Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Место и роль человека в биосфере. Зависимость человека и социальных систем от состояния биосферы.

Поиск

Цель: Понятие о взаимодействие человека, природы и общества. Человек как социальное и биологическое явление.Понятие о генофонде.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, атласы, Атлас мира для учителя.

Контрольные вопросы

1. Что такое критерий прогресса?

2. Что такое культура как целостная интегративно-разнообразная гармоническая система?

3. Какие аспекты гармонизации взаимоотношений чело­века и природы являются основными?

4. В чем заключается гармонизация природопреобразовательной, познавательной и этико-эстетической деятель­ности?

5. Как понимать единство и гармонию человека с приро­дой?

6. Как связаны экологическое отчуждение и самоотчуж­дение человека?

7. Какое общество можно назвать экологическим?

8. Как изменилась численность человечества в последние 150-200 лет?

Содержание и порядок выполнения работ:

Задание 1. Постройте графики роста численности населения за годы по данным.

Годы 8000 до н.э. 0. н.э.                     прогноз
Насел, млн. чел.                          

Вычислите, сколько лет было необходимо для населения на 1 млрд., на 2млрд и т.д.

Задание 2. Постройте возрастные пирамиды, отражающие возрастной состав населения России и Индонезии, используя данные из таблицы.

Возрастной состав населения России и Индонезии

Возрастная группа Россия, млн. Индонезия, млн.
От 0 до 10    
От 11 до 20    
От 21 до 30    
От 31 до 40    
От 41 до 50    
От 51 до 60    
От 61 до 70    
От 71 до 80    
От 81 и старше    

Сравните построенные пирамиды и ответьте на вопросы:

  1. Численность населения, какой страны растет?
  2. Численность населения, какой страны стабильна с тенденцией к сокращению?
  3. Почему в возрастной пирамиде населения России группа от 51 до 60 лет имеет численность меньшую, чем соседние группы?
  4. Население, какой страны близко к простой замене численности одного поколения другим?
  5. Рассчитайте (в %) долю молодежи (от 0 до 30 лет) в России и Индонезии.
  6. В какой стране демографический потенциал выше?
  7. Предложите вашу схему регулирования численности населения в РК. Задание 3. Таблица принципов охраны природы: а) принцип ис­торичности — изучать историю природных систем; б) принцип системности — каждая проблема часть более общей; в) принцип адаптации — использовать адаптационные возможности природы; г) принцип планетарного единства — охранять всю планету; д) принцип приоритета экологической безопасности — социальные и экономические программы должны на­кладываться на схемы охраны природы.

Задание 4. По данным таблиц вычислить естественный рост населения в РК по формуле

ЕП = ОКР – ОКС, рассчитайте естественный прирост в РК, Актюбинской области, ЕП/10 – темп прироста (%)

ЕП - естественный прирост

ОКР – число родившихся на 1000 человек/год

ОКС – число умерших на 1000 чел/год.

ЕП/10 – темп прироста (%) – изменение в год на 100 чел.

 

Коэффициент рождаемости населения (в среднем за год на 1000 человек)

Регион Городское население Сельское население Всего
Республика Казахстан 18,21 18,15  
Акмолинская 16,33 13,21  
Актюбинская 20,92 14,21  
Алматинская 19,10 17,05  
Атырауская 24,87 16,75  
Восточно-Казахстанская 13,35 13,44  
Жамбылская 19,23 22,29  
Западно-Казахстанская 16,71 15,86  
Карагандинская 15,97 7,35  
Костанайская 11,98 13,43  
Кызылординская 23,79 21,42  
Мангыстауская 26,07 27,39  
Павлодарская 14,53 13,17  
Северо-Казахстанская 11,50 12,69  
Южно-Казахстанская 25,02 27,69  
г.Астана 15,37 -  
г.Алматы 19,83 -  

 

Коэффициент смертности населения (в среднем за год на 1000 человек)

Регион Городское население Сельское население Всего
Республика Казахстан 11,44 8,41  
Акмолинская 14,36 11,36  
Актюбинская 10,89 8,01  
Алматинская 12,25 8,03  
Атырауская 9,56 7,21  
Восточно-Казахстанская 14,20 10,53  
Жамбылская 9,44 7,65  
Западно-Казахстанская 12,51 6,75  
Карагандинская 14,12 7,99  
Костанайская 14,08 10,53  
Кызылординская 7,97 5,74  
Мангыстауская 7,92 5,88  
Павлодарская 12,14 10,06  
Северо-Казахстанская 15,51 12,06  
Южно-Казахстанская 8,39 5,81  
г.Астана 6,49 -  
г.Алматы 10,95 -  

Задание 5. По данным таблицы вычислить механический рост населения в РК по формуле:

МП = Пр – С, где МП - механический прирост

Пр – Прибыло

Уб - Убыло

Миграция населения (в год на 1000 человек)

Области Прибыло Убыло Сальдо
Акмолинская область 26,7 30,9  
Актюбинская область 23,6 21,9  
Алматинская область 29,6 26,2  
Атырауская область 10,9 10,1  
Восточно-Казахстанская область 21,4 31,3  
Жамбылская область 19,5 25,2  
Западно-Казахстанская область 22,5 23,9  
Карагандинская область 27,4 28,2  
Костанайская область 28,8 35,6  
Кызылординская область 7,9 16,1  
Мангыстауская область 32,6 17,8  
Павлодарская область 26,2 30,7  
Северо-Казахстанская область 29,0 31,8  
Южно-Казахстанская область 13,8 13,7  

Сформулировать выводы по движению населения РК.

Задание 6. По рисунку 2. Изменение коэффициента естественного прироста в течении двух последних веков, показывающих темпы прироста популяции составить анализ разницы между развитых и менее развитых стран. Назвать причины темпов прироста.

Рис 2. Изменение коэффициента естественного прироста в течение двух последних веков.

Глоссарий

Генофонд – это вся совокупность генов населения, обитающего на конкретной исторически сложившейся территории, т.е. и человеческой популяции.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия (а не только отсутствие болезни или физических дефектов).

Ксенобиотики – (от греч. xenos – инородный. чужой) – вредные и инородные для живых организмов вещества, выбрасываемые человеком в окружающую среду.

Ноосфера – новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обуславливающим её развитие.

Опухоли - новообразования, избыточные патологические разрастания тканей.

Канцерогены – химические соединения, способные вызвать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме при воздействии на него.

Мутагены – приводят к изменениям в составе и количестве хромосом.

Тератогены – вещества, приводящие к уродством в индивидуальном развитии организмов; действие любого фактора в избыточном количестве может быть тератогенным.

Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично – поведенческие) свойства организма (Реймерс, 1990).

Эмбриогены – вещества, вызывающие патологические изменения в период эмбрионального развития.

Блиц - тест

1. Римский клуб создан:

А) 1968г. В) 1969г. С)1972г. Д) 1992г. Е) 2002г.

2.Комиссией Брунтланд подготовлен доклад:
А) «Пределы роста»; В) «Наше общее будущее»; С) «Мир в 2000 году»
Д) «Человечество на перепутье»; Е) «За пределами роста»;

3.Не входит в сценарии перехода к УР:

А) сциентистский; В) консервационистский; С) центристский

Д) алармизм; Е) утопизм.

4. Восстановление естественной природы при резком снижении численности народонаселения – это взгляды:

А) сциентисткий; В) корнукопианцев; С) консервационистский
Д)центристкий; Е)утопистов
5. Автор доклада «Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие»:

А) Меддоузы; В) В.Леонов; С) Дж. Форрестер; Д) В.И. Данилов-Данильям
Е) Х.А. Барлыбаев

6.Понятие «экоразвитие» в науку ввел:

А) Морис Стронг; В)Аурелно Паччеи; С) Д. Медоуз;Д) Э.Пестель;Е) Дж. Форрестер.

7. Первый крупный форум экологической направленности:

А) Римский клуб; В) Стокгольмская конференция; С) Рио-92; Д) Рио+5
Е) В Йоханнесбурге

8. Возможность решения любых проблем будущего за счет развития науки – это взгляды:

А) сциентистский; В) алармистский; С) консервационистский
Д) центристский; Е) корнукопианцев

9. «Подсказать обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы «разумно вести дела» и достичь глобального равновесия» – это цель:
А) Стокгольмской конференции; В) Комиссии Брунтланд
С) Римского клуба; Д) Рио-92; Е) Рио+10
10. «Декларация об окружающей среде» была принята:

А) Римским клубом; В) Стокгольмской конференцией
С) Саммитом Земли; Д) Рио-де-Жанейро; Е) Киотская конференция.
Литература:

1. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., Мысль, 1990.

2.Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М., Тайдекс К,

2005.

3. Панин М.С. Экология Казахстана. Учебник для вузов / Под редакцией Байтулина И.О. Семипалатинск, СГПИ, 2005.

4. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества, изд МГУ, М., 2007.

5. Журналы «Экология и устойчивое развитие».

Занятие 7-8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.011 с.)