Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: роберт бёрнс. «честная бедность»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: знакомство с одним из лучших шотландских поэтов, темами его творчества: защита бедных и обездоленных; честность, справедливость, гордость, честь — общечеловеческие понятия. Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Изучение новой темы. 1. Слово учителя о поэте. Роберт Бернс (1759—1796). Английская поэзия ХVIII в. представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи. В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):
Наша честь велит смести Угнетателей с пути И в сраженье обрести Смерть или свободу! (Перевод С. Маршака.)
Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора его пригласили в главный город Шотландии — Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу. Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен. Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей — людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:
Забудут рабство и нужду Народы и края, брат. И будут люди жить в ладу; Как дружная семья, брат. (Перевод С. Маршака.)
Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия. Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии — в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.
2. Работа по учебнику: составление плана ответа статьи (с. 228—230 в учебнике). План ответа учеников. 1) Твардовский о Бернсе. 2) Отец поэта, его роль в воспитании детей. 3) Любовь к книгам. 4) Что прежде всего отец ценил в людях? 5) Какие наставления давал поэт младшему брату? 6) Герои стихов поэта. 7) Талант и усердие, труд. 8) Бедность и нужда. 9) Бернс и русская литература.
3. Слово учителя. Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встреч доброй воли. Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ». Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе.
4. Чтение стихотворения «Честная бедность» учителем или подготовленным учеником.
5. Аналитическая беседа по стихотворению. — Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус? — Как понимать: «Богатство — штамп на золотом, а золотой — мы сами!?» (Золотой человек, — говорят о гордом человеке, с чувством собственного достоинства, жалким рабам и трусам свойственны лицемерие, подхалимство.) Задание: объяснить слово «знать». (Знатные, достойные уважения для поэта те, кто кормится своим трудом, не живет за счет других.) — Какая русская пословица уместна в этом случае? («Встречают по одежке, а провожают по уму. В стихотворении «Вельможа», Г. Р. Державина есть строчки. Осел останется ослом, Хоть ты осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.) 4-я строфа. — Всесилен ли король? («Не место красит человека, а человек место» — пословица. Никак нельзя заменить ум и честь наградами, чинами. Король не всесилен.) 5-я строфа. — Во что верит поэт? (Придет время, когда уму и чести будет почет и уважение, верит, что наступит время справедливости и единства.)
Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность — общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.
6. Выразительное чтение стихотворения учащимися (по строфам).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.011 с.) |