Тема: запорожская сечь. Жизнь в Сечи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: запорожская сечь. Жизнь в Сечи



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть описания степи (2—3 ученика).

 

III. Сообщение темы и целей урока.

 

IV. Работа по теме.

1. Работа с текстом.

Задание. Просматривая текст, выбрать картины, знакомящие нас с жизнью Сечи. («...Оглушили пятьсот кузнечных молотов...», «кожевники мяли кожи...», «Торговцы... сидели...» «развесил платки», «... ворочал кадки с тестом», «... запорожец, спавший на дороге», «... пробирался... сквозь... улицу...», «...несколько куреней (шалаши, в которых жили запорожцы; подразделение войска),... запорожцев лежавших...», «...запорожец без рубашки...»)

 

2. Беседа по вопросам.

— Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? («Так вот она, Сечь!.. на всю Украину». Каждое слово, восторженная интонация передают восхищение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.)

 

3. Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Картина очень близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «... и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием...»

(Цитата по книге: Голубева Э. И., Крестинская А. А., Кузнецова Э. В. Беседы о русских художниках. — Л., 1960.— С. 163.)

Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев.

Центральная фигура картины — кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос.

Все: поза, одежда — говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым.

Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели — защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов.

В центре картины — небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте.

Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину.

 

4. Комментированное чтение страниц повести.

— Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи? (I ч., 162 «... приходила гибель народа... вся церемония».)

— Какую роль играл куренной атаман (батька)?

— Каковы законы Запорожской Сечи?

— Как проявили себя Остап и Андрий?

— Какое решение принимают казаки и почему? («...Идти прямо на Польшу, отомстить... за... посрамленье веры и казацкой славы». «Прощай, наша мать!..»)

Вывод. Суровы законы Запорожской сечи, сыны Тараса Бульбы окунулись в беспокойную ее жизнь; в бою не жалели себя; но и в бою, как и в учебе они были разными; любуется отец своими сыновьями и гордится.

Задание. Зачитать начало V главы. («Все знали, что трудно... под именем запорожского войска».)

— Каков Остап в бою? (Зачитать от: «Остапу, казалось, был … качества льва».)

— Какие качества воина проявил Андрий? (Андрий храбр в бою, но это не та храбрость, которая нужна для подвига, это только упоение музыкой боя. Остап же храбр, но предусмотрителен».)

Задание. Зачитать диалог служанки панночки и Андрия. (Зачитать со слов: «... сам подошел... я сейчас ворочусь».)

— О чем напомнила панночка Андрию? («... Тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе».)

— Что ответил казак? («А что мне отец... И все... погублю за такую отчизну!»)

Вывод. Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни — защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем... Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания (именно так было в бурсе!), даже если виноват. И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества.

 

V. Подведение итогов урока.

— В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?

 

Домашнее задание: подготовиться к анализу 5, 6, 7 главы повести.

 

Урок 29

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.004 с.)