III. Работа по рассказу «Злоумышленник». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа по рассказу «Злоумышленник».



1. Чтение рассказа по ролям.

2. Беседа по вопросам.

— Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)

— Виновен ли Денис?

— Каково содержание статьи 1081?

— Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

— Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

— Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

Задание: работа по иллюстрации. (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете...»).

Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)

— Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)

— Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)

3. Чтение статьи «Литература и жизнь» (с. 309—310).

 

IV. Подведение итогов урока.

— Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

— К каким чеховским героям можно отнести пословицу: «Он из воды сухим выйдет»?

— Против чего направлены «веселые стрелы смеха» в сказках, повестях, прочитанных вами самостоятельно?

— Прочитайте и объясните записи, сделанные в записных книжках Чеховым: «Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».

«Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».

Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? К кому?

 

Домашнее задание: 1) прочитайте рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня». Подумайте, о чем эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует.

2) Подготовьте статью для сатирического альманаха.

 

Урок 53

Тема: ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ТОСКА»

 

Цели: проверить понимание прочитанного самостоятельно, умение определять тему, значение пейзажа для раскрытия темы; воспитание внимания к людям.

Оборудование урока: произведения Чехова, портрет.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Беседа по вопросам.

— Что такое юмор?

— А что называется сатирой?

— Какую роль выполняет смех в художественных произведениях?

2. Чтение 2—3 статей для сатирического альманаха в духе произведений Салтыкова-Щедрина или Чехова.

3. Рассматривание выставки произведений А. П. Чехова, его портретов. (Экскурсию по выставке может провести библиотекарь школы.)

4. Аналитическая беседа по рассказу «Тоска».

— Каково начало рассказа? (Описание пейзажа: снег, сумерки, зажженные фонари. Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Даже читателю становится на душе сумрачно, холодно, одиноко.)

— Что пытается сказать Иона первому седоку, военному? («А у мня, барин, тово... сын на этой неделе помер». — «От чего же он умер?» Иона ответил, но седок закрыл глаза, не желая продолжать разговор.

Трое седоков весело разговаривают о вчерашнем гулянье. Они кричат, ссорятся, тычут в него кулаком, чтоб побыстрее ехал, и чувство одиночества стало отлегать от груди. «А у меня на этой неделе... того... сын помер», — сказал он, когда они замолчали. — «Все помрем... Ну погоняй, погоняй!» Седоки ушли. «Опять он одинок... и тоска появляется вновь и распирает сердце».)

— С кем пытается герой заговорить? (С дворником, но слышит в ответ: «Поезжай!»)

— Вернувшись на свой двор, кому Иона сообщает о своем горе? (Молодому извозчику, но тот его не слышит.)

— Кому же он изливает свое горе? («Лошаденка жует и слушает…»)

Вывод. Растопить Ионе холодную пелену никак не удается. Ему не седоки нужны, а человек, который откликнулся бы на его боль теплом и участием. Мотив незащищенности, бесприютности человеческих чувств звучит в этом рассказе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.005 с.)