![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: запорожская сечь. Жизнь в СечиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть описания степи (2—3 ученика).
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по теме. 1. Работа с текстом. Задание. Просматривая текст, выбрать картины, знакомящие нас с жизнью Сечи. («...Оглушили пятьсот кузнечных молотов...», «кожевники мяли кожи...», «Торговцы... сидели...» «развесил платки», «... ворочал кадки с тестом», «... запорожец, спавший на дороге», «... пробирался... сквозь... улицу...», «...несколько куреней (шалаши, в которых жили запорожцы; подразделение войска),... запорожцев лежавших...», «...запорожец без рубашки...»)
2. Беседа по вопросам. — Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? («Так вот она, Сечь!.. на всю Украину». Каждое слово, восторженная интонация передают восхищение, что только Сечь с ее республиканским строем формирует гордых, храбрых и вольнолюбивых казаков.)
3. Рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина очень близка повести Гоголя. Она создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «... и вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием...» (Цитата по книге: Голубева Э. И., Крестинская А. А., Кузнецова Э. В. Беседы о русских художниках. — Л., 1960.— С. 163.) Письмо запорожцев турецкому султану свидетельствует о мощи, силе и неистощимом юморе запорожцев. Центральная фигура картины — кошевой атаман Иван Сирко. У него мужественное лицо, умный, проницательный взгляд, орлиный нос. Все: поза, одежда — говорит о силе и властности атамана. Именно такой атаман мог разгуливать на «чайках» по Черному морю и совершать самые смелые походы в Крым. Все огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных и западных соседей. Храбрые запорожцы пренебрегли всем, что оставили дома, ради одной цели — защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов. В центре картины — небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник. Они уверены в своих силах и в своей правоте.
Эти гордые и свободолюбивые люди, воины и республиканцы, в одинаковой степени дороги и близки как Гоголю, так и Репину.
4. Комментированное чтение страниц повести. — Что удивило Остапа и Андрия в организации Сечи? (I ч., 162 «... приходила гибель народа... вся церемония».) — Какую роль играл куренной атаман (батька)? — Каковы законы Запорожской Сечи? — Как проявили себя Остап и Андрий? — Какое решение принимают казаки и почему? («...Идти прямо на Польшу, отомстить... за... посрамленье веры и казацкой славы». «Прощай, наша мать!..») Вывод. Суровы законы Запорожской сечи, сыны Тараса Бульбы окунулись в беспокойную ее жизнь; в бою не жалели себя; но и в бою, как и в учебе они были разными; любуется отец своими сыновьями и гордится. Задание. Зачитать начало V главы. («Все знали, что трудно... под именем запорожского войска».) — Каков Остап в бою? (Зачитать от: «Остапу, казалось, был … качества льва».) — Какие качества воина проявил Андрий? (Андрий храбр в бою, но это не та храбрость, которая нужна для подвига, это только упоение музыкой боя. Остап же храбр, но предусмотрителен».) Задание. Зачитать диалог служанки панночки и Андрия. (Зачитать со слов: «... сам подошел... я сейчас ворочусь».) — О чем напомнила панночка Андрию? («... Тебя зовут твои отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе».) — Что ответил казак? («А что мне отец... И все... погублю за такую отчизну!») Вывод. Казаки с детства знали, что самое дорогое для них земля родная, смысл их жизни — защита ее. Не было в сердце Андрия любви к Родине, ни к чему и мужество, и храбрость. Не быть такому человеку героем... Остап и Андрий выросли вместе, под одной кровлей родительской, оба в детстве были свидетелями жизни отца, исполненной мужества. Но в натуре Андрия не оказалось прямоты и честности, не прошли даром маленькие хитрости детские, появилось стремление спрятаться за спину товарища, увильнуть от наказания (именно так было в бурсе!), даже если виноват. И все это не из трусости, а хитрости. Так постепенно развивался эгоизм, душу его заполнили собственные чувства, собственные переживания, и не осталось в ней места для любви к родной земле и для святого долга товарищества.
V. Подведение итогов урока. — В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями?
Домашнее задание: подготовиться к анализу 5, 6, 7 главы повести.
Урок 29
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.218.94 (0.009 с.) |