Методические указания к практическим занятиям разрешены и внесены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к практическим занятиям разрешены и внесены



Актюбинский Государственный Университет им. К. Жубанова.

Ф 06. 01-01

Картова М.А.

Методические указания

К лабораторным занятиям

по дисциплине

«Социальная экология и устойчивое развитие»

Актобе - 2009

Методические указания к практическим занятиям разрешены и внесены

 

Исполнители:

Старший преподаватель кафедры экологии М.А. Картова

"_27" декабря 2008 г.

 

Ответственный исполнитель

Зав. кафедрой экологии

к.б.н., доцент Е.Х. Мендыбаев

"__27"_декабря 2008 г.

 

II. Обсуждена на заседании кафедры экологии

 

Протокол № ____от "_27" декабря 2007г.

 

 

III. Рецензент

к.б.н., доцент ___________ Е.Х. Мендыбаев

 

IV. РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ УМК ФАКУЛЬТЕТА

Протокол № _3 от "_28_"декабря 2007г.

V. СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2010ГОД

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 2 ГОДА

 

 

VI. ВВЕДЕНА ВЗАМЕН____________________________________________

дата утверждения предыдущей рабочей программы

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология». Пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения.

Курс «Социальная экология и устойчивое развитие» является основным в изучении устойчивого развития экосистем и общества, а практические занятия являются продолжением лекционного курса «Социальная экология и устойчивое развитие».

Практические занятия имеют цель: раскрытия причин востребованности социальной экологии на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации, изучение устойчивого развития основных экосистем: экосистемы суши, экосистемы пресных вод и экосистемы морских водоемов, сохранение естественных природных экосистем, сохранение стабильных благоприятных параметров среды обитания, обеспечивающих устойчивое развитие природы и общества.

Методические указания состоят из практических работ по дисциплине «Социальная экология и устойчивое развитие». Практические работы, включают цели, контрольные вопросы, методические рекомендации. Предусмотрены темы рефератов и самостоятельных заданий, направленных на активизацию мыслительной и самостоятельной работы студентов. Каждое занятие обеспечено кратким словарем терминов и заканчивается блиц – тестами.

На практических занятиях студенты приобретают практические навыки, необходимые в будущей работе.

При составлении пособия были использованы учебники, пособия и словари терминов следующих авторов Барков А.С. (Словарь справочник по физической географии), Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана, Миркин Б.М., Наумов Л. Г. (Курс лекций по устойчивому развитию), Марфенин Н.Н. (Устойчивое развитие человечества), Никаноров А.М., Хоружая Т.А. (Глобальная экология), Прохоров Б.Б. (Социальная экология), Интернет сайт «Устойчивое развитие»

 

Занятие 1-2.

Глоссарий

Гомеостаз – динамическое равновесие процессов, протекающих в организме.

Емкость выживания - это предельно допустимая численность народонаселения, отдельной страны или всего мирового сообщества в целом, которая соответствует экологическим нормативам рационального природопользования и охраны природы.

Потенциальная ёмкость любой экологической или природно-ресурсной системы - это количество особей организмов какого-либо вида, которые могут устойчиво существовать неопределенно долгое время.

Для РК эта величина равна: площадь 2,7 млн.км, население- 15 млн. человек., что составляет 18 га/чел. В качестве показателя геоэкологического потенциала был принят объём первичной биологической продукции с единицы территории за год. В среднем для территории РК он равен 27т/га. Тогда на одного жителя приходится 486т (27* 18= 486 т).

Экологическая устойчивость –это динамическое сохранение природного (естественного) капитала.

Блиц – тест

1.Представление о развитии цивилизации, основным принципом которого является подчинение развития человечества природным процессам путем отказа от благ цивилизации - это:

А) биоцентризм; В) антропоцентризм; С) устойчивое развитие
Д) теоцентризм; Е) геоцентризм

2. Представление о развитии цивилизации, предполагающее гармонизацию отношений человечества и биосферы, развитие человечества в согласии с законами природы – это:
А) антропоцентризм; В) устойчивое развитие; С) биоцентризм
Д) теоцентризм; Е) геоцентризм

3. Какое понятие в науку ввел М. Стронг?

А) экоразвитие; В) экология; С) этология; Д) социология; Е) политология.

4. Определение - процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности, относится:

А) Экологической катастрофе; В) Мировой политике; С) Экологическому кризису

Д) Устойчивому развитию; Е) Глобальной экодинамике

5.Основатель «чикагской школы социологии»

А) Морис Стронг; В) Аурелио Печчеи; С) Д. Медоуз; Д) Албион Смолл; Е) Дж. Форрестер

6. Методов нацеленные на понимание смысла действий исследуемых людей.

А. Общие методы; В.Качественные методы; С. Количественные методы; Д. Исследуемые методы; Е. Незначительные методы;

7. Первый этап Всемирных социологических конгрессов социологов

А) с конца XIX в. и до Второй мировой войны; В) конец XIX в; С) конца 40-х гг. XX в. и по сегодняшний день; D) конец 40-х гг. XX в.; Е) конец 40-х гг. XX в;

8.Состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф:

А) Экологическая ниша; В) Экологическая защита; С) Экологическая безопасность;

Д) Экологическая катастрофа; Е) Экологическое бедствие

9. Использование биосферы в качестве источника ресурсов возрастающих потребностей человечества с помощью технического прогресса – это:

А) теоцентризм; В) устойчивое развитие; С) биоцентризм; Д) антропоцентризм;

Е) геоцентризм

10. Сколько групп преставлений о путях развития цивилизации?

А) 11; В) 5; С) 7; Д) 9; Е) 3

Литература:

1.Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана.

2.Миркин Б.М., Наумов Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М., Тайдекс К,

3. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества, изд МГУ, М., 2007.

4. Прохоров Б.Б. Социальная экология. М., Академия. 2008.
5. Уайт Л.Исторические корни нашего экологического кризи­са / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Занятие 3-4.

Глоссарий

ЮНЕСКО – Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры.

ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная Организация ООН.

Римский клуб – неправительственная организация, занимающаяся разработкой прогнозов решения глобальных проблем.

Комиссия Брунтланд - Комиссия ООН по окружающей среде и развитию

Блиц – тест

1.Определение – процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности, относится к:

А) Мировой политике; В) Устойчивому развитию; С) Глобальной экодинамике

Д) Экологическому кризису; Е) Экологической катастрофе

2. Хозяйственное отношение к окружающей среде и природным экосистемам, которое позволяет сохранить их в пределах хозяйственной емкости, относится к понятию:

А) Стратегии устойчивого развития; В) Целям устойчивого развития

С) Критериям устойчивого развития; Д) Идеям УР; Е) Документам УР

3. Выработать основные пути и способы приспособления жизни к глобальным изменениям относятся

А) Компонентам Стратегии УР; В) Задачам Стратегии УР

С) Критериям Стратегии УР; Д) Целям Стратегии УР; Е) Идеям Стратегии УР

4. Максимилизация эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов с целью снижения потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды и отходов, относится к концепции:

А) Экотопа; В) Экологии; С) Экопространства

Д) Экодинамики; Е) Экоэффективности

5. Индикаторы, применительно к УР – это:

А) прибор; В) элемент; С) кусочки информации; Д) устройство; Е. Аппарат.

6. Что понимают под устойчивым развитием?

А) равномерное, бескризизисное упорядоченное движение, что порождает иллюзию бесцикличной динамики общества и его взаимоотношений с окружающей средой

В) подчинение развития человечества природным процессом

С) использованием биосферы в качестве источника ресурсов

Д) отказ от благ цивилизации

Е) использование ресурсов с помощью технического прогресса

7.Комиссией Брунтланд подготовлен доклад:
А) «Наше общее будущее»; В) «Пределы роста»; С) «Мир в 2000 году»
Д) «Человечество на перепутье»; Е) «За пределами роста»

8. Автор доклада «Человечество на перепутье»:

А) Дж. Форрестер; В) В.Леонов; С) М. Месарович и Э. Пестель
Д) В.И. Данилов-Данильян; Е) Х.А. Барлыбаев

9. Это путь максимизации долговременных выгод для человечества:

А) теоцентризм; В) антропоцентризм; С) биоцентризм; Д) устойчивое развитие

Е) геоцентризм

10. Первой попыткой дать определение устойчивое развитие явилось заявление:

А. Стратегии развития РК; В. Повестки XIX века; С. Римского клуба

Д. Стокгольмской конференции; Е. Всемирной стратегии охраны природы

Литература:

1.Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана.

2.Миркин Б.М., Наумов Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М. Тайдекс К, 2005.

3. Интернет сайт «Устойчивое развитие».

4. Копылов В.А. География населения. Изд – торговая корпорация «Дашков и Кº» 2005.

5. Панин М.С. Экология Казахстана. Учебник для вузов / Под редакцией Байтулина И.О. Семипалатинск, СГПИ, 2005.

 

Занятие 5-6.

Глоссарий

Генофонд – это вся совокупность генов населения, обитающего на конкретной исторически сложившейся территории, т.е. и человеческой популяции.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не только отсутствие болезни или физических дефектов).

Ксенобиотики – (от греч. xenos – инородный. чужой) – вредные и инородные для живых организмов вещества, выбрасываемые человеком в окружающую среду.

Ноосфера – новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обуславливающим её развитие.

Опухоли - новообразования, избыточные патологические разрастания тканей.

Канцерогены – химические соединения, способные вызвать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме при воздействии на него.

Мутагены – приводят к изменениям в составе и количестве хромосом.

Тератогены – вещества, приводящие к уродством в индивидуальном развитии организмов; действие любого фактора в избыточном количестве может быть тератогенным.

Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично – поведенческие) свойства организма (Реймерс, 1990).

Эмбриогены – вещества, вызывающие патологические изменения в период эмбрионального развития.

Блиц - тест

1. Римский клуб создан:

А) 1968г. В) 1969г. С)1972г. Д) 1992г. Е) 2002г.

2.Комиссией Брунтланд подготовлен доклад:
А) «Пределы роста»; В) «Наше общее будущее»; С) «Мир в 2000 году»
Д) «Человечество на перепутье»; Е) «За пределами роста»;

3.Не входит в сценарии перехода к УР:

А) сциентистский; В) консервационистский; С) центристский

Д) алармизм; Е) утопизм.

4. Восстановление естественной природы при резком снижении численности народонаселения – это взгляды:

А) сциентисткий; В) корнукопианцев; С) консервационистский
Д)центристкий; Е)утопистов
5. Автор доклада «Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие»:

А) Меддоузы; В) В.Леонов; С) Дж. Форрестер; Д) В.И. Данилов-Данильям
Е) Х.А. Барлыбаев

6.Понятие «экоразвитие» в науку ввел:

А) Морис Стронг; В)Аурелно Паччеи; С) Д. Медоуз;Д) Э.Пестель;Е) Дж. Форрестер.

7. Первый крупный форум экологической направленности:

А) Римский клуб; В) Стокгольмская конференция; С) Рио-92; Д) Рио+5
Е) В Йоханнесбурге

8. Возможность решения любых проблем будущего за счет развития науки – это взгляды:

А) сциентистский; В) алармистский; С) консервационистский
Д) центристский; Е) корнукопианцев

9. «Подсказать обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы «разумно вести дела» и достичь глобального равновесия» – это цель:
А) Стокгольмской конференции; В) Комиссии Брунтланд
С) Римского клуба; Д) Рио-92; Е) Рио+10
10. «Декларация об окружающей среде» была принята:

А) Римским клубом; В) Стокгольмской конференцией
С) Саммитом Земли; Д) Рио-де-Жанейро; Е) Киотская конференция.
Литература:

1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., Мысль, 1990.

2.Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М., Тайдекс К,

2005.

3. Панин М.С. Экология Казахстана. Учебник для вузов / Под редакцией Байтулина И.О. Семипалатинск, СГПИ, 2005.

4. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества, изд МГУ, М., 2007.

5. Журналы «Экология и устойчивое развитие».

Занятие 7-8.

Глоссарий

Антропометрия -один из основных методов иссле­дования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

Болезни урбанизации - большая группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнение окру­жающей среды (шумовым, химическим, биологически и т. д.).

Демография – наука о народонаселении и воспроизводстве, миграции населения

Демографический взрыв - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических или общеэкологических. условий жизни

Депопуляция - уменьшение численности населения людей или животных.

Урбанизация - 1) рост и развитие городов; 2) приоб­ретение сельской местностью внешних и социальных черт, ха­рактерных для города; 3) процесс увеличения роли городов в развитии общества.

Экопортрет человека - совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адап­тацию к конкретному набору особых факторов среды обитания. Понятие введено Н.А. Агаджаняном (1981).

Блиц – тест

1. Города, поселки городского типа и села относятся к видам природно-территориальных геосистем

А) селитебные; В) промышленные; С) ООПТ; D) рекреационные; Е) заповедные

2. Какой метод исследования применяется для изучения фоновой характеристики природно-антропогенных загрязнений воздуха, почвы и т.д.?

А) полевой В) экспериментальный С) лабораторный D) модельный Е) математический

3.В чем заключается функция антропоэкологии?

А) биологические аспекты

В) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний и действительности

С) объективная структура знаний; D) методическая база экологии; Е) экологические аспекты

4. Что не относятся к пищевым веществам?

А)белки; В)жиры;С)углеводы; Д)фитонциды; Е)витамины

5.Многофакторное заболевание, т.е его развитие не обусловлено одной причиной,а сочетанием нескольких причин, факторов риска?

А)туберкулез; В)рак;С)чума; Д)СПИД; Е)дизентерия

6. Автор книги «многоликая деревня»?

А) Докучаев; В) Алексеев; С) Брехман; Д) Павлов; Е) Вернадский.

7. Такой жизненный уровень, который удовлетворяет потребности населения

А) индивидуальное здоровье; В) примитивное здоровье; С) качество жизни;

Д) постпримитивное здоровье; Е) здоровье

8. Современный тип здоровья населения экономически развитых стран

А)индивидуальное; В)примитивное; С) квазимодерновое; Д)постпримитивное; Е)модерный

9. Органические вещества, которые впитываются организмом.

А) Рацион; В) Нутриенты; С) качество жизни; Д) количество здоровья; Е) примитивное здоровье

10. Суточный запас еды.

А) Рацион; В)Нутриенты; С)качество жизни; Д)количество здоровья; Е) примитивное здоровье

Литература

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2002.

2. Гигиена и экология человека/Под ред.Матвеевой Н.А М.:изд.центр.“Академия”

3. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.-.М.: 1994.

4. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека..- М.: 1977.

5. Орехов К.Н. Проблемы экологии человека..-.Ставрополь,.1998.

6. Прохоров Б.Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: 1991.

Занятие 9-10.

Тема: Глобальный мониторинг - наблюдение и сбор данных об экологической ситуации на планете.

Цель: Ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методами их экспрессного анализа. Определение способов защиты.

Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

Контрольные вопросы

1. Виды и понятие мониторинга.

2. Перечислите токсичные вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека.

3. Какие токсичные вещества приводят к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям, особенно при стрессовых воздействиях?

4. Какие источники способствуют накоплению солей тяжелых металлов в организме человека?

5. Какие средства следует применять для защиты организма от антропогенных экотоксикантов?

6. Что такое антропогенные факторы среды?

Содержание и порядок выполнения работ:

Антропогенные факторы среды – это факторы, возникновение которых обусловлено хозяйственной или иной деятельностью человека.

Наибольшую опасность для человека и животных представляют экотоксиканты. Экотоксиканты – вредные химические вещества, загрязняющие окружающую среду и отравляющие находящиеся в ней живые организмы. Основными источниками их поступления являются:

- предприятия химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, деревообрабатывающей, - топливной и других промышленных отраслей;

- различные виды транспорта (особенно автомобильный);

- ТЭЦ и другие энергетические установки; сельскохозяйственное производство (минеральные удобрения, пестициды);

- АЭС и предприятия, использующие атомную энергию и т. д.

В настоящее время автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота и угарным газом, содержащимися в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60 % по СО и более 50 % по NОx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NОx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева. Концентрация оксида углерода (II) в выхлопных газах автомобиля составляет 0,3-10 %, углеводородов (несгоревшего топлива) – до 3 % и оксидов азота – до 0,8 %.

Последствия отрицательного воздействия на организм человека основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных газов, приведены в таблице:

Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека (по Х. Ф. Френчу, 1992)

 

Задание 1. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Выберите участок автотрассы вблизи учебного заведения (места жительства, отдыха) длиной 0,5–1 км, имеющий хороший обзор (из окна, из парка, с прилегающей территории).

Измерьте шагами длину участка (в м), предварительно определив среднюю длину своего шага.

Определите число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, 1 часа. При этом заполняйте таблицу:

Учетная таблица

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом.

Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

– число единиц автотранспорта, проезжающего по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

– нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице).

 

Нормы расхода топлива

 

Значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице:

 

Коэффициенты выброса

 

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу (л/км).

Обработка результатов и выводы

Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км), по формуле:

Lj = Nj х L,

j – обозначение типа автотранспорта;

L – длина участка, км;

Nj – число автомобилей каждого типа за 1 час.

Рассчитайте количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qj = Lj х Yj.

 

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (SQ) и занесите результаты в таблицу:

Расход топлива

 

Задание 2. Рассчитайте объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего, занесите результат в таблицу:

Объем выбросов

 

Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

где М – молекулярная масса.

Рассчитайте количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды. Результаты

запишите в таблицу:

 

Сопоставьте полученные результаты с количеством выбросов вредных веществ, производимых находящимися в вашем районе заводами, фабриками, котельными, автопредприятиями и другими

загрязнителями воздуха. При этом пользуйтесь соответствующими данными по экологической оценке качества выбросов от этих предприятий (такие данные можно получить, например, в районном или городском комитете по экологии и т. п.).

Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.

Глоссарий.

Антропогенная нагрузка - степень прямого и кос­венного воздействия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические ко мпоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды жи­вого и т. д.).

Мониторинг - длительное слежение за какии-то объектами или явлениями; в приложении к среде жизни — сле­жение за состоянием и своевременное предупреждение о созда­ющихся критических ситуациях (повышение загазованости воздуха свыше ПДК и т. п.), вредных или опасных для здоровья людей.

Мутации - внезапно возникающее естественное или искусственно вызываемое стойкое изменение наследственных структур, ответственных за хранение генетической информации и ее передачу от клетки к клетке и от предка к пото ству. Мутации возникают в половых клетках — гаметах (гаметические мутации) и клетках тела (соматические мутации).

Блиц – тест:

1. Сколько государств подписали Рамочную конвенцию?

А. 154 стран; В. 157 стран; С. 160 стран; Д. 168 стран; Е. 240 стран.

2. Страны, которые могут оставить выбросы на прежнем уровне

А. Россия, Украина, Австралия; В. США, Канада, Россия; С. Япония. США, Украина.

Д. Польша, Украина, Канада; Е. Венгрия, Япония, Россия.

3. Киотский протокол подписан в году?

А. 1997 году; В. 1998 году; С. 1999 году; Д. 2000 году; Е. 2002 году.

4. Венская конвенция об охране озонового слоя принята, в каком году?

А. 1985 году; В. 1988 году; С. 1889 году; Д. 1995 году; Е. 2002 году.

5. Монреальский протокол о сокращении выбросов озонсодержащих веществ подписан

в каком году?

А. 1987 году; В.1989 году; С. 1990 году; Д. 1992 году; Е. 2002 году.

6. Рекордный год уменьшения концентрации озона над Антарктидой?

А. 1998 год; В. 1999 год; С. 2000 год; Д. 2002 год; Е. 2004 год.

7. Рамочная конвенция принята в:

А. 1992 г; В. 1987 г. С. 1972 г. Д. 1968 г. Е. 1991 г.

8. Конвенция ООН об изменении климата:

А. Рамочная; В. Рамсарская; С. Венская; Д. Бернская; Е. Базельская

9. Протокол по биологической безопасности?

А. Севильский; В. Картахенский; С. Базельский; Д. Монреальский; Е. Киотский.

10. Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния?

А. Женевская; В. Рамсарская; С. Венская; Д. Бернская; Е. Базельская

Занятие 11 - 12.

 

Задание 3. Прокомментируйте высказывания

1. «Общество развивается до тех пор и постольку, по­скольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды — естествен­ным или искусственным» (правило социально-эколо­гического равновесия Н.Ф. Реймерса).

2. «Развитые страны уже не могут, в общем, обеспечить сами себя минеральным сырьем и ископаемым топли­вом; они все больше и больше зависят от добычи сы­рья в развивающихся странах, где его запасы также ограничены, не могут быть увеличены и сократятся, как только эти страны сами начнут использовать соб­ственные богатства» (Ю. Одум).

3. «Наши проблемы загрязнения, питания, народонасе­ления — все являются экологическими» (Р.Л. Смит).

4. «Чем больше пустынь мы превратим в цветущие сады, тем более цветущих садов мы превратим в пустыни». Ср.: «Ежегодно южная граница Сахары отодвигается на юг на 10 км».

Задание 4. Отразить в тетради показатели общего расклада современного использования суши

Составить столбиковую диаграмму по данным.

Динамика земельных ресурсов Категория земель 1966 год 1980 год 1989 год
Пахотные земли      
Пастбища      
Леса и кустарники      
Прочие земли      

Задание 5. Проанализировать таблицу, составить картодиаграмму лесистости областей РК и круговую диаграмму процента лесистости.

(на контурную карту РК).

Задание 6. Проанализировать таблицу, перенести ее в тетрадь и сделать выводы

Глоссарий.

Адаптивный подход – это повышение эффективности вложений антропогенной энергии путем максимальной окупаемости фотосинтезом каждой единицы вложенной энергии.

Биота – совокупность видов организмов, какой – либо крупной территории.

Биоценоз – совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую территорию

Продовольственная безопасность – это система, обеспечивающая производство продуктов питания отдельной страны или всего мирового сообщества в целом, количество которых достаточно для того, чтобы не возникло проблемы голода.

Сестайнинг – самоподдержание агроэкосистемы.

Устойчивое положение агроэкосистемы -это адаптивный подход, сестайнинг и экологический императив.

Экологический императив – система запретов на все формы использования агроэкосистем, которые разрушают ресурсы и загрязняют ОС.

 

Блиц – тест:

1. Рамсарская конвенция о водно – болотных угодьях прошла в году?

А. 1972 году; В. 1978 году; С. 1988 году; Д. 1992 году; Е. 2002 году.

2. Количество заповедников на территории РК?

А. 9. В. 8. С. 7. Д. 6. Е. 5.

3.Красная Книга республики вышла в каком году?

А. 1978 году;В. 1979 году; С. 1980 году; Д. 1990 году;Е. 2000 году.

4. Первый заповедник на территории РК?

А. Аксу – Жабаглинский; В. Устюртский; С. Маркакольский.

Д. Наурзумский; Е. Алмаатинский.

5. В каком году вышел основной закон, регулирующий статус, функции, права и обязанности ООПТ.

А. 1997 году; В. 1998 году; С. 1999 году; Д. 2000 году; Е. 2002 году.

6. Сколько процентов территории РК занимают ООПТ?

А. 1%; В. 2%; С. 3 %; Д.4 %; Е. 5 %.

7. Не входит в основные причины утраты видов?

А. Утрата среды обитания; В. Чрезмерная эксплуатация ресурсов.

С. Загрязнение окружающей среды.

Д. Вытеснение естественных видов интродуцированными видами.

Е. Емкость выживания

8. Предельно допустимая численность народонаселения, отдельной страны или всего мирового сообщества в целом, которая соответствует экологическим нормативам рационального природопользования и охраны природы.

А. Продовольственная безопасность; В. Емкость выживания

С. Сестайнинг; Д. Гомеостаз; Е. Биоценоз.

9. Система, обеспечивающая производство продуктов питания отдельной страны или всего мирового сообщества в целом, количество которых достаточно для того, чтобы не возникло проблемы голода.

А. Продовольственная безопасность; В. Емкость выживания; С. Сестайнинг;

Д. Гомеостаз; Е. Биоценоз.

10.Производство энергии с использованием различных видов топлива, выбросы сернистого и углекислого газа - это приоритетный аспект:

А) Населения; В) Промышленности и транспорта; С) Качества воздуха; Д) Энергии;

Е) Климата

Литература:

1. Лосев А.В. Социальная экология. Учебное пособие для ВУЗов. М., Владос. 1998.

2. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М., Тайдекс К, 2005.

3. Ковшарь А.Ф. По страницам Красной книги Казахстана. А-а. 2005.

4. Интернет – сайт «Устойчивое развитие.

5. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. М.изд. «ПРИОР», 2000.

Занятие 13-14.

Тема: Город как пример неустойчивой природно – антропогенной системы.

Цель: Контроль и закрепление знаний о городе, урбанизации, прогноз демографической ситуации в мире.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, атласы, миллиметровая бумага. Атлас мира для учителя.

Контрольные вопросы.

1. Демографические представления Т.Мальтуса.

2. Процессы урбанизации.

3. Модели устойчивого развития городов.

4. Возникновение ландшафтной архитектуры.

5. Природный каркас городов.

Содержание и порядок выполнения работ:

Задание 1. Синтетический коэффициент рождаемости (СКР) – основной показатель, характеризующий скорость роста народонаселения. По данным таблицы составить график СКР по основным странам и столбиковую диаграмму населения по странам

СКР в некоторых странах (по Браун, 2003)

Где, рождаемость ниже уровня простого воспроизводства населения.

 

Страна Среднее число детей на одну женщину Население в млн.человек
Россия 1,2  
Италия 1,2  
Япония 1,3  
Германия 1,3  
Польша 1,4  
Австрия 1,7  
Великобритания 1,7  
Китай 1,8  
Франция 1,8  
США 2,1  

СКР в некоторых странах (по Браун, 2003)

Где, рождаемость выше уровня простого воспроизводства населения.

Страна Среднее число детей на одну женщину Население в млн.человек
Бразилия 2,4  
Индонезия 2,7  
Индия 3,2  
Пакистан 5,6  
Танзания 5,6  
Саудовская Аравия 5,7  
Нигерия 5,8  
Эфиопия 5,9  
Конго 7,0  
Йемен 7.2  

 

Задание 3. На контурную карту мира нанести крупнейшие города мира: Нью-Йорк-19млн.чел;Мехико-16; Лос-Анджелес-15; Бомбей, Токио-13; Шанхай-12; Буэнос-Айрес, Калькутта, Сеул- 11; Пекин, Сан-Паулу, Париж- 10 млн. чел.

Задание 4. На контурную карту мира нанести крупнейшие мегаполисы: в Японии – Токио- Кобе или «Токайдо» -60 млн.чел.; в США – Атлантический или Бостваш -50млн.человек; Приозерный или Чипиттс- 40 млн.чел; Тихоокеанский или Сан-Сан- 20 млн.чел.;

Задание 5. Н а контурную карту РК составить картодиаграмму динамики численности населения РК. Проанализировать таблицу, выявить динамику роста.

 

Задание 6. Составить картуплотности сельского населения, выделить пять групп плотности.

 

 

Глоссарий

Агломерация – скопление городов, объединенных в территориальную систему производственными, административными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Демография – это наука о воспроизводстве, структуре, движении населения.

Мегаполис – это слияние крупных агломераций.

Синтетический коэффициент рождаемости (СКР) – основной показатель, характеризующий скорость роста народонаселения.

Урбанизация – это концентрация населения и производства в городах и распространение городского образа жизни.

Рурурбанизация – это процесс распространения городского образа жизни на сельскую местность

Субурбанизация – это быстрый рост населения пригородных зон в сравнении с центрами городов.

Фертильный возраст – это плодородный возраст женщин.

Этнография – это наука о происхождении определенных групп людей о их культуре и быте.

Блиц-тест

1. Скопление городов, объединенных в территориальную систему производственными, административными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

А. Демография; В. Урбанизация; С. Рурурбанизация; Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис.

2. Слияние крупных агломераций.

А. Демография; В. Урбанизация; С. Рурурбанизация; Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис.

3. Процесс распространения городского образа жизни на сельскую местность

А. Демография; В. Урбанизация; С. Рурурбанизация; Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис.

4. Быстрый рост населения пригородных зон в сравнении с центрами городов.

А. Демография; В. Урбанизация; С. Рурурбанизация; Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис.

5. Наука о воспроизводстве, структуре, движении населения.

А. Демография; В. Урбанизация; С. Рурурбанизация; Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис.

6. Количество особей организмов какого-либо вида, которые могут устойчиво существовать неопределенно долгое время.

А. Потенциальная ёмкость; В. Экологическая устойчивость; С. Демография;

Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис

7.Динамическое сохранение природного (естественного) капитала.

А. Потенциальная ёмкость; В. Экологическая устойчивость; С. Демография; Д. Субурбанизация; Е. Мегаполис

8. Самый крупный в мире мегаполис.

А. Бостваш; В. Приозерный; С.Чипиттс; Д. Сан-сан; Е. Токайдо.

9. Самый крупный в США мегаполис.

А. Бостваш; В. Приозерный; С.Чипиттс; Д. Сан-сан; Е. Токайдо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.257 с.)