Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дуб и сосна (строение и отличие).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.). Учить отличать дуб от сосны. Развивающая среда: Панно для модели «Лес» и панно для раздаточного материала. Картинки для модели «Лес»; картинки животных, не живущих в наших лесах. Картинки домашних животных; игровой персонаж «Незнайка»; репродукции картин, стихи, загадки; комплект карточек «Дуб и сосна» (Пособие Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы»). Предварительная работа: чтение литературы о лесе; целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о лесе и его обитателях; наблюдение на прогулках и экскурсиях. Содержание
1. На занятия к детям приходит Незнайка. Незнайка: Сегодня я в лес тороплюсь. За детским садом много деревьев растет – там лес. Воспитатель: Дети, а вы видели за детским садом лес? Надо рассказать Незнайке, как узнать лес. Иначе он его не найдет. Давайте с помощью картинок составим лес для Незнайки. Что растет в лесу? Выберите со стола все картинки растений. (Дети выбирают.) Какие деревья растут в лесу? (Выбирают и прикрепляют на ковролине, где будет лес.) Получился ли у нас лес? Почему? Что еще растет в лесу? (Дети называют конкретные растения.) Воспитатель: Куда поселим кусты? Почему рядом с деревьями? Куда поселим травянистые растения? Зачем они лесу? (Расставляя с детьми картинки на ковролине, воспитатель создает уголки леса, выясняя с детьми, где растут ели, а где сосны, где будет лучше расти земляника, клюква, брусника и т.д.). Воспитатель: А какие растения у нас остались? Почему они не растут в лесу? (Спросить про морковку и капусту, комнатные растения.) Незнайка: Ну все, я пошел. Хороший у вас лес получился. Он красивый, растений много, все разные. Воздух чистый... (Мечтательно.) Воспитатель: Получился ли лес? Почему? Что же делать, чтобы получился лес? (Поселить животных). Какие насекомые живут в лесу? Почему? Зачем они лесу? Поселите в наш лес насекомых. (Вместе с детьми выбрать насекомых и прикрепить на ковролин, объясняя при этом, где живет то или иное насекомое и почему). Незнайка: Ну, теперь лес готов. Спасибо, я пошел гулять. Воспитатель: Что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? Они съедят лес. Что же делать? Какие птицы живут в лесу? Почему? Выберите и поселите их. (Прикрепляя птиц на ковролин, дать возможность детям доказать свое мнение, побуждая их к этому вопросами: «А ты как думаешь?», «Куда ты предлагаешь поселить?» и т. д.) Незнайка: Хорошо теперь в лесу. Птички поют, бабочки летают... Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут. Можно смело идти в лес! Воспитатель: Прав ли Незнайка? Расскажите ему, какие звери живут в лесу и почему. Найдите картинки и расселите зверей. Посмотрите, что же у нас получилось? (Лес.) Как вы узнали лес? Как же можно рассказать Незнайке, что такое лес? (Выслушать ответы детей и сделать обобщение.) Воспитатель: Понял, Незнайка, что такое лес? Незнайка: Понял, только теперь я в лес не пойду. Сколько там насекомых, искусают еще... Уберите насекомых, тогда пойду! Воспитатель: Может, и в самом деле убрать насекомых? Поможем Незнайке? (Дети доказывают, что без насекомых леса не будет.) Незнайка: Ну, тогда хоть деревья вырубите, а то я заблужусь... (Дети объясняют, почему нельзя рубить деревья.) Понял, что без чего-то лесу нельзя, а без чего – забыл! Воспитатель: Расскажите Незнайке еще раз, что же такое лес. Незнайка: В лес я теперь все равно не пойду! Ничего там хорошего нет! Воспитатель: Так ли это? Почему растения и животные любят лес? Почему люди любят лес? В лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные: смешанные, где растут разные деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив! Люди восхищаются красотой леса, отражают ее в картинах, стихах. Беседу можно закончить рассматриванием репродукций картин: «Тайга», «Березовая роща» и т.д. Почитать стихи о лесе, загадать загадки. Психологическая разгрузка Воспитатель предлагает детям разместиться поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
2. Используя картинки из комплекта «Дуб и сосна» пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы», сложить деревья (корни в почве, ствол, крона). Назвать их. Чем отличаются эти деревья? Чем они похожи? Назвать каждую часть дерева, объясняя ее значение в жизни дерева. Корни находятся в земле, дают дереву пищу и воду из этой земли, которые поднимаются вверх по стволу к листьям. В листьях на солнышке «варится» особая пища при помощи зеленых зернышек-поварят (хлорофил). Почему мы называем сосну и дуб деревьями? (У них один большой ствол). Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны? Рассмотрите желуди дуба и шишки сосны. Для чего семечку сосны крылышко? Сравните и рассмотрите цветы дуба и пылящие шишечки сосны. Они очень разные, но и у тех и других есть пыльца, которую разносит ветер. В заключение надо подчеркнуть, что у каждого растения есть листья, плоды, цветы и все они отличаются друг от друга, поэтому мы можем узнать деревья по внешнему виду, отличить сосну от дуба и т.д.
Занятие 2 Дуб и сосна Цель: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом. Опыт. Летающие семена Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивающая среда: комплект карточек «Дуб и сосна» из пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы». Содержание
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что такое лес? (Ответы детей.) Говорит, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома» (место обитания), другие – в качестве «столовой» (дерево – звено пищевой цепи). Любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке мы найдем совсем другие травянистые растения, кустарники, чем в дубраве. С разными видами деревьев связаны и разные животные. Прикрепляет с детьми на ковролин картинку сосны и картинку дуба. Почему сосну и дуб называют деревьями? (У них большой твердый ствол). Чем отличается дуб от сосны? (Листьями, плодами, цветами). Предлагает разложить карточки с изображением растений, грибов и животных, разделив их на связанные с дубом и сосной. Во время работы берет по очереди каждую маленькую карточку, обсуждает с детьми, к какому дереву – дубу или сосне – ее положить. В итоге мы получаем две группы живых организмов. Жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Одни используют дерево как дом, другие – как столовую, третьи – и живут, и питаются на этих деревьях, причем одни животные едят листья, другие – желуди и шишки, третьи – кору и т.д., то есть используются самые разные части деревьев. Предлагает детям представить, что сосну (дуб) срубили люди. Вместе с детьми вспоминает песенку о зеленой елочке, которую «срубили под самый корешок». Кто из них видел пни деревьев в лесу, парке? Просит детей высказать мысли, представления о том, что будет с каждым из животных (маленькие карточки), связанных с сосной. Что будет с дятлом? (пример) Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если в лесу все сосны уже заняты другими дятлами? Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода. Используя знания детей о животных, связанных с сосной (пример), приходим к выводу, что случится с животными, если сосна в лесу исчезнет. В результате рубки сосны могут исчезнуть и животные, которые питаются непосредственно сосной и живут на ней. Пример: исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания и они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рыси. Аналогично беседует с детьми о последствиях исчезновения в лесах дуба. Не будет желудей – меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей – из-за уменьшения старых дубов в лесу (жуки питаются соком старых дубов). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями, то есть она останется голодной и бездомной. (Дети сами приводят примеры, рассуждают.) Поскольку дуб, в отличие от сосны, создает тень, после его рубки резко изменяются световые условия для растущих под его кроной растений, например, ландыша, копытня. Уменьшится количество ландыша – уменьшится количество насекомых, которые его опыляют. Уменьшится количество птиц. Воспитатель просит детей еще раз перечислить, что случится в лесу, если человек срубит или спилит дерево или весь лес? А если человек посадит дерево в лесу, парке? (Появятся новые «дома» и «столовые» для животных.) Предлагает весной посадить деревья и понаблюдать, для кого они станут домом и столовой. Экологический тренинг Воспитатель: Вы хотели бы почувствовать себя деревом? Мои корни глубоко вросли в землю. Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем — Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад.
2. Воспитатель предлагает детям заняться опытнической работой, посмотреть, как летают семена и кто им в этом помогает. (После работы в группе продолжить наблюдение за полетом семян на прогулке.) Дает детям (из коллекции семян) по одному летающему и по одному нелетающему семени. Предлагает поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолинку и семя клена). Чем с большей высоты отпускать семена, тем нагляднее разница в скорости падения.
Занятие 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.012 с.) |