Выявление и формулировка общей проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление и формулировка общей проблемы



Видимо, для понимания общей проблемы полезно по­лучить ответы на следующие вопросы, доступные понима­нию и исследованию студентов.

1. Как демографическая ситуация влияет на качество жизни?

а) Как быстрый рост населения (т.е. превышение рождаемости над смертностью, миграции над эмиграцией или равной) влияет на социальные службы (здравоох­ранение, жилищное строительство, образование, пита­ние и загрязнение окружающей среды, природные ис­точники, занятость населения)?

б) Как состав населения влияет на социально-эконо­мическое развитие общества?

в) Как миграция (например, быстрая урбанизация) влияет на уровень жизни?

2. Как исследования, касающиеся демографических проблем, полового, воспитания, улучшают качество/ уровень жизни человека?

3. Как программы планирования семьи влияют на ка­чество уровень жизни?

4. Каким образом демографические программы — та­кие, как демографическое образование, планирование семьи, половое воспитание, — улучшают качество жиз­ни в семье, обществе, нации?

Таким образом, мы выявили четыре крупные пробле­мы, исследование которых может дать студентам более или менее целостное представление о значимости демогра­фической проблемы для жизни и развития общества.

Теперь мы можем сформулировать общую проблему, по всей видимости, долгосрочной программы, включаю­щей в себя серию проектов, которые могут быть в зави­симости от возраста учащихся и их академической и об­щекультурной подготовки более или менее крупными.

Возможно, она может звучать следующим образом: как проблема демографического состояния населения влия­ет на развитие социальных сфер общества?

Выявление частной проблемы (подпроблемы, иерархии подпроблем) для определенной исследовательской задачи с учетом воз­растных особенностей и развития детей «Как программы планирова­ния семьи влияют на качество уровень жизни человека?»

Презентация ситуаций для выявления проблемы

1.Ситуация с молодоженами

Можно заготовить небольшие зарисовки, иллюстри­рующие бытовую ситуацию.

Свадьба. Молодые счастливы. Через год у них рождает­ся дочка. Оба счастливы. Еще через год рождается вторая дочка. Лица родителей полны любви и счастья. Еще через год рождается третья дочь. На лицах родителей озабочен­ность. Еще через год рождается четвертая дочь. Мама спрашивает мужа: «Дорогой, может быть, нам следует обратиться в комиссию по планированию семьи?» Муж: «Нет! Мне нужен сын!» Через год рождается пятая дочь. На лицах обоих супругов отчаяние. Муж: «Что ж, придет­ся обратиться в комиссию!»

2.Ситуация многодетной Филиппинской семьи Здесь также можно заготовить зарисовки или изло­жить ситуацию устно, но красочно.

Многодетная филиппинская семья. В семье 14 детей. Отец-рыбак возвращается с моря с уловом. Мать радостно встречает его: «У нас будет сытный ужин». Готовит ужин и приглашает всех к столу. Один из братьев просит добавки, и мать отдает ему свою порцию. Отец недоволен: «Ты и так все время болеешь. Тебе нужно лучше питаться». После ужина мать обращается к отцу: «Наша дочь подросла. Пора выдавать ее замуж». Отец: «О чем ты говоришь? Где мы возьмем приданое? У нашего младшего сына опять не все в порядке со здоровьем, а лекарства все кончились. Надо снова оплачивать лечение».

3.Ситуация с малолетной европейской/американской семьей

Семья среднего класса. Двое детей. Дети возвращаются домой из гостей и сообщают родителям, что в следующие выходные они ждут гостей у себя. Дочь заявляет, что ей хотелось бы иметь к этому дню новый наряд. Родители не против и советуют обоим съездить в магазин и купить все необходимое.

Три различные ситуации, обусловленные разными ре­лигиозными и национальными традициями. Разный со­став семьи. Что влияет на ее формирование? И как со­став семьи отражается на уровне жизни и здоровье ее членов?

Формулировка проблемы

Преподаватель после презентации всех ситуаций (без каких-либо комментариев) просит детей самостоятельно сфор­мулировать проблему, подлежащую исследованию. Он может, в случае затруднения, задать несколько наводя­щих вопросов.

— Как вы думаете, что влияет на состав семьи: тра­диции национальные, религиозные; желания родителей; политика государства?

— Как вы думаете, первой семье легко будет жить, уровень ее жизни повысится, понизится, останется пре­жним?

— Легко ли живется многодетным семьям в любой стране, если это, разумеется, не элитные семьи?

— Уровень жизни в малодетных семьях выше, ниже или такой же, как и в многодетных?

Проблема. Как программы планирования семьи влияют на качество/уровень жизни семьи.

Все ответы учеников учитель записывает на доске, чтобы сформировать далее из них гипотезу исследования.

Формулировка гипотез

Хорошо сформулированная гипотеза может служить ориентиром в поиске необходимой информации. Напри­мер, гипотезы по приведенной выше проблеме могут со­ответствовать выделенным вопросам, которые отражены в ситуациях. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например.

1. Качество жизни выше в малодетных семьях. Поэтому планирование семьи желательно. Важно знать, что влияла размер семьи:

А. Желание родителей влияет на размер семьи.

Б. Религия, национальные, местные традиции, культура влияют на размер семьи.

В. Государственная политика влияет на размер семьи.

2. Здоровье членов малодетных семей лучше, чем многодетных.

Методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез

Чтобы определить наиболее эффективные методы юра и обработки данных по данной проблеме, необходимо разделить группу по 3 — 4 студента в каж­дой и на занятия предоставить им возможность в течение отведенного для этого времени обсудить способы полу­чения информации, определив при этом, какая именно информация требуется в данном случае, из каких источ­ников и как следует эту информацию получить и обрабо­тать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Подходы мо­гут быть различными.

Можно предоставить всем группам возможность сбора информации по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не очень объемный, но требует тщательности отбора данных, их сопоставления.

Можно каждой группе студенты дать задание найти доказательства в подтверждение только од­ной из выдвинутых гипотез. Каждая группа после обсуждения ее, в узком кругу вы­носит свое мнение на обсуждение всего класса. Преподаватель активно участвует в обсуждении и в случае необходимос­ти корректирует и направляет мысль студента. Одновре­менно он делает для себя пометки, в какой помощи дан­ная группа нуждается, где можно добыть нужную инфор­мацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т.д.), кем следует договориться о помощи детям и пр.

Группе должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группе методы исследования. Какието группы могут решить, что им необходимо собрать информацию в дру­гих странах, например, узнать больше о традициях като­лических, мусульманских и православных семей, других религиозных конфессий; другие захотят побольше узнать о государственной политике разных стран в области пла­нирования семьи; третьи захотят узнать о национальных, региональных традициях планирования семьи в других странах или регионах. Для этих групп необходимо орга­низовать доступ к телекоммуникационным сетям, по­мочь им связаться с соответствующими организациями за рубежом (библиотеками, статистическими управлени­ями, базами данных), со специалистами или просто с гражданами разных стран, которым они могли задать ин­тересующие их вопросы. Какие-то группы захотят обра­титься к изучению нашего законодательства, запросить свою районную детскую поликлинику о здоровье детей в многодетных семьях, провести анкетирование, пригла­сить родителей на встречу и задать некоторые вопросы. Во всех этих мероприятиях учитель должен быть готовым оказать необходимую помощь: составить анкету, погово­рить с врачом, чтобы согласился побеседовать с детьми, пригласить кого-то из родителей и т.д. Только после это­го учащиеся могут приступать к самостоятельной работе по сбору и обработке информации.

Глоссарий

Антропометрия -один из основных методов иссле­дования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

Болезни урбанизации - большая группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнение окру­жающей среды (шумовым, химическим, биологически и т. д.).

Демография – наука о народонаселении и воспроизводстве, миграции населения

Демографический взрыв - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических или общеэкологических. условий жизни

Депопуляция - уменьшение численности населения людей или животных.

Урбанизация - 1) рост и развитие городов; 2) приоб­ретение сельской местностью внешних и социальных черт, ха­рактерных для города; 3) процесс увеличения роли городов в развитии общества.

Экопортрет человека - совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адап­тацию к конкретному набору особых факторов среды обитания. Понятие введено Н.А. Агаджаняном (1981).

Блиц – тест

1. Города, поселки городского типа и села относятся к видам природно-территориальных геосистем

А) селитебные; В) промышленные; С) ООПТ; D) рекреационные; Е) заповедные

2. Какой метод исследования применяется для изучения фоновой характеристики природно-антропогенных загрязнений воздуха, почвы и т.д.?

А) полевой В) экспериментальный С) лабораторный D) модельный Е) математический

3.В чем заключается функция антропоэкологии?

А) биологические аспекты

В) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний и действительности

С) объективная структура знаний; D) методическая база экологии; Е) экологические аспекты

4. Что не относятся к пищевым веществам?

А)белки; В)жиры;С)углеводы; Д)фитонциды; Е)витамины

5.Многофакторное заболевание, т.е его развитие не обусловлено одной причиной,а сочетанием нескольких причин, факторов риска?

А)туберкулез; В)рак;С)чума; Д)СПИД; Е)дизентерия

6. Автор книги «многоликая деревня»?

А) Докучаев; В) Алексеев; С) Брехман; Д) Павлов; Е) Вернадский.

7. Такой жизненный уровень, который удовлетворяет потребности населения

А) индивидуальное здоровье; В) примитивное здоровье; С) качество жизни;

Д) постпримитивное здоровье; Е) здоровье

8. Современный тип здоровья населения экономически развитых стран

А)индивидуальное; В)примитивное; С) квазимодерновое; Д)постпримитивное; Е)модерный

9. Органические вещества, которые впитываются организмом.

А) Рацион; В) Нутриенты; С) качество жизни; Д) количество здоровья; Е) примитивное здоровье

10. Суточный запас еды.

А) Рацион; В)Нутриенты; С)качество жизни; Д)количество здоровья; Е) примитивное здоровье

Литература

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2002.

2. Гигиена и экология человека/Под ред.Матвеевой Н.А М.:изд.центр.“Академия”

3. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.-.М.: 1994.

4. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека..- М.: 1977.

5. Орехов К.Н. Проблемы экологии человека..-.Ставрополь,.1998.

6. Прохоров Б.Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: 1991.

Занятие 9-10.

Тема: Глобальный мониторинг - наблюдение и сбор данных об экологической ситуации на планете.

Цель: Ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методами их экспрессного анализа. Определение способов защиты.

Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

Контрольные вопросы

1. Виды и понятие мониторинга.

2. Перечислите токсичные вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека.

3. Какие токсичные вещества приводят к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям, особенно при стрессовых воздействиях?

4. Какие источники способствуют накоплению солей тяжелых металлов в организме человека?

5. Какие средства следует применять для защиты организма от антропогенных экотоксикантов?

6. Что такое антропогенные факторы среды?

Содержание и порядок выполнения работ:

Антропогенные факторы среды – это факторы, возникновение которых обусловлено хозяйственной или иной деятельностью человека.

Наибольшую опасность для человека и животных представляют экотоксиканты. Экотоксиканты – вредные химические вещества, загрязняющие окружающую среду и отравляющие находящиеся в ней живые организмы. Основными источниками их поступления являются:

- предприятия химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, деревообрабатывающей, - топливной и других промышленных отраслей;

- различные виды транспорта (особенно автомобильный);

- ТЭЦ и другие энергетические установки; сельскохозяйственное производство (минеральные удобрения, пестициды);

- АЭС и предприятия, использующие атомную энергию и т. д.

В настоящее время автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота и угарным газом, содержащимися в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60 % по СО и более 50 % по NОx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NОx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева. Концентрация оксида углерода (II) в выхлопных газах автомобиля составляет 0,3-10 %, углеводородов (несгоревшего топлива) – до 3 % и оксидов азота – до 0,8 %.

Последствия отрицательного воздействия на организм человека основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных газов, приведены в таблице:

Влияние выхлопных газов автомобилей на здоровье человека (по Х. Ф. Френчу, 1992)

 

Задание 1. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Выберите участок автотрассы вблизи учебного заведения (места жительства, отдыха) длиной 0,5–1 км, имеющий хороший обзор (из окна, из парка, с прилегающей территории).

Измерьте шагами длину участка (в м), предварительно определив среднюю длину своего шага.

Определите число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, 1 часа. При этом заполняйте таблицу:

Учетная таблица

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом.

Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

– число единиц автотранспорта, проезжающего по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

– нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице).

 

Нормы расхода топлива

 

Значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице:

 

Коэффициенты выброса

 

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу (л/км).

Обработка результатов и выводы

Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (L, км), по формуле:

Lj = Nj х L,

j – обозначение типа автотранспорта;

L – длина участка, км;

Nj – число автомобилей каждого типа за 1 час.

Рассчитайте количество топлива (Qj, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qj = Lj х Yj.

 

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (SQ) и занесите результаты в таблицу:

Расход топлива

 

Задание 2. Рассчитайте объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего, занесите результат в таблицу:

Объем выбросов

 

Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

где М – молекулярная масса.

Рассчитайте количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно допустимых условий окружающей среды. Результаты

запишите в таблицу:

 

Сопоставьте полученные результаты с количеством выбросов вредных веществ, производимых находящимися в вашем районе заводами, фабриками, котельными, автопредприятиями и другими

загрязнителями воздуха. При этом пользуйтесь соответствующими данными по экологической оценке качества выбросов от этих предприятий (такие данные можно получить, например, в районном или городском комитете по экологии и т. п.).

Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.

Глоссарий.

Антропогенная нагрузка - степень прямого и кос­венного воздействия людей и их хозяйственной деятельности на природу в целом или на ее отдельные экологические ко мпоненты и элементы (ландшафты, природные ресурсы, виды жи­вого и т. д.).

Мониторинг - длительное слежение за какии-то объектами или явлениями; в приложении к среде жизни — сле­жение за состоянием и своевременное предупреждение о созда­ющихся критических ситуациях (повышение загазованости воздуха свыше ПДК и т. п.), вредных или опасных для здоровья людей.

Мутации - внезапно возникающее естественное или искусственно вызываемое стойкое изменение наследственных структур, ответственных за хранение генетической информации и ее передачу от клетки к клетке и от предка к пото ству. Мутации возникают в половых клетках — гаметах (гаметические мутации) и клетках тела (соматические мутации).

Блиц – тест:

1. Сколько государств подписали Рамочную конвенцию?

А. 154 стран; В. 157 стран; С. 160 стран; Д. 168 стран; Е. 240 стран.

2. Страны, которые могут оставить выбросы на прежнем уровне

А. Россия, Украина, Австралия; В. США, Канада, Россия; С. Япония. США, Украина.

Д. Польша, Украина, Канада; Е. Венгрия, Япония, Россия.

3. Киотский протокол подписан в году?

А. 1997 году; В. 1998 году; С. 1999 году; Д. 2000 году; Е. 2002 году.

4. Венская конвенция об охране озонового слоя принята, в каком году?

А. 1985 году; В. 1988 году; С. 1889 году; Д. 1995 году; Е. 2002 году.

5. Монреальский протокол о сокращении выбросов озонсодержащих веществ подписан

в каком году?

А. 1987 году; В.1989 году; С. 1990 году; Д. 1992 году; Е. 2002 году.

6. Рекордный год уменьшения концентрации озона над Антарктидой?

А. 1998 год; В. 1999 год; С. 2000 год; Д. 2002 год; Е. 2004 год.

7. Рамочная конвенция принята в:

А. 1992 г; В. 1987 г. С. 1972 г. Д. 1968 г. Е. 1991 г.

8. Конвенция ООН об изменении климата:

А. Рамочная; В. Рамсарская; С. Венская; Д. Бернская; Е. Базельская

9. Протокол по биологической безопасности?

А. Севильский; В. Картахенский; С. Базельский; Д. Монреальский; Е. Киотский.

10. Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния?

А. Женевская; В. Рамсарская; С. Венская; Д. Бернская; Е. Базельская

Занятие 11 - 12.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.087 с.)