II. Изучение III главы повести. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение III главы повести.



1. Разговор-беседа о развлечениях дяди Якова и Михаила, Цыганка.

— Как относился Григорий Иванович к проделкам братьев? («...но мастер все сносил молча»... Дядья жестоки, ограниченные даже в своих развлечениях. Им доставляет удовольствие причинить зло, высмеять, надругаться над человеком. Развлечения Цыганка веселы (с. 60), добры, человечны, как он сам, простой, ласковый, похожий на большого ребенка. Сравните: строчки о братьях — и целая страница о Цыганке. Это говорит о том, что сам Алеша тянулся к творческому, светлому, благородному, упорно сопротивляясь дикости и злобе, он не принимал ту жизнь, какую видел вокруг себя.)

— Как описан праздничный вечер? (Эпизод «Пение Якова». Музыка, по словам автора, не приподнимала Якова, наоборот, она подчеркивала ограниченное и низменное, что было в его натуре: «Он... вытягивал шею, точно гусь», «...лицо его становилось сонным», «глаза угасали в масляном тумане». Сама музыка отупляла слушателя, рождала какое-то грустное, беспокойное чувство, заставляла думать о плохом и жалеть себя и всех!. Контрастом по отношению к Якову выступает Цыганок, автор сравнивает его с пылающим огнем, плавно реющим коршуном, стремительным золотым стрижом.)

2. Чтение учителем сцены «Пляска бабушки».

(Она сутула, почти горбата, но кажется стройной, выше ростом. Вдохновение бабушки, ее молодой задор, чистая душа, которая светится в каждой черточке — все вызывает восторженное отношение мальчика.)

Задание: вспомнить другие эпизоды, в которых бабушка вызывала теплые чувства: любовь к природе, вся светится изнутри, любовь к Цыганку, просит деда отдать все детям.

 

3. Смерть Цыганка (пересказ).

— Почему погиб Иван? («Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют! Братья боялись, что дед мастерскую отдаст Ивану. У него, по словам деда, золотые руки. «Волки!» — сказал отец сыновьям.)

Вывод. Григорий Иванович, Цыганок, бабушка помогают Алеше разобраться в жизни, хотя это очень трудно. («Тут, Леня, дела — кружева, а плела их слепая баба, где уж нам узор разобрать». Они понимали, что Алексей не такой, как все, что трудно будет ему разобраться в жизни. Григорий Иванович советовал Алексею: «Ты еще не понимаешь, что к чему говорится, к чему делается, а надобно тебе все понимать. Сиротское житье трудное. Отец твой, Максим Савватеич, козырь (умный) был, он все понимал, — за то дедушка и не любил его, не признавал».)

 

III. Подведение итогов урока.

— Какой след в душе Алеши оставил Цыганок?

— Что можно сказать об авторе, который через многие годы так живо воспроизвел жизнь, быт, взаимоотношения обитателей дома Кашириных?

 

Домашнее задание: подготовить пересказ IV главы.

 

Урок 59

Тема: А. М. ГОРЬКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОВЕСТИ «ДЕТСТВО»

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

— Перечитайте, как плясали Цыганок и бабушка Акулина Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце проявляются характеры этих героев?

 

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда...

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее — так буйно красива к мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

 

Цыганок пляшет весело, самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни. Бабушкин танец больше похож на лирическую песню, где всему есть место: и грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью, удивления перед ней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.006 с.)