысле менее оптимистичен: он считает, что путь демократии в незападных странах не будет таким легким, как это кажется на первый взгляд. По этой причине Хантингтон подверг критике взгляды Фукуямы и в качестве противовеса выдвинул собственную алармистскую теорию «столкновения цивилизаций».

Разница во взглядах двух ученых становится очевидна при анализе их отношения к исламскому фунда-ментализму. Фукуяма рассматривалрелигию и национализм как один из существенных вызовов либерализму. Религиозный вызов, по его мнению, заключается в развитии мусульманского и христианского фундаментализма, которые расширяют свое влияние в условиях духовной пустоты и безличия либераль-ного «общества потребления» Ф. Фукуяма Конец истории.

 

 

Аргентина.

Долгие годы неудачной экономической политики привели к тому, что Аргентина испытала «модернизацию наоборот». За 20 век из развитого государства она превратилась в страну третьего мира.

Начало 20 века – в Аргентину прибыл миллион европейских мигрантов. Причина-Аргентина была одной из богатейших стран и нуждалась в рабочей силе. В страну шел гигантский поток иностранных инвестиций. Сегодня, спустя 100 лет, таким успехом Аргентина похвастаться не может.

Аргентина – единственная в современной истории страна, совершившая «модернизацию наоборот». Если 100 лет назад ее считали развитым гос-вом, то последние пол века она относится к развивающимся. Она потеряла лидерство даже в своем регионе.

Хоть Аргентине удалось построить развитую экономику, зависимость от иностранного капитала оказалась роковой. Инвестиции из Европы иссякли, и это оказало шоковое воздействие на экономику Аргентины. Далее биржевой крах 1929 и Великая депрессия похоронила надежды Аргентины на экспорт роста. Аргентине не удалось догнать развитые страны.

Новая власть резко расширила расходы на военное вооружение. 1981-1982 ВВП падал со скоростью 12 проц. в год, банкротами стали 400 тыс. компаний.

1989 – 65 млрд. внешнего долга, производство падало, инфляция выросла до 5000проц.

Дефолт 1995 года привел к многотысячным демонстрациям, отставке президента.

Вектор: Цепь цивилизаций.

 

1 цивилизация (каменный век: 1,5 млн.- 150 тыс. лет назад.

Половые различия и противоречия; Возрастные различия и формирование социальных поколений; Дифференциация по социальному признаку (старейшины, жрецы, военные вожди) и закрепление за ними собственности и добычи; Формирование родоплеменной верхушки; Общественное разделение труда.

 

2 цивилизация (бронзовый век): 150 тыс. лет назад – V в. н.э.)

Появление слоя профессиональных управленцев; Появление права; Образование государства (античная модель); Господство рабовладельцев.

 

3 цивилизация (средневековая) - 800 лет: сер. V- сер. XIII в.

Трансформация античных цивилизаций (Византия, Китай, Индия, разрушение Римской империи); Формирование феодального социально-политического строя непосредственно на базе трансформации родоплеменных отношений, минуя рабовладельческое общество (Северная Европа, Скандинавия, Прибалтика, славянские народы).

4 цивилизация (абсолютистская: сер.XIII- посл. четв. XVIII в.)

Цикл феодальных социально-экономических отношений;

Политическое господство феодалов

Рождение новых мировых империй (испанской, британской, русской, авст/в);

Крестьянские войны (Жакерия (1358), Тайлер (1381), Крест. война в Германии (1524), Болотников, Разин, Пугачев);

Эпоха великих географических открытий;

Формирование класса буржуазии.

 

5 цивилизация (буржуазная: посл. четв. XVIII- посл. чет. XX в.)

Политическое господство буржуазии (Америк. револ.; Французская рев.);

Распад феодальных империй;

Появление тоталитарных государств;

Глобальное распространение индустриальных рыночных отношений.

 

6 цивилизация (глобальная демократическая: посл. чет. ХХ в.-?)

Преобладание групповой структуры над классовой;

Доминирование акционерной структуры собственности;

Нарастание роли интеллектуального капитала;

Кризис государственности;

Кризис традиционных идеологий.

 

Развитие транзитологии. Понятие демократического транзита.

Первоначально собое внимание исследователей переходных процессов было уделено концепту модернизации как общесоциологической методологической среде осмысления общественного развития. Истоки теории модернизации возникшей в 1950-60 г. восходят к концепция Вебера, Тенниса и Парсонса. На нее повлиял структурный функционализм. Исследователи - Беккер, Леви, Хантингтон и др. Главной тема исследований является тема достижения устойчивой демократии. Из з а этого анализирует предпосылки и условия демократизации. В конце 80-90 гг. ХХ в. Сформировалась новая методологическая стратегия, широко распространенная в настоящее время как зарубежной, так и в отечественной социологии и политологии - транзитология. Наиболее значимыми исследователи данного направления - Т. Карл, Ф. Шмиттер, Х. Линц и др. Развитие транзитологии в России проходила несколько стадий, основной тенденцией в воспреемстве от марксистского историзма и концепции революции и переход к использованию альтернативных стратегий. Первый этап - 1989-1991 - отлич. черта исследований спекулятивно-философская описательность переходных процессов, начинают анализировать факторы общественного развития. Дальнейший период (после развала СССР) - анализ институциональных механизмов политического транзита. Вторая половина 90-х гг. проникновение зарубежных исследований. Подчеркивают специфику перехода, недостатки стратегий выявляют, активное изучение посткоммунистических стран, доказывают несостоятельность западных концепций. В отечественных транзитологичеких исследований конца ХХ в. следует выделить три основных стратегичесикх направления: оставшееся по традиции довольно распространенным логико-философское направление, элитисткое и остальные течения, пытавшееся осуществлять политический анализ переходного периода на основе синтеза различных методологических концепций. По мнению Хантингтона демократический транзит - это процесс поэтапной смены конфигурации и характера взаимодействия ведущих политических субъектов в политическом поле государства. Демократический транзит предполагает переход на новый уровень общественно-политического развития страны, который характеризуется и определенными противоречиями. В частности, процессы рационализации общественных отношений, утверждения принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на принципы коллективизма и государственного патернализма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.059 с.)