Тема: А. С. Пушкин. Поэма «полтава». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: А. С. Пушкин. Поэма «полтава».



ОБРАЗЫ ПОЭМЫ

 

Цели: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта; отметить внимание к судьбе маленького человека» и искреннее сочувствие ему; развивать внимание, устную речь, воображение.

Методические приемы: аналитическая беседа, чтение произведений.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Один ученик рассказывает о Жуковском; чтение по ролям баллады «Лесной царь».

 

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

(1799—1837)

«У каждого возраста свой Пушкин», — писал С. Я. Маршак. Мы привыкаем к чуду поэзии А. С. Пушкина если не с детства, то с младших классов. Седьмой класс приоткроет нам еще одну страницу, введет нас в круг мыслей и переживаний юного поэта, познакомит с Пушкиным-лицеистом.

 

2. Рассказ подготовленного ученика (индивидуальное домашнее задание) О Пушкине-лицеисте, сопровождаемый разбором картины И. Е. Репина и показом фотографий Царскосельского парка.

Учитель. Именно тогда, в Лицее, Пушкин понял, что музой его станет Свобода. Тема Родины, ее судьба, историческое прошлое России, желание воскресить минувший век, вновь и вновь заставят поэта обратиться к изучению «дел давно минувших дней».

 

3. Работа над поэмой «Полтава».

1) Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695—1696) был занят Азов, Россия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале ХVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700—1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл ХII, который долгое время одерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

2) Рассматривание репродукций.

Учебник, с. 77. «Полтавская баталия». В поэме «Полтава» описывается эта баталия.

3) Чтение отрывка из поэмы, беседа по вопросам.

— Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит, к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Шлепаются о землю ядра, свистят пули, солдаты готовы в штыковую атаку нависли хладные штыки и. Шведы рвутся вперед. Поле битвы — поле «роковое» (рок — судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны.

Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника «Уходит...», «Сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

— Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»? (Наступает затишье перед боем, готовятся к главному сражению, как пахарь отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты,), пахарь труженик и воин — труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки голодный ревя — требование жертв.)

— Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки — вступает в рукопашный бой, «летучая» конница — перемещение. Звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» — новых погибших на уже погибших. Горячие ядра шлепаются в погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов — «колет, рубит, режет», а затем только существительных — «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

— Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

— Каким мы видим Петра I, Карла ХII? Как автор относится к ним? (Автор влюблен в своего героя, в Петра I. Петр возбужден перед боем. Эпитет «ужасен» рифмуется с «прекрасен», ужасен — необыкновенен, грозен для врага. Глаголы передают волнение — «мчится», «промчался», «вослед неслись». Глаза сияют, лик его ужасен, «он весь, как божия гроза» — сравнение, готов метать и гром и молнии, движения порывисты. Полки рады видеть своего полководца. Даже верный конь гордится седоком.

Карл, накануне вечером осматривая издалека лагерь русских, наткнулся на дозор казаков. Одного казака он убил, другой тяжело ранил его в ногу. Поэтому он «бледен», «недвижим» в «качалке … несомый верными слугами». «Слабым манием руки» — слабое движение руки, казалось, что он не понимает, что происходит, у него нет сил, боль не дает ему возможности сделать то, что нужно — воодушевить свои войска.)

— Как понимаете «В шатре своем он (Петр) угощает... вождей чужих...»? (Гордость испытывает Петр за силу русского оружия, смелость солдата. Одолеть Карла ХII и его воинов («сквозь огнь окопов рвутся шведы») — великая честь. Петр великодушен к побежденным шведским генералам, которые, побеждал, учили его воевать!)

Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

 

Урок 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.008 с.)