Тема: отрывок из поэмы А. С. Пушкина «медный всадник» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: отрывок из поэмы А. С. Пушкина «медный всадник»



Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкина, как и его поэтов-предшественников, желание воскресить минувший век во всей его истине привело к изучению «давно минувших» веков.

На прошлом уроке мы с вами говорили о поэме «Полтава», а сегодня продолжим тему и прочитаем отрывок из поэмы «Медный всадник».

 

2. Беседа.

— Зачем Петру, России нужен был выход в Балтийское море? (Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.)

— Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в ХVII в. земли по берегам Балтийского моря? (С 1700 по 1721 гг.)

Россия добилась победы.

Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.

 

3. Анализ отрывка из поэмы «Медный всадник».

— Какое решение принял Петр I? (Построить город.)

— О каком городе идет речь?

 

4. Работа по учебнику. Чтение отрывка (с. 77, I ч.).

 

5. Беседа по вопросам.

— Как автор описывает места, где решили построить город?

— Как понимаете «В Европу прорубить окно»? (Выход в море для связи с Европой.)

— Какую роль должен сыграть город на Неве? (Город необходим, чтобы шведы почувствовали силу и мощь победителя, крепость-город будет вселять уверенность в безопасности. Морские корабли, на мачтах которых будут развеваться флаги всех стран, будут гостями города и страны.)

Какие эпитеты автор подбирает, описывая город? («Пышно, горделиво. Построены дворцы и парки. Корабли стремятся к берегам Невы, одетым в гранит. Красота Москвы померкла перед великолепием Петербурга, как бывшая царица, ставшая вдовой, уступила в красоте новой царице.)

— За что Пушкин любит Петербург? (За строгость стройных строений. За бесчисленные мосты с чугунной оградой. За северное сияние, которое освещает его комнату, где он читает без свечи, без лампады. Восхищается он спящими громадами домов на пустынных улицах и медленным, величавым и мощным течением Невы.)

— Какова интонация каждой строфы?

— Каковы чувства? (I строфа — грусть, задумчивость, печаль, рожденная унылым пейзажем; II строфа — уверенность, решимость; III строфа — гордость и восхищение; IV строфа — любовь.)

Вывод. Пушкин восхищен великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Но помним ли мы, что во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней?

 

III. Подведение итогов урока.

— Понравился ли вам отрывок?

Какие литературные приемы позволили поэту воспеть град Петров и будущее России?

 

Домашнее задание: устно нарисовать иллюстрацию, которая воспроизвела бы одно из описываемых событий Полтавской битвы (умеющим рисовать — создать иллюстрацию); выразительно читать с. 43 поэмы «Медный всадник».

Индивидуальное задание: задание 2, с. 80 в учебнике (О памятниках Петру I).

 

Урок 18

Тема: А. С. ПУШКИН. «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка работ учащихся (по отрывку из поэмы «Полтава»), комментарии учащихся и учителя, оценка.

 

2. Индивидуальное задание: сообщение учащегося, сопровождаемое показом иллюстраций, фотографий памятников Петру I.

 

3. Работа по карточкам.

К а р т о ч к а 1.

1. К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?

(Поэма — один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2. Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?

(Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье), (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.

Сравнения: и перед младшею сострою / Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова; Девичьи слезы, ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия…

Гипербола:

Корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург — град Петров, Петра творенье; финский рыболов — печальный пасынок природы; парад Марсовых полей и т. п.)

 

К а р т о ч к а 2.

1. Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2. О каких деяниях упоминался в данных строчках? Откуда они?

 

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того чьей волей роковой

Над морем город основался...

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта?

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

 

(Героем обеих поэм является русский царь Петр I, или, как его еще называют, Петр Великий. Отрывок взят из поэмы «Медный всадник», речь идет о знаменитом памятнике Петру I. Адресуясь к статуе, поэт перечисляет дела и качества реального героя: основание им новой столицы, Петербурга, переустройство государства, новая экономическая, военная, просветительная политика) (Россию поднял на дыбы), сила, воля, ум гениального правителя сочетаются с жестокостью, ненавистью ко всему, мешающему на пути преобразования, поэтому «ужасен» Петр.)

 

К а р т о ч к а 3.

Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».

(Метафора — перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их свойства или по контрасту.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

 

К а р т о ч к а 4.

Попробуйте, используя отрывки, посвященные Петру I, Нарисовать его портрет. (Петр обязательно представляется поэтом в движении: либо он стремительно идет, либо скачет на коне. Царь Петр высокого роста, на голову возвышается над свитой. В лице главное — глаза. Они сияют торжеством, радостью или гневом. У него высокий лоб — «чело». Многие мысли, новые проекты занимают царя, поэтому на челе — дума, выражение лица сосредоточено. Еще у него быстро меняется настроение. Пушкин отметил противоречивость Петра. Петр у него «ужасен» и «прекрасен» одновременно.)

 

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что А. С. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени (в этом мы уже убедились), интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицын-градом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «Песнь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

В «Песне...» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.

 

2. Работа с учебником.

Чтение «Песни...».

 

3. Беседа по вопросам.

— Что поведал кудесник о жизни князя? («...Прославлено имя, щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)

— Что предсказал кудесник князю? («...Смерть от коня своего…»)

— Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня»), недоверчив («усмехнулся»), кудесник — спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)

— Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?

(«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Прав див и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

Вещий — мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.)

— Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)

— Какой эпизод «Песни...» изображен на рисунке в учебнике? (С. 83.)

 

4. Чтение летописи.

— Есть ли различие между летописью и «Песнью...»? (В «Песне...» расставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)

 

5. Словарная работа.

— Назвать в «Песне...» лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрёк, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)

Вывод. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.016 с.)