Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дуб и сосна (строение и отличие).

Поиск

Цель: Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.). Учить отличать дуб от сосны.

Развивающая среда: Панно для модели «Лес» и панно для раздаточного материала. Картинки для модели «Лес»; картинки животных, не живущих в наших лесах. Картинки домашних животных; игровой персонаж «Незнайка»; репродукции картин, стихи, загадки; комплект карточек «Дуб и сосна» (Пособие Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы»).

Предварительная работа: чтение литературы о лесе; целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о лесе и его обитателях; наблюдение на прогулках и экскурсиях.

Содержание

 

1. На занятия к детям приходит Незнайка.

Незнайка: Сегодня я в лес тороплюсь. За детским садом много деревьев растет – там лес.

Воспитатель: Дети, а вы видели за детским садом лес? Надо рассказать Незнайке, как узнать лес. Иначе он его не найдет. Давайте с помощью картинок составим лес для Незнайки. Что растет в лесу? Выберите со стола все картинки растений. (Дети выбирают.) Какие деревья растут в лесу? (Выбирают и прикрепляют на ковролине, где будет лес.) Получился ли у нас лес? Почему? Что еще растет в лесу? (Дети называют конкретные растения.)

Воспитатель: Куда поселим кусты? Почему рядом с деревьями? Куда поселим травянистые растения? Зачем они лесу? (Расставляя с детьми картинки на ковролине, воспитатель создает уголки леса, выясняя с детьми, где растут ели, а где сосны, где будет лучше расти земляника, клюква, брусника и т.д.).

Воспитатель: А какие растения у нас остались? Почему они не растут в лесу? (Спросить про морковку и капусту, комнатные растения.)

Незнайка: Ну все, я пошел. Хороший у вас лес получился. Он красивый, растений много, все разные. Воздух чистый... (Мечтательно.)

Воспитатель: Получился ли лес? Почему? Что же делать, чтобы получился лес? (Поселить животных). Какие насекомые живут в лесу? Почему? Зачем они лесу? Поселите в наш лес насекомых. (Вместе с детьми выбрать насекомых и прикрепить на ковролин, объясняя при этом, где живет то или иное насекомое и почему).

Незнайка: Ну, теперь лес готов. Спасибо, я пошел гулять.

Воспитатель: Что будет, если в лесу будут жить одни насекомые? Они съедят лес. Что же делать? Какие птицы живут в лесу? Почему? Выберите и поселите их. (Прикрепляя птиц на ковролин, дать возможность детям доказать свое мнение, побуждая их к этому вопросами: «А ты как думаешь?», «Куда ты предлагаешь поселить?» и т. д.)

Незнайка: Хорошо теперь в лесу. Птички поют, бабочки летают... Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут. Можно смело идти в лес!

Воспитатель: Прав ли Незнайка? Расскажите ему, какие звери живут в лесу и почему. Найдите картинки и расселите зверей. Посмотрите, что же у нас получилось? (Лес.) Как вы узнали лес? Как же можно рассказать Незнайке, что такое лес? (Выслушать ответы детей и сделать обобщение.)

Воспитатель: Понял, Незнайка, что такое лес?

Незнайка: Понял, только теперь я в лес не пойду. Сколько там насекомых, искусают еще... Уберите насекомых, тогда пойду!

Воспитатель: Может, и в самом деле убрать насекомых? Поможем Незнайке? (Дети доказывают, что без насекомых леса не будет.)

Незнайка: Ну, тогда хоть деревья вырубите, а то я заблужусь... (Дети объясняют, почему нельзя рубить деревья.) Понял, что без чего-то лесу нельзя, а без чего – забыл!

Воспитатель: Расскажите Незнайке еще раз, что же такое лес.

Незнайка: В лес я теперь все равно не пойду! Ничего там хорошего нет!

Воспитатель: Так ли это? Почему растения и животные любят лес? Почему люди любят лес? В лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные: смешанные, где растут разные деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Лес по-разному выглядит в разное время года, но он всегда красив! Люди восхищаются красотой леса, отражают ее в картинах, стихах.

Беседу можно закончить рассматриванием репродукций картин: «Тайга», «Березовая роща» и т.д. Почитать стихи о лесе, загадать загадки.

Психологическая разгрузка

Воспитатель предлагает детям разместиться поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.

 

2. Используя картинки из комплекта «Дуб и сосна» пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы», сложить деревья (корни в почве, ствол, крона). Назвать их. Чем отличаются эти деревья? Чем они похожи? Назвать каждую часть дерева, объясняя ее значение в жизни дерева.

Корни находятся в земле, дают дереву пищу и воду из этой земли, которые поднимаются вверх по стволу к листьям. В листьях на солнышке «варится» особая пища при помощи зеленых зернышек-поварят (хлорофил).

Почему мы называем сосну и дуб деревьями? (У них один большой ствол).

Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны?

Рассмотрите желуди дуба и шишки сосны. Для чего семечку сосны крылышко?

Сравните и рассмотрите цветы дуба и пылящие шишечки сосны. Они очень разные, но и у тех и других есть пыльца, которую разносит ветер.

В заключение надо подчеркнуть, что у каждого растения есть листья, плоды, цветы и все они отличаются друг от друга, поэтому мы можем узнать деревья по внешнему виду, отличить сосну от дуба и т.д.

 

Занятие 2

Дуб и сосна

Цель: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.

Опыт. Летающие семена

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Развивающая среда: комплект карточек «Дуб и сосна» из пособия Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы».

Содержание

 

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что такое лес? (Ответы детей.) Говорит, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома» (место обитания), другие – в качестве «столовой» (дерево – звено пищевой цепи). Любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке мы найдем совсем другие травянистые растения, кустарники, чем в дубраве. С разными видами деревьев связаны и разные животные.

Прикрепляет с детьми на ковролин картинку сосны и картинку дуба. Почему сосну и дуб называют деревьями? (У них большой твердый ствол). Чем отличается дуб от сосны? (Листьями, плодами, цветами).

Предлагает разложить карточки с изображением растений, грибов и животных, разделив их на связанные с дубом и сосной.

Во время работы берет по очереди каждую маленькую карточку, обсуждает с детьми, к какому дереву – дубу или сосне – ее положить.

В итоге мы получаем две группы живых организмов. Жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Одни используют дерево как дом, другие – как столовую, третьи – и живут, и питаются на этих деревьях, причем одни животные едят листья, другие – желуди и шишки, третьи – кору и т.д., то есть используются самые разные части деревьев.

Предлагает детям представить, что сосну (дуб) срубили люди. Вместе с детьми вспоминает песенку о зеленой елочке, которую «срубили под самый корешок». Кто из них видел пни деревьев в лесу, парке?

Просит детей высказать мысли, представления о том, что будет с каждым из животных (маленькие карточки), связанных с сосной. Что будет с дятлом? (пример) Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если в лесу все сосны уже заняты другими дятлами? Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода.

Используя знания детей о животных, связанных с сосной (пример), приходим к выводу, что случится с животными, если сосна в лесу исчезнет.

В результате рубки сосны могут исчезнуть и животные, которые питаются непосредственно сосной и живут на ней. Пример: исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания и они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рыси.

Аналогично беседует с детьми о последствиях исчезновения в лесах дуба. Не будет желудей – меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей – из-за уменьшения старых дубов в лесу (жуки питаются соком старых дубов). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу – лесных мышей, которые питаются желудями, то есть она останется голодной и бездомной. (Дети сами приводят примеры, рассуждают.)

Поскольку дуб, в отличие от сосны, создает тень, после его рубки резко изменяются световые условия для растущих под его кроной растений, например, ландыша, копытня. Уменьшится количество ландыша – уменьшится количество насекомых, которые его опыляют. Уменьшится количество птиц.

Воспитатель просит детей еще раз перечислить, что случится в лесу, если человек срубит или спилит дерево или весь лес?

А если человек посадит дерево в лесу, парке? (Появятся новые «дома» и «столовые» для животных.)

Предлагает весной посадить деревья и понаблюдать, для кого они станут домом и столовой.

Экологический тренинг

Воспитатель: Вы хотели бы почувствовать себя деревом?

Мои корни глубоко вросли в землю.

Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

 

2. Воспитатель предлагает детям заняться опытнической работой, посмотреть, как летают семена и кто им в этом помогает. (После работы в группе продолжить наблюдение за полетом семян на прогулке.)

Дает детям (из коллекции семян) по одному летающему и по одному нелетающему семени. Предлагает поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолинку и семя клена). Чем с большей высоты отпускать семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

 

 

Занятие 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.012 с.)