Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Предотвращение и ликвидация негативных последствий хозяйственного освоения природно – технических геосистем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Контроль и закрепление знаний о факторах техногенеза и экологических кризисных ситуаций в структуре природно – техническихгеосистем. Дальнейшее формирование умения работать с дополнительной литературой, умения делать самостоятельные выводы и применять полученные теоретические знания на практике. Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта РК, атласы, миллиметровая бумага. Атлас мира для учителя. Контрольные вопросы:
Содержание и порядок выполнения работ: Рис 4. Доля различных источников получения электроэнергии в мире. 1 – ТЭС, 2 – ГЭС, 3. – АЭС, 4 – геотермальные электростанции. Задание 1. Отразить в тетради рис 4. Доля различных источников получения электроэнергии в мире. Определить из каких источников получают электроэнергию и процентное содержание каждого источника. Рис 5. Динамика мирового потребления энергии из различных источников (Медоуз и др., 1994) Задание 2. Определить по рис 5 изменения соотношений между главными способами получения электроэнергии, как эти изменения оказали влияние на обстановку в окружающей среде. Задание 3. Отразить в тетради «Общую структуру биосферы» (по Н.Ф.Реймерсу) из учебника М.М.Голубчик, С.П.Евдокимов «География». Рисунок 18. Задание 4. Выполнить в тетради таблицу, показывающую рекультивацию нарушенных земель.
Задание 5. По данным таблицы составить круговые диаграммы ненарушенных территорий, частично нарушенных территорий и нарушенных естественными экосистемами территорий. Общую площадь показать в виде столбиковой диаграммы.
Глоссарий Псаммофилы – животные песчаных пустынь, имеющие характерные особенности, связанные с условиями обитания. Псаммофиты – растения, песчаных пустынь, имеющие характерные особенности, связанные с условиями обитания. Психрофиты – растения с низкой термофильностью. Плакоры - В наибольшей степени зональные условия выражены на плоских междуречьях в пределах небольших высот и «средних» эдафических норм. Такие условия называются плакоры. Интразональные – условия, отличающиеся от плакорных. Интразональные группировки и сообщества ни в одной зоне не образуют зональных или плакорных биоценозов либо выходят на плакор в других зонах, используя интразональные местообитания как убежища в пределах неблагоприятной для них зоны. Это явление называются экстразональные сообщества. Здесь по сути дела проявляется правило смены стаций Эдификаторы -Организмы, которые заметно изменяют среду своего обитания и тем влияют на отдельных членов сообщества. Блиц-тест 1. Кризис недостатка растительных ресурсов и продовольствия, преодоленный промышленной революцией и внедрением технологий в сельское хозяйство проходил при участии А. Общественности; В. Непосредственно человека; С. Окружающей среды Д. Промышленности; Е. Сельского хозяйства 2. Кризис глобального исчерпания надежности экосистем- нарушения экологического равновесия в масштабах планеты, предложил ученый А. Ю. Одум; В. Н, Ф. Реймерс;С) Ю. А.Израэль; Д) Э. Геккель; Е) В.И.Вернадский 3. Каждая экосистема, в том числе биосфера, обладает так называемой упругой устойчивостью-способностью восстанавливаться после прекращения нагрузки, это происходит за счет А. Большого количества обратных связей системе; В.Избавления от отходов С. Круговорота веществ; Д. Применения энергии; Е. Конкуренции 4. Обеспечение стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере, на таких уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему, это главная цель конвенции А. Рамочной об изменении климата; В. Венской; С. Монреальской Д. Базельской; Е. Стамбульской 5.Создание национальных парков, сохранение генофонда, сокращение загрязнения окружающей среды, защита организмов от чрезмерной эксплуатации - это меры по А. Борьбы с опустыниванием; В. Изменению климата; С. Сохранению биоразнообразия Д. Сохранению лесов; Е. Сохранения видов 6. Количество особей организмов какого-либо вида, которые могут устойчиво существовать неопределенно долгое время. А) Потенциальная ёмкость любой экологической или природно-ресурсной системы В) ассимиляционные возможности экосферы; С) несущая емкость территории; Д) выживание; Е) развитие. 7. Динамическое сохранение природного (естественного)капитала это: А) Потенциальная ёмкость любой экологической или природно-ресурсной системы В) ассимиляционные возможности экосферы; С) несущая емкость территории; Д) экологическая устойчивость; Е) экодинамика. 8. Средний уровень жизни населения находится в обратной зависимости от численности населения, которое может устойчиво существовать на данной территории (от её потенциальной ёмкости) это: А) законы УР; В) гипотезыУР; С) стратегияУР; Д) цельУР; Е) задачаУР. 9. Экологические проблемы не могут быть решены посредством увеличения скорости потребления ресурсов это: А) законы УР; В) гипотезыУР; С) стратегияУР; Д) цельУР; Е) задачаУР. 10. Один из трех основных принципов функционирования глобальной и иной экосистемы состоит в том, что: А. Получение ресурсов от отходов происходят в рамках круговорота всех химических элементов В.Получение ресурсов от отходов происходят в рамках конкуренции между видами С.Получение ресурсов от отходов происходят в рамках круговорота воды Д. Круговорот веществ от симбиозов Е. Круговорот веществ зависит в основном от конкурентов
Литература: 1. Окружающая среда и устойчивое развитие Казахстана. 2. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. Курс лекций по устойчивому развитию. М. Тайдекс КО., 2005. 3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект Пресс, 1995. 4. Интернет – сайт «Устойчивое развитие. 5. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. М.изд. «ПРИОР», 2000.
Занятие № 23-24. Тема. Международное сотрудничество в области устойчивого развития, приоритеты и перспективы устойчивого развития. (Деловая игра) Данную тему целесообразно рассматривать в ходе деловой игры «Круглый стол». Тема, выносимая на обсуждение - «Перспективы развития природоохранной деятельности в Республике Казахстан и СНГ. Цели: Недостатки и ошибки прошлой политической, экономической, экологической и просветительской деятельности в сфере экологической политики и природоохранной деятельности в РК и СНГ». Для организации круглого стола необходимо разделение на 6 бригад, каждой из которых предназначено отстаивать назначенные позиции. Перечень бригад: 1. Международная экспертная комиссия по экспертизе природоохранной деятельности. 2. Государственный комитет экологии Казахстана и СБЗ. 3. Ассоциация промышленников Казахстана и СБЗ. 4. Представители Министерства образования. 5. Регионально-муниципальная комиссия по охране природы. 6. Представители географического общества НГПИ. Каждая из бригад прежде чем приступить к прениям должна огласить свои позиции: Цели и миссия деятельности. Стратегия деятельности. Ресурсы для реализации стратегии. Конкуренты, партнеры. Целью семинара должен являться совместный поиск решения некоторых выборочных проблем из предложенного списка: - Оздоровление ландшафта. - Восстановление нарушенных экосистем. - Утилизация органических отходов городов. - Переход от промысла к хозяйству. - Сохранение эталонных участков биосферы. - Экологические механизмы адаптации к среде. - Регуляция численности популяций. - Управление продукционными процессами. - Устойчивость природных и антропогенных биоценозов. - Экологическая индикация. - Предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов. - Преодоление возрастающего разрыва в экономическом уроне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами. - Устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре. - Предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе Мирового океана. - Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами. - Предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции. Блиц – тест Вариант № 1 1. Разумное сочетание государственной, общественной и частной собственности в народном хозяйстве, цивилизованная товарно-рыночная экономика – это аспект УР: А. Экономический; В. Политико-правовой; С. Экологический; Д. Социальный; Е. Международный 2. Обеспечение коэволюции общества и природы, человека и биосферы, восстановление относительной гармонии между ними, нацеленность всех трансформаций на формирование ноосферы – это аспект УР: А. Экономический; В. Экологический; С. Политико-правовой; Д. Социальный; Е. Локальный 3. Искоренение на Земле голода и нищеты – это аспект УР: А. Экономический; В. Экологический; С. Социальный; Д. Политико-правовой; Е. Локальный 4. Борьба за мир, предотвращение новой мировой войны и региональных конфликтов, решение любых противоречий мирными, политическими средствами– это аспект УР: А. Экономический; В. Политико-правовой; С. Экологический; Д. Международный Е. Социальный; 5. Высокий уровень развития науки, техники и их воплощение на практике– это аспект УР: А. Экономический; В. Экологический; С. Социальный; Д. Политико-правовой; Е.Информативный. 6. Это длительный непрерывный процесс удовлетворения общественных потребностей на основе такого уровня и темпов развития экономики, которые не влекут за собой необратимых экологических последствий: А. Устойчивое развитие; В. Антропоцентризм; С. Биоцентризм Д. Теоцентризм; Е. Геоцентризм 7. Критерии УР: А. Нормативно-правовые, административно-хозяйственные, экономические В. Для возобновимых природных ресурсов их количество или возможность продуцировать биомассу должны, по крайней мере, не уменьшать в течение времени С. Ни рост населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми Д. В центре внимания должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой Е. Уважение и забота обо всем живом на Земле 8. Регуляторы УР: А. Нормативно-правовые, административно-хозяйственные, экономические В. Ни рост населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми С. Для возобновимых природных ресурсов их количество или возможность продуцировать биомассу должны, по крайней мере, не уменьшать в течение времени Д. В центре внимания должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой Е. Уважение и забота обо всем живом на Земле 9. Законы УР А. В центре внимания должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой В. Для возобновимых природных ресурсов их количество или возможность продуцировать биомассу должны, по крайней мере, не уменьшать в течение времени С. Нормативно-правовые, административно-хозяйственные, экономические Д. Ни рост населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми Е. Уважение и забота обо всем живом на Земле 10. Принципы УР: А. Ни рост населения, ни увеличение скорости потребления ресурсов не могут быть устойчивыми В. Для возобновимых природных ресурсов их количество или возможность продуцировать биомассу должны, по крайней мере, не уменьшать в течение времени С. Нормативно-правовые, административно-хозяйственные, экономические Д. В центре внимания должны находиться люди, которые имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой Е. Уважение и забота обо всем живом на Земле Литература. Агаджанян Н.А., Ушаков И.Б. с соавт. Экология человека: Словарь-справочник / Под. Общ. Ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: ММП «Экоцентр», изд. Фирма КРУК, 1997. - 208 с. Ахатов А. Г. Экология: Энциклопедический словарь. - Набережные Челны: Ecopolis Ltd, 1995. Горохов В.А., Вишневская С.С. По национальным паркам мира. - М.: Просвещение, 1993. - ГОСТ Р ИСО 14001-98. Государственный Стандарт Российской Федерации «Системы управления окружающей средой». Требования и руководство по применению. – М., 2002. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 143 с. Томпсон Диксон. Набор инструментов руководителя охраной окружающей среды. – Калгари: Ун-т г.Калгари (Канада), факультет «Разработки в Области Охраны Окружающей Среды», 2001. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
Занятие № 25 - 26.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.011 с.) |