III. Работа с учебником и в тетради. Обобщение по теме урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа с учебником и в тетради. Обобщение по теме урока.



Вопросы. Что объединяет три столбика, которые мы видим на нашей схеме? Это жанры литературных произведений, которые объединены в три рода.

В чем отличие каждого из родов литературы? Чем лирика отличается от драмы? От эпоса? (Выслушать ответы.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для входа в класс. Желательно заготовить такое количество вопросов, чтобы они не повторялись и учащиеся имели возможность вытянуть еще один вопрос, если будут затруднения с ответом; вопросы с загадками оставить на тот случай, когда вопросы по литературе вызовут трудность.

I. Узнай писателя по портрету (портреты писателей, использованные на уроках в 7 классе).

II. Назови автора.

• «Кубок», «Светлана», «Роланд-оруженосец» (В. А. Жуковский.)

• «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Мальчики» (А. П. Чехов.)

• «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «19 октября» (А. С. Пушкин.)

• «Вороненок», «Свинья под дубом», «Мальчик и Змея» (И. А. Крылов.)

• «Парус», «Листок», «Панорама Москвы» (М. Ю. Лермонтов.)

• «Муму», «Бежин луг» (И. С. Тургенев.)

III. Узнай героя.

Ниже в качестве примера представлены возможные варианты заданий, учитель без труда сможет сформулировать аналогичные.

• Боярышня! Живая ли? Живая.

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках. (Снегурочка.)

• В замке Бенвика мальчик-француз разглядывал свое лицо, отраженное полированной поверхностью шлема. Шлем отливал на солнце упрямым металлическим блеском. (Ланселот.)

• И вот он на бедро свое

Повесил меч отцов тяжелый;

Взял длинное его копье

И за плеча рукою смелой

Его закинул крепкий щит;

И вот он на коне сидит;

И потихоньку удалился —

Дабы отец не пробудился. (Роланд-оруженосец.)

• Сегодня я показывала маменьке мой вчерашний журнал. Маменька была им недовольна. (Маша.)

• Первому, старшему из всех,..., вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы. (Федя.)

• За прошедший урок истории, которая всегда казалась мне самым скучным, тяжелым предметом, Лебедев жаловался на меня St.-Jerome’y и в тетради баллов поставил мне два, что считалось очень дурным. St.-Jerome тогда еще сказал мне, что ежели в следующий урок я получу меньше трех, то буду строго наказан. (Николенька Иртеньев.)

• Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото. (Володя и Чечевицын.)

 

IV. Назови поэта — автора стихотворных строк.

1) И вдруг мне навстречу поток;

Из трещины камня лилася вода;

И вихорь ужасный повлёк

Меня в глубину с непонятною силой... (В. А. Жуковский)

2) Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тренькает синица

Меж лесных кудрей... (Есенин)

3) Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован... (Тютчев)

4) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит... (Пушкин)

5) Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит... (Тютчев)

6) Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она. (Некрасов)

7) Ласточки пропали,

А вчера с зарей

Все грачи летали

да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно. (Фет)

8) Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака. (Есенин)

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин, И. И. Уроки литературы в 5—6 классах: Практические методики: книга для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. —207 с.

2. Детская энциклопедия: для среднего и старшего возраста. 2-е изд. Т. II. «Язык. Художественная литература». — М.: Просвещение, 1968.

3. Зарубежная литература: хрестоматия для 8—10 классов средней школы / сост. В. А. Скороденко. — 9-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.

4. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин и др. — М.: Дрофа, 1998. — 592 с.

5. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса. / М. А. Снежневская, П. А. Шевченко, Т. Ф. Курдюмова и др.; под ред. М. А. Снежневской. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.— 240 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. доктора филол. наук, проф. М. Ю. Шведовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1982.—816 с.

7. Три века русской поэзии / сост. М. В. Банников. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1986.

8. Читаем, учимся, играем // Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. — № 4. — 2005.

 

 


[1] Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. — М., 1960. — С. 362.

[2] Благой Д. Д. А. С. Пушкин. — М., 1949.—С. 78.

[3] Гроссман Л. П. А. С. Пушкин: ЖЗЛ. – М., 1960. – С. 362.

[4] Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М., 1988.—С. 108—118.

[5] Использованы материалы пособия автора-составителя О. А. Финтисовой «Литература. 7 класс» (Волгоград: Учитель, 2008).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.)