III. Разбор-анализ стихотворения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Разбор-анализ стихотворения.



— Какова композиция? (В стихотворении два плана; земной, событийный (солнце приходит в гости), обобщающий — философский; рассуждения солнца о трудности его дела, о содружестве поэта и солнца, о цели и лучей, и стихов, девиз солнца и поэта

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить —

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

И солнца!)

— Каково значение поэзии, по мнению поэта? (Поэзия — это труд, труд сложный, напряженный, но вместе с тем радостный, если цель достигнута. Цель стиха — озарить, воспеть (взорим, вспоем) «у мира в сером хламе» (хлам — преступность, воровство, разгильдяйство, карьеризм, казнокрадство, взяточничество), солнце освещает этот хлам, поэт борется с ним стихами. И если солнце устало, на смену ему приходят стихи. И снова настает день. Солнце и поэт — двустволка, сила их велика, поэтому «стена теней, ночей тюрьма пала».)

— Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе? (Чтобы пала «стена теней», все отрицательные стороны жизни (бюрократизм, подхалимство, мещанство), чтобы всегда день «трезвонится», день (свет, чистота, ясность) не заканчивался.)

— Что общего между солнцем и поэтом? (У обоих работа тру дна, беспрерывна, борьба со всем отрицательным.)

— Каков язык стихотворения, каковы выразительные средства? (Гиперболы — сто сорок солнц просторечия — «слазь», «шляться в пекло», неологизмы (новые слова), омонимы (звучат одинаково, значения разные), рифма в облака ты — плакаты — сложная, ритм.)

Вывод. Маяковский, адресуясь к читателю-другу, для разговора о поэзии выбрал форму задушевной, полушутливой беседы, в которой утверждал мысль о высоком назначении поэзии. Поэт защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного или самого тяжелого труда, если он одухотворен целью, если он помогает людям в борьбе за счастье. Сам Маяковский весь свой талант, всю силу своего ума отдавал борьбе за светлое, солнечное завтра.

 

IV. Подведение итогов урока.

— В чем главная мысль стихотворения?

— Сумел ли поэт убедить вас в своей правоте?

— Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеологизмов («смотреть в оба», «сколько зим, сколько лет», «никаких гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте.

— Меняется ли настроение поэта на протяжении рассказа о встрече с солнцем.

— Рассмотрите иллюстрации (с. 112). Какая из них вам представляется наиболее удачной?

 

Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение...», используя советы самого поэта. Самостоятельно прочитайте стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и подумайте, что хочет нам сказать поэт.

 

Урок 71

Тема: СТИХОТВОРЕНИЕ В. В. МАЯКОВСКОГО

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Устное рисование.

(Копыта лошади стучали по улице, покрытой льдом, выбивая слова: «Гриб...» С. 110. Поскользнувшись, лошадь упала. Толпа бездельников-зевак, гулявших по Кузнецкому мосту в расклешенных брюках («клешить»), засмеялась, «зазвякала» (заговорила, издевалась); «Лошадь упала!» Никто не пытался помочь, посочувствовать ей. Лишь автор не вмешивался в вой советов, насмешек. Он подошел к лошади, увидел глаза ее, из которых «за каплищей каплища» катились слезы. От обиды лошадь плакала. Боль, страдания за животное вылились из души автора и «расплылись...» (в его словах). Обратившись к лошади, он сказал ей, чтобы она не обращала на смех, издевательства внимания, что она «не плоше» (не хуже их). Поэт добавил еще, что «все мы (тот, кто трудится) немножко лошади», «каждый из нас по-своему лошадь». Лошадь рванулась вперед, «встала на ноги, ржанула и пошла». Она забыла о насмешках, почувствовала себя «рыжим жеребенком», в стойло стала веселая. Она обрела силы, желание жить и работать.)

 

3. Беседа по вопросам.

— Как вы понимаете главную мысль стихотворения? (Если ты занят трудом и труд этот нужен людям, то ни на что не надо обращать внимания, все, кто самозабвенно трудится, «немножко лошади».)

— Близка ли главная мысль стихотворения сегодняшним заботам человека?

— Что скрывается в заключительных строчках стихотворения?

 

4. Язык и художественные средства.

Язык и художественные средства сравнения — «как рыжий жеребенок», «каплища... прячется в шерсти»; просторечия — «грохнулась», «зазвякал»; рифма — «пошла — пошла», неточная рифма — «плоше» — «лошадь».

Вывод. Маяковский в своих стихотворениях воспевает труд, любой труд, если он приносит пользу, потому что труд — основа жизни, он преобразует жизнь, делает ее краше, Маяковский от лучших представителей русской литературы Пушкина («Восстань, пророк... И обходя моря и земли, глаголом (словом), «жгли сердца людей»), Лермонтова («Мой стих... звучал, как колокол...), Некрасов («Иди в огонь за честь отчизны, за убеждения, за любовь...») — унаследовал высокий взгляд на искусство.

 

IV. Подведение итогов урока.

— Интересна ли вам личность Маяковского?

— Какие советы Маяковского помогли вам при чтении его стихов?

— Стихотворение Маяковского «Послушайте!» заканчивается так:

 

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

 

— Как вы понимаете эти слова? В чем их смысл?

 

Домашнее задание: написать мини-сочинение «За что я люблю (не люблю) стихи Маяковского».

 

Урок 72



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.034 с.)