Особенности протеста в современной политической культуре России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности протеста в современной политической культуре России.



На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

— радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

— изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

— переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

Выражение намерения участвовать в тех или иных формах протеста имеет как политические, социально-экономические, так и культурные основания. Поэтому важной стороной анализа протеста должно быть изучение особенностей политической культуры. Исследователи отмечают, что политическая культура выступает одним из существенных факторов, определяющих политическое поведение населения. Отношение к правительству и политикам, особенности участия в выборах, протестное поведение в значительной степени могут быть объяснены в связи с анализом господствующих в обществе политических идей, традициями отношения к сфере политики в целом. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что различия в национальных политических культурах зачастую проявляются независимо от типа господствующего политического режима.

Ликвидация партийной монополии на власть, утверждение политического и идеологического плюрализма, многопартийности, гласности, новой реально действующей избирательной системы можно отметить как положительные моменты процесса демократизации страны и формирования гражданского общества.

 

51. Проблемы становления и развития российского и бразильского федерализма. Отношения федерального центра и регионов Бразилии и России. Перспективы развития российского и бразильского федерализма.

Бразилия: В 1822 году Бразилия отделилась от Португалии, и в 1824 году была принята конституция нового независимого государства. Страна была провозглашена республикой с федеральной формой территориального устройства, и этот конституционный принцип провозглашался одним из основных. Было провозглашено, что существовавшие до этого провинции образуют Соединенные Штаты Бразилии.

Таким образом, бразильские федеральные единицы были преобразованы из провинций

империи и единого монархического государства. Введение федеративной системы отвечало реальным потребностям и нуждам страны, этому способствовала и громадная территория при отсутствии тесных связей различных регионов между собой и различные социально-экономические условия этих регионов.

 

Бразильская федерация обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, – муниципии. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории.

Различаются три основные сферы компетенции: исключительная компетенция союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального округа (без муниципий).

 

Исключительная компетенция союза заключается в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, вопросах войны и мира, обороны страны, налогов. В совместную компетенцию союза, штатов, федерального округа, муниципий входит: защита Конституции, законов, демократических институтов. Совместная компетенция союза, штатов и федерального округа – включает: производство и потребление, образование, культуру, социальное обеспечение и др.

 

Штаты имеют свои конституции, система их органов во многом аналогична федеральной системе. В штатах образуются органы законодательной власти (однопалатные законодательные собрания), органы исполнительной власти (избираемые населением на пять лет губернатор и вице-губернатор), органы судебной власти (суды штатов). Суверенитетом штаты не обладают, права выхода из Федерации не имеют. Вопросы о создании новых штатов (а также территорий) утверждаются Сенатом. Конституция предусматривает право интервенции (вмешательства) Федерации в дела штатов.

 

Россия: Российская Федерация была провозглашена еще в январе 1918. Перед большевиками стояла генеральная задача установить свою власть не только в столице, но и по всей стране. Для ее решения они пошли на разрушение государственности, в том числе путем поощрения на территории империи национально-государственного строительства малых российских народов. Именно в русле этой политики страна была провозглашена федерацией.

 

Современная Россия: провозглашение Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. и денонсация договора об образовании СССР 12 декабря 1991 г. В 1991 г. сменилось и наименование государства на Российскую Федерацию (Россию).

 

В истории современного российского федерализма можно выделить два главных этапа.

Первый – конец 1980-х — начало 1990-х гг., и завершается к 2000 г.

Второй этап начинается с 2000 г., с государственных реформ Президента РФ В. В. Путина.

 

В числе важнейших событий первого этапа — обретение статуса республики всеми автономными областями, за исключением Еврейской. Этот процесс сопровождался провозглашением государственного суверенитета многими национально-государственными образованиями, их стремлением оформить себя в качестве полноценных государств. В политико-государственной жизни преобладали сепаратистские тенденции.

 

В первой половине 1990-х гг. было принято два основополагающих документа, определяющих контуры федеративных отношений в нашей стране,— это Федеративный договор 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами; и Конституция Российской Федерации 1993 г.

 

Именно этими документами и определяется то противоречивое правовое поле, на котором реализуются крайне сложные отношения между федеральным центром и регионами. На том историческом этапе принятие обоих документов было жизненно необходимо для сохранения государственного единства РФ.

 

Федеративный договор 1992 г. и Конституция РФ 1993 г. заложили сущностные перемены отечественной федеративной модели. В соответствии с ними статус субъектов федерации получили края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург, до того являвшиеся обычными административно-территориальными единицами и управлявшиеся из центра на унитарных началах. Так наконец была достроена субъектная основа Российской Федерации.

 

Среди первых шагов Президента РФ В. В. Путина, направленных на изменение модели федеративных отношений, следует назвать: образование семи федеральных округов; учреждение в них института полномочных представителей Президента РФ и иных органов федеральной власти; ослабление влияния регионов на федеральный центр, например путем изменения порядка формирования Совета Федерации; и др.

 

Разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов осуществляется через выделение в Конституции Российской Федерации так называемых предметов ведения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.)