Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: История становления и развития социальной экологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Контроль и закрепление знаний осоциальной экологии и устойчивом развитии. Глобальные последствия влияния человека на биосферу. Дальнейшее формирование работы с дополнительной литературой, умение делать самостоятельные выводы. Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, Атлас мира для учителя. Контрольные вопросы:
6. Понятие социально-природного прогресса 7. Социально-природный прогресс и экологическое общество. 8. Экологическое общество как тип общественного устройства. 9. История формирования концепции УР. 10.Роль общества в становлении концепции доклада «Наше общее будущее»? 11. Чикагская школа социальной экологии. Содержание и порядок выполнения работ: Задание 1. Перенести в тетрадь основные критерии УР и сделать выводы, (использовать большой атлас для учителя). Определить регионы в мире или в РК. Критерии УР (по С.Мураи)
Задание 2. Составить круговую диаграмму ВНП всех стран мира по данным: США- 21%; Китай -10%; Япония -9%; Германия -5%; Индия -4%; Франция -3%; Россия-2,5%. Задание 3. Законы социальной экологии и УР по (А.А.Бартлетту): 1. Ни рост численности населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не может быть устойчивым. 2. Чем больше численность населения и чем выше скорость потребления им ресурсов, тем труднее привести общество к состоянию устойчивого развития. 3. Время реакции населения на изменения его прироста равно продолжительности жизни одного человека от окончания детского возраста до конца жизни т.е. около 50 лет. 4. Средний уровень жизни населения находится в обратной зависимости от численности населения, которое может устойчиво существовать на данной территории (от её потенциальной ёмкости). 5. Для достижения устойчивого и желаемого уровня жизни необходимо, чтобы численность населения была меньше или равна потенциальной ёмкости территории. 6. Выгоды от роста численности населения и увеличения потребления ресурсов достаются немногим, затраты же ложатся на плечи всего общества. 7. Увеличение скорости потребления невозобновимого ресурса вызывает резкое снижение времени существования остающейся доли ресурса. 8. Когда затрачиваются большие усилия на повышение эффективности использования ресурса, получаемая выгода сравнима с дополнительной потребностью в ресурсе, возникающей вследствие прироста населения. 9. Когда скорость загрязнения превосходит самоочищающую способность о.с, проще, но ошибочно продолжать загрязнять среду. 10. Люди всегда будут зависимы от сельского хозяйства. Почва и другие возобновимые ресурсы будут всегда необходимы. Задание 4. Гипотезы УР по (А.А.Бартлетту): 1. Судя по среднему мировому уровню жизни 19994 года, численность населения Земли превосходит её потенциальную ёмкость. 2. Рост численности населения – это самая большая и самая коварная угроза демократии. 3. Стоимость программ сокращения прироста населения мала по сравнению со стоимостью самого роста численности населения. 4. Время, которое необходимо для планомерного перехода какой-либо страны к УР, возрастает пропорционально размерам населения и средней скорости потребления ресурсов. 5. Стабильность общества это необходимое, но не достаточное условие УР. 6. Бремя снижения уровня жизни вследствие роста населения ложится главным образом на плечи бедных. 7. Экологические проблемы не могут быть решены посредством увеличения скорости потребления ресурсов. 8. Состояние о.с. не может быть лучше предохранено посредством компромиссов. 9. К тому времени, когда перенаселенность и дефицит ресурсов станут, очевидны для большинства людей, потенциальная ёмкость экосферы уже будет превышена. И тогда будет слишком поздно думать об УР. Задание 4. Выполнить рисунок и выделить целевые установки в различных типах взаимоотношения экономики и экологии. Рис. 1. Области приоритетов целевых установок в различных типах взаимоотношения экономики и экологии Как следует из рис. 1, на этапе преобладания экономических целей над экологическими область приоритетных целей охватывает элементы А, В, С, причем цели, сконцентрированные в элементе С, значительно превалируют над теми, которые заключены в элементах А и В. Сами же целевые установки в элементах А и В выражены не в полной мере и носят редуцированный характер. В настоящее время проблема экологических ограничений во взаимоотношении с экономическими целями в плоскости экологии пространства локализуется лишь в области оценки факторов вредных воздействий, сопутствующих развитию производительных сил. А в плоскости экологии человека в основном затрагивается лишь аспект, связанный с проблемой заболеваемости. Глоссарий Гомеостаз – динамическое равновесие процессов, протекающих в организме. Емкость выживания - это предельно допустимая численность народонаселения, отдельной страны или всего мирового сообщества в целом, которая соответствует экологическим нормативам рационального природопользования и охраны природы. Потенциальная ёмкость любой экологической или природно-ресурсной системы - это количество особей организмов какого-либо вида, которые могут устойчиво существовать неопределенно долгое время. Для РК эта величина равна: площадь 2,7 млн.км, население- 15 млн. человек., что составляет 18 га/чел. В качестве показателя геоэкологического потенциала был принят объём первичной биологической продукции с единицы территории за год. В среднем для территории РК он равен 27т/га. Тогда на одного жителя приходится 486т (27* 18= 486 т). Экологическая устойчивость –это динамическое сохранение природного (естественного) капитала. Блиц – тест 1.Представление о развитии цивилизации, основным принципом которого является подчинение развития человечества природным процессам путем отказа от благ цивилизации - это: А) биоцентризм; В) антропоцентризм; С) устойчивое развитие 2. Представление о развитии цивилизации, предполагающее гармонизацию отношений человечества и биосферы, развитие человечества в согласии с законами природы – это: 3. Какое понятие в науку ввел М. Стронг? А) экоразвитие; В) экология; С) этология; Д) социология; Е) политология. 4. Определение - процесс, отвечающий потребностям настоящего, но не лишающий будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности, относится: А) Экологической катастрофе; В) Мировой политике; С) Экологическому кризису Д) Устойчивому развитию; Е) Глобальной экодинамике 5.Основатель «чикагской школы социологии» А) Морис Стронг; В) Аурелио Печчеи; С) Д. Медоуз; Д) Албион Смолл; Е) Дж. Форрестер 6. Методов нацеленные на понимание смысла действий исследуемых людей. А. Общие методы; В.Качественные методы; С. Количественные методы; Д. Исследуемые методы; Е. Незначительные методы; 7. Первый этап Всемирных социологических конгрессов социологов А) с конца XIX в. и до Второй мировой войны; В) конец XIX в; С) конца 40-х гг. XX в. и по сегодняшний день; D) конец 40-х гг. XX в.; Е) конец 40-х гг. XX в; 8.Состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф: А) Экологическая ниша; В) Экологическая защита; С) Экологическая безопасность; Д) Экологическая катастрофа; Е) Экологическое бедствие 9. Использование биосферы в качестве источника ресурсов возрастающих потребностей человечества с помощью технического прогресса – это: А) теоцентризм; В) устойчивое развитие; С) биоцентризм; Д) антропоцентризм; Е) геоцентризм 10. Сколько групп преставлений о путях развития цивилизации? А) 11; В) 5; С) 7; Д) 9; Е) 3 Литература: 1.Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана. 2.Миркин Б.М., Наумов Л. Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М., Тайдекс К, 3. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества, изд МГУ, М., 2007. 4. Прохоров Б.Б. Социальная экология. М., Академия. 2008. Занятие 3-4.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.01 с.) |