III. Написание сочинения в черновиках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Написание сочинения в черновиках.



 

Домашнее задание: характеристика одного из богатырей — сочинение.

 

Урок 8

Тема: СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ С КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II. Чтение 2—3 работ учащихся, рецензирование сочинений учителем.

 

III. Редактирование работ.

IV. Написание сочинений в чистовики.

Домашнее задание: подобрать по 2—3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи Аникина «Мудрость народов» (с. 44—45 в учебнике).

 

Урок 9

Тема: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

Цели: знакомство с пословицами и поговорками, созданными мудростью народной и богатым жизненным опытом; богатство, точность, выразительность языка этого вида устного народного творчества.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы — пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл. (Ответы учащихся.)

Какие меткие народные изречения! И в каждой — совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

 

2. Работа по учебнику.

— Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице. (Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ — намеками, иносказательно.)

 

3. Беседа по вопросам.

— Что такое пословица?

— Что значит на все случаи жизни? (О труде — «Без труда...», о проведении времени — «Делу время...», питать на кого-то надежду — «На Бога надейся...», об отказе от друга и наговоре на него — «Не плюй в колодец...», «Не рой яму другому...», о хвастовстве «Не хвали себя...», об отношении к животным — «Не гони коня кнутом...».)

Поговорка — часть суждения. (Можно ли заблудиться в незнакомом лесу? («В трех соснах заблудился») Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову» Поговорки похожи на метафоры.)

— Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

 

4. Пушкин о пословицах и поговорках.

 

5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 36 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

 

6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога.)

 

7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.

 

III. Закрепление темы.

1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.

Вариант I Вариант II

 

1. Объяснить, как построена пословица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.


Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.

 

Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.


Пословица представляет собой простое предложение с инверсией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.


Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.

Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица, В ней может содержаться упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может — похвала.


Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь походишь).

в) До слова крепись, а давши слово, держись.

В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись — держись).

г) Лес рубят — щепки летят.


Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.

Переносный — во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.


Предложение сложное, вторая часть — следствие из первой.

 

2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье — мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

 

V. Подведение итогов урока.

— Что такое пословица? поговорка?

 

Заключительное слово учителя.

Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

 

Домашнее задание: учебник, задание 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42—43 (пересказ статьи).

 

Урок 10

Тема: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

 

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение и рецензия домашних сочинений (2—3 работы).

2. Самостоятельная (проверочная) работа (по карточкам).

 

Карточка 1.

1) Что такое пословица? поговорка?

2) Какая связь между этими фольклорными жанрами указана в пословице в «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»?

(И пословицы, и поговорки — меткие образные выражения, но в отличие от пословицы в поговорке нет законченного суждения, лишь часть его. Например: «Комар носа не подточит», — говорят о тонком деле, хитроумном замысле. Пословицы же часто содержат в себе оценочное суждение, поучение.)

 

Карточка 2.

1) Что такое пословица?

2) Объясните прямой и переносный смысл пословицы; отметьте, как она построена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.01 с.)