Оценка сочинений-рассуждений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка сочинений-рассуждений.



При оценке работы учащиеся пользуются известными критериями, разработанными для экспертов ЕГЭ. Добавим, что на определённом этапе после совместного с детьми изучения критериев, помещённых в КИМах, составляем контрольный лист, в котором учащиеся и учитель оценивают созданный ребятами текст.

 

Контрольный лист выглядит следующим образом:

 

Критерии Содержание сочинения Оценка ученика Оценка учителя
К1 Формулировка проблем исходного текста    
К2   Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.    
К3   Отражение позиции автора исходного текста.    
К4 Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме.    
II Речевое оформление сочинения.    
К5   Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.    
К6 Точность и выразительность речи.    
III Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм.
К8 Соблюдение пунктуационных форм.
К9 Соблюдение языковых форм.
К10 Соблюдение речевых норм
К11 Соблюдение этических норм    
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале    
  Итог Итог

 

Подобная работа учит старшеклассников более серьёзно и вдумчиво относиться к собственным сочинениям. При значительном расхождении баллов, выставленных учителем и самим учеником, появляется возможность задуматься над тем, насколько значительны пробелы в знаниях и насколько не сформированы творческие навыки. Это те проблемы, решать которые необходимо учителю и ученику.

Не скроем, что более или менее объективно оценить собственную работу могут только сильные учащиеся, слабые, как правило, с ней не справляются или сдают контрольный лист пустым. Самый лучший выход из этой ситуации - совместная с учеником проверка сочинения, когда он наблюдает за тем, как учитель выставляет баллы, выслушивает его замечания и исправляет ошибки.


Приложение 1

Оценочные слова и речевые клише

 

I. Выражение эмоциональной оценки.

К сожалению, нельзя не удивиться; вызывает восхище­ние; великолепно; радует то, что...; нельзя остаться рав­нодушным; читатель растроган тем, что...; интересно и др.

II. Выражение согласия / несогласия с мнением автора.
Должны согласиться; разделять точку зрения; призна­
вать достоинства; автор решает вопрос оригинально, ин­
тересно; следует признать, отметить; не можем не со­
гласиться; с удовольствием отмечаем.

К сожалению, вынуждены возразить, отметить, оспо­рить; сомнительно, что...; автор упускает из виду; нео­боснованно утверждает.

III. Выражение уверенности или предположения.

Убежден, уверен; считаю(ем), что...; полагаю(ем), что...; подтверждать; автор убедительно доказывает, что...; ра­зумеется, что...; очевидно, что...; нет сомнений в том, что...; в этой связи ясно, что...; автор отстаивает точку зрения, свою позицию; допустить, предположить, что...; условимся, что...

IV. Глаголы, с помощью которых рецензент комментирует подачу информации в авторском тексте.

Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказы­вает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, на­зывает, описывает, разбирает, подчеркивает, ссыла­ется на..., останавливается на...; отмечает важность, фор­мирует, исходит из...; утверждает, поднимает проблему, ставит задачу, объясняет это тем, что,..; причину этого видит в том, что...; считает, что...; приводит пример того, как.».: приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что,..; в заключении можно сказать, что…, важно отметить, что,..

V. Средства рациональной оценки в сочинении.

Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глу­бокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; автора (читателя) не может
не волновать; доказательства убедительны; манера из­ложения отличается краткостью, точностью выбора сло­ва, чувством слова; точка зрения автора не только ори­гинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстра­дана и др.

Приложение 2

Элементы комплексного анализа текста.

Содержательный анализ:

· тема

· идея

· проблематика:

· образ автора (тип повествователя) + авторская позиция, его отношение к проблеме, идеал, замысел

· эмоциональность текста

· образы

Речеведческий анализ:

· стиль

· тип

· жанр

· теморематический анализ:

способы связи, средства связи

· композиция

· хронотоп

Языковой анализ:

· язык: лексический уровень, морфологический уровень, словообразовательный уровень, синтаксический уровень

· стилистические средства: звукозапись, тропы, фигуры


Что такое рассуждение и как его построить

По прочитанному тексту нужно написать собственное со­чинение-рассуждение, которое имеет особую композицию.

1. Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Строение текста-рассуждения. В таком тексте обыч­но выделяются 3 части:

Тезис; 2) доказательство, то есть аргументы; 3) вывод,

3. Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается7

4. Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обо­сновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвеча­ют на вопрос: С помощью чего ведется обоснование тезиса?

5. Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры — самые убедительные аргументы.

В качестве аргументов в сочинении-рассуждении Части С ЕГЭ по русскому языку могут быть приведены, кроме того, примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.

На заметку!

В тексте-рассуждении в качестве сред­ства связи предложений, аргументиру­ющих высказанную мысль, часто использу­ются вводные слова, выражающие порядок в развитии развитии мысли и степень важности каждого из его этапов.

На заметку!

Всегда помните, что:каждое произведение, фрагмент текста уникальны по своей форме и содержанию.

Задача учащегося: прокомментировать эту уникальность.

2) нужно использовать три основных направления работы:

содержание текста

Построение текста

языковое оформление

3) ключевое в анализе текста: постижение авторского замысла.

Требования к сочинению-рассуждению.

 

В сочинении-рассуждении нужно:

• сформулировать и прокомментировать одну из про­блем, поставленных автором текста (избегая чрезмер­ного цитирования);

• сформулировать позицию автора;

• высказать свою точку зрения;

• убедительно её доказать (привести не менее двух ар­гументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

• изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Приложение 3

Предупреждение распространенных ошибок

 

1. Избегайте речевых повторов. Употребление однокоренных слов на близком расстоянии называется тавтологией. Что­бы ее избежать, пользуйтесь синонимами, то есть словами близкими по значению. Например, чтобы не повторять имя А.С.Пушкина, его можно заменить такими словосочетания: знаменитый поэт, лирический герой стихотворения, ав­тор романа, «таинственный певец», «взыскательный ху­дожник» и т.д.

2. Вдумывайтесь в значение тех слов, которые вы употреб­ляете. Старайтесь представить, нет ли в ваших словах дву­смысленности. Например, выражение «писатель хотел этим показать» можно понять так: «писатель изо всех сил хотел кому-то что-то показать, да у него ничего не вышло». Пра­вильной фразой в этом случае является выражение: «В этом образе писатель запечатлел свои представления о том-то и том-то».

3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.

4. Помните, что настоящий анализ дол­жен быть объективным, поэтому местоимения первого ли­ца (я, мы), указывающие на субъективную оценку, пусть встречаются в ваших сочинениях как можно реже.

5. Избегайте резких нелогичных переходов типа: «А теперь обратимся к …». Если в сочинении необхо­димо перейти к анализу очередной микротемы, то следует по­строить этот переход на основе сходства или отличия предыдущей микротемы и последующей.

6. Старайтесь выражать свои мысли наиболее ясно и четко, избегая при этом длинных предложений и нанизывания на стержень одного предложения нескольких причастных и деепричастных оборотов. Умейте вовремя поставить точку, означающую конец мысли. Слишком растянутые фразы размывают смысл вашего высказывания и увеличивают риск пунктуационных ошибок.

7. Не увлекайтесь цитированием. Объем чужих слов не должен превышать 1/4 текста вашего сочинения.

8. Главное — оставьте достаточно времени на проверку.

 

 

Литература для учителя:

 

1. Пащук Н. От анализа текста – к сочинению (приложение к газете « Первое сентября»)

2. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля. - ( приложение к газете «Первое сентября»)

3. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля. - (приложение к газете «Первое сентября»

4. Вялкова Г.М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10 – 11 класс. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006 г.

5. Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2001 г.

6..Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. - М.: Изд-во «Рольф» 2002 г

7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2002 г.

8. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

9. Грекова Е. Алгоритм сочинения.— М., 1995.

 

Литература для учащихся:

1. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.

2.Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ-2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.

3. Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения. – М.: Экзамен, 2003. – 126 с.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.011 с.)