Под лежачий камень вода не течет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под лежачий камень вода не течет.



(Прямой смысл заключен в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела. Строится пословица на инверсии: на первое место вынесено главное словосочетание — лежачий камень.)

 

Карточка 3.

1) Что такое поговорка?

2) Объясните смысл пословицы. Укажите, как она построена.

На чужой стороне а весна не красна.

(Смысл этой пословицы — патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, не радует и она.)

 

Карточка 4.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

На смелого собака лает, а труса кусает.

(Эта пословица построена на основе противопоставления: смелый — трус, лает кусает; четко организована ритмически, сказуемые 1-й и 2-й частей рифмуются.)

 

Карточка 5.

1) Что такое поговорка?

2) См. задание 2 карточки 4.

Собирай по ягодке — наберешь кузовок.

(Пословица представляет собой сложное предложение, во 2-й части которого заключено следствие из содержания первой. Отсутствие подлежащих, повелительная форма глагола в 1-й части (собирай) придают всему высказыванию обобщенный смысл.)

 

Карточка 6.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Не мил и свет, когда друга нет.

(Это сложноподчиненное предложение, где обе части содержат отрицание. В главном предложении используется инверсия, в результате основное слово оказывается на первом месте. Пословица организована ритмически, в ней есть и рифма (свет — нет).

 

Карточка 7.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

В камень стрелять — только стрелы терять.

(Эта пословица имеет дактилический ритм

; есть в ней и рифма: стрелять — терять. Между частями предложения установлены причинно-следственные связи.)

 

Карточка 8.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Добро творить — себя веселить.

(В 1-й части предложения первой. Пословица организована ритмически, в каждом слове ударение падает на последний слог, есть рифма: творить — веселить.)

 

Карточка 9.

1) Что такое пословица?

2) Объясните, как построена данная пословица. Какие особенности вы можете отметить?

Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

(Пословица построена на антитезе, противопоставлении: родимая — чужая, мать — мачех. Кроме того, в каждой части есть скрытое сравнение: родина сравнивается с матерью, чужбина — с мачехой.)

 

3. Прочитайте пословицы и поговорки.

Определите их общую тему.

— Назовите номера многозначных изречений (т.е. с прямым и переносным смыслом) и однозначных.

Проецируется на экран или открывается запись на доске.

1) Терпение и труд все перетрут.

2) Лес сечь — не жалеть плеч.

3) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

4) Грибов ищут — по лесу рыщут.

5) Не за свое дело не берись, за своим не ленись.

б) На чужом хребте легко работать.

7) Люди жать, а мы на солнышке лежать.

8) Двое пашут, а семеро руками машут.

(Эти пословицы и поговорки о труде, уменье, лепи, безделье. 1, 5, 6-я — однозначные; 2, 3, 4, 7, 8-я и переносный смысл.)

 

4. А в заключение — игра-соревнование между рядами «Кто больше знает пословиц, в которых прославлялись бы ученье, знание, книга?

(Ученье — свет, а неученье — тьма. Красна птица пением, а человек — уменьем. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)

 

III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника (с. 50—51).

— Пересказ учащимися статьи (домашнее задание).

Беседа по вопросам.

— Что называли летописями?

— Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

 

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи — «Повесть временных лет».

Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке (слова проецируются на доску):

«...Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Для стиля летописания характерна прямая речь героев, а нередко и живой диалог.

Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. В завещании Ярослава, прозванного Мудрым, к сыновьям читаем (слова проецируются на экран): «И будете мирно живуще. Аще [если] ли будете ненавидно живуще, в распрях [...], то погыбнете сами, и погубите землю отецъ своих и дед своих, юже надезоша [устроили] трудомъ своим великим» (1054).

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

 

4. Чтение статьи учебника (с. 52). Из похвалы князю Ярославу и книгам.

Беседа по вопросам.

— Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

— Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы, они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души в руководство в жизни.)

 

5. Комментированное чтение учителя из «Поучения Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

— Какие наставления устарели?

— Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

— Можем мы сейчас похвастаться бережливостью, сочувствием к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха — непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек — твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь... Но первое имя — Человек!» И сейчас мы слышим: «Хороший человек! Плохой человек...». Пусть будет каждый из нас достоин этого великого звания — Человек!

 

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.011 с.)