Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Устойчивость водных экосистем, устойчивость экосистем бессточных бассейнов аридных территорий.

Поиск

Цель: Контроль и закрепление знаний об устойчивом развитии водных экосистем. Основные свойства и структуры водных экосистем. Аридные территории. Состояние аридных территорий в мире, в Средней Азии и в РК.

Дальнейшее формирование работы с дополнительной литературой, умение делать самостоятельные выводы.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, атласы, миллиметровая бумага. Атлас мира для учителя.

Контрольные вопросы:

1. Основные составляющие глобальных экологических проблем современности

2. Действие загрязняющих природу веществ

3. Наземные и водные экосистемы

Содержание и порядок выполнения работ:

Задание1. Отразить в тетради схему глобального круговорота воды, рис.13.[4]

Компоненты глобального водного баланса за год.

Элементы водного баланса Объем, тыс. км³ Слой, мм
Осадки, мир в целом    
Испарение, мир в целом    
Осадки на поверхность суши    
Влагообмен между океаном и сушей, в том числе речной сток в океан    

Задание 2. На контурную карту нанести долю водопотребления по отношению к имеющим водным ресурсам. (прогноз на 2025г).

Задание 3. Отразить в тетради соотношение площади суши и Мирового океана по данным:

Континенты- 149 млн км² - г.Джомолунгма 8848 м.

Океаны - 361 млн км².:

Тихий - 178,6 млн км². -Марианский желоб 11022м

Атлантический – 91,6 млн. км². – Пуэрто-Рико 8072м.

Индийский – 76,1 млн.км². – Зондский 7729м.

Ледовитый – 14,7 млн.км². – 5527м.

Задание 4. Проанализируйте данные таблиц и ответьте на вопросы:

1. Где сосредоточена основная часть гидросферы?

2. Где сосредоточена большая часть гидросферы в пределах континентов?

Объем воды и активность водообмена различных частей гидросферы земного шара.

Части гидросферы Объем Продолжительность условного водообмена
  тыс.км3 % от общего объема % от объема пресных вод  
Мировой океан   96,5 - 250 лет
Подземные воды   1,72 30,9 1400 и до 10 тыс. лет для зоны многолет. мерзлоты
Ледники   1,74 68,7 9700 лет
Озера   0,013 0,26 17 лет
Почвенная влага 16,5 0,001 0,05 1 год
Воды атмосферы 12,9 0,001 0,037 8 сут
Болота 11,5 0,0008 0,033 5 лет
Водохранилища 6,0 0,0004 0,016 0,5 года
Реки 2,0 0,0002 0,006 16 сут

Задание 5. Составить на миллиметровой бумаге диаграмму площади, объёма и испарения водного баланса Земли.

Водный баланс Земли

Территория Площадь, тыс. км2 Объем, тыс. км3 Сток суши поверхностный и подземный, тыс. км3 Испарения, тыс. км3
Суша        
Мировой океан        
Земной шар (в целом)     -  

Задание6. Составить график содержания шестивалентного хрома в мг/л р. Илек квартально по годам, каждый год показать отдельным цветом.

Содержания шестивалентного хрома в мг/л р. Илек при ПДК 0,02 мг/л для рыбохозяйственных водоемов (2000-2000 -2005 гг.)

 

Годы Ιкв ΙΙкв ΙΙΙкв ΙVкв Ср. годовые   макс. Загрязнение  
Содержания Мг/л Превышения ПДК (раз) Месяц Содержание Мг/л Превышение ПДК (раз)  
  0,376 0,30 0,176 0,263 0,28   Январь Июнь 0,500  
  0,383 0,17 0,273 0,546 0,343 17,15 Ноябрь 0,650  
  0,463 0,12 0,213 0,33 0,281 14,05 Февраль 0,570 28,5
  0,443 0,158 0,266 0,296 0,29 14,5 Март 0,580  
  0,71 0,065 0,102 0,215 0,273 13,65 Март 1,220  
  0,26 0,064 0,104 0,26 0,172 8,6 Февраль 0,350  

Задание 7. К каким негативным последствиям может привести чрезмерное увлечение получением пресной воды методом опреснения соленой или же растапливанием ледника.

Задание 8. К каким возможным негативным последствиям для биосферы может привести слишком активное использование откалывание откалывающих от антарктического ледового щита льдин

Задание 9. Узнайте, где находится обслуживающая ваш район лаборатория, и по каким показателям она может исследовать принесенную вами воду.

Глоссарий

Апвеллинг -медленный подьем глубинных вод в верхние слои океана.

Гидрологический цикл - глобальный круговорот воды, важнейшим процессом в экосфере

Даунвеллинг – медленное опускание вод в глубину океана.

Закон Бэра - правые берега рек сев полушария круче левых, а в южном – наоборот.

Изобаты - линии, соединяющие места на карте с одинаковыми глубинами.

Изогалины – линии, соединяющие на карте места с равной соленостью вод

Плакоры – водораздельные пологие равнины и плато, имеют наиболее устойчивые экосистемы.

Сапробионты – организмы, обитающие в водах, загрязненных органическими веществами. используются для биологической очистки вод.

Сапропель – илистые отложения пресноводных озерных экосистем, содержащее большое

количество детрита. Используются в качестве удобрений или для минеральной подкормки сельскохозяйственных животных.

Блиц – тест

1. Территория юга Западно-Казахстаской области Министерством здравоохранения РК признана "зоной чрезвычайной экологической ситуации" так-как находится под воздействием:

А. Ядерного полигона Капустин Яр и Азгир; В. СИЯП; С. Нефтегазового комплекса

Д.Каспийского моря; Е. Байконур

2. В РК государственный мониторинг подразделяется на

А. Государственный и производственный; В. Общественный и производственный

С. Национальный и общественный; Д. Глобальный и производственный

Е. Общественный и локальный

3. Кризис недостатка растительных ресурсов и продовольствия, преодоленный промышленной революцией и внедрением технологий в сельское хозяйство проходил при участии

А. Общественности; В. Непосредственно человека; С. Окружающей среды

Д. Промышленности; Е. Сельского хозяйства

4. Кризис глобального исчерпания надежности экоситем-нарушения экологического равновесия в масштабах планеты, предложил ученый

А. Ю. Одум; В. Н, Ф. Реймерс; С. Ю. А.Израэль; Д. Э. Геккель;Е. В.И.Вернадский

5. Каждая экосистема, в том числе биосфера, обладает так называемой упругой устойчивостью способностью восстанавливаться после прекращения нагрузки, это происходит за счет

А. Большого количества обратных связей системе; В.Избавления от отходов

С. Круговорота веществ; Д. Применения энергии; Е. Конкуренции

6. Обеспечение стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере, на таких уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему, это главная цель конвенции

А. Рамочной об изменении климата; В. Венской; С. Монреальской; Д. Базельской; Е. Стамбульской

7.Создание национальных парков, сохранение генофонда, сокращение загрязнения окружающей среды, защита организмов от чрезмерной эксплуатации - это меры по

А. Борьбы с опустыниванием; В. Изменению климата; С. Сохранению биоразнообразия

Д. Сохранению лесов; Е. Сохранения видов

8. Центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии в Казахстане:

А) Министерство сельского хозяйства; В) Министерство природных ресурсов

С) Казгидромет; Д) Казгеоинформ; Е) Министерство охраны окружающей среды

9.Состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф

А) Экологическая безопасность; В) Экологическая защита; С) Экологическая ниша

Д) Экологическая катастрофа; Е)Экологическое бедствие

10. Вариабельность живых организмов из всех источников, включая наземные, морские и водные экосистемы - относится

А) Биологическим ресурсам; В) Биологическому разнообразию; С) Биотехнологии; Д) биологии.

Литература:

1. Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана.

2. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М.Тайдекс КО.,2005.

3. Копылов В.А. География населения. М. «Дашков и Кº», 2005.

4. Интернет – сайт «Устойчивое развитие.

5. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. М.изд. «ПРИОР», 2000.

Занятие 21-22.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.007 с.)