Глава 1. Бухгалтерский учет в системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Бухгалтерский учет в системе



В.П. Харьков

Компьютерный

Бухгалтерский учет

Учебно-практическое пособие

для студентов экономических специальностей

Москва

«Национальный институт бизнеса»


УДК 657(075.32)

ББК 65.052я723

Х-59

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

В.В. Дроздов

доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета им. Ломоносова

 

Харьков В.П.: Компьютерный бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие. М.: Национальный институт бизнеса, 2011 — 356 с.

 

Автор: Харьков Василий Павлович – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой «Информатики, прикладной математики и естественнонаучных дисциплин» Национального института бизнеса, академик Международной академии информатизации при ООН, профессор Академии русских предпринимателей, аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров России.

В учебном пособии рассматриваются все разделы бухгалтерского финансового учета. Излагаются основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, компьютерная технология учета на программе «1С:Бухгалтерия». Материал учебного пособия базируется на действующем законодательстве. Книга предназначена для студентов экономических специальностей, а также для действующих бухгалтеров, менеджеров, экономистов и финансистов

 

ББК 65.052я723

ISBN *************

 

© Харьков В. П., 2011

© «Национальный институт бизнеса», 2011


Предисловие.

Формирование в России цивилизованных рыночных отношений сопровождается развитием системы российского бухгалтерского учета как элемента рыночной инфраструктуры.

Учет и контроль производственно-хозяйственной деятельности организаций является одной из важных функций управления бизнесом (направленного воздействия на хозяйственные процессы).

Современная фирма представляет собой сложную систему взаимосвязанных подразделений (цеха, администрация, бухгалтерия, финансы, маркетинг, планово-экономический отдел, кадры и др.).

Для руководства и управления хозяйственными процессами необходимо иметь всестороннюю экономическую информацию о фактах деятельности организации. Такие сведения обеспечивает хозяйственный учет. Информацию о финансовом состоянии организации в денежном выражении дает бухгалтерский учет, являющийся важнейшей составной частью хозяйственного учета. Бухгалтерский учет называют языком бизнеса.

В настоящем учебном пособии представлены теория и практика организации и ведения бухгалтерского учета, обеспечивающие достаточный объем знаний специалисту-бухгалтеру. Изложены основы компьютерных технологий ведения бухгалтерского учета на самой распространенной программе «1С:Бухгатерия 8».

Пособие отражает опыт автора чтения лекций и ведения практических занятий по компьютерному бухгалтерскому учету студентам ВУ3ов, а также опыт по постановке и автоматизации бухгалтерского учета на промышленных и торговых предприятиях.

Материал пособия базируется на действующем законодательстве и соответствует требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положений о бухгалтерском учете и других законодательно-нормативных документов по состоянию на 1 декабря 2010 г.

В пособии показаны все основные приемы учета в «1С:Бухгалтерии 8», Здесь не рассматривается огромное множество деталей и особенностей программы, которые редко используются. Их рассмотрение отвлекало бы от понимания главного.

После практического освоения настоящего пособия Вы научитесь:

Ø понимать логику и технологию бухгалтерского учета;

Ø готовить программу «1С:Бухгалтерия 8» к эксплуатации;

Ø оформлять первичную информацию (платежки, ордера, накладные т.д.);

Ø вести документооборот на каждом участке учета;

Ø вести учет доходов и расходов;

Ø вести учет расчетов по налогам;

Ø формировать регламентированную отчетность;

Ø и многому другому.


Основные понятия теории бухгалтерского учета.

Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т. д. в составе и размещении имущества и источники его образования (капитал и обязательства).

Через хозяйственные операции (бизнес-операции) имущество подвергается изменениям, совершаемым в сферах снабжения, производства и реализации продукции.

Техника бухгалтерского учета — это способ его ведения, т.е. регистрации учетной информации (вручную или с помощью компьютера). Для этой цели применяются учетные регистры.

Учетные регистры — это специальные бухгалтерские документы, в которых обобщается и систематизируется информация первичных документов. Различное сочетание регистров, их совокупность и взаимосвязь определяют форму учета.

Регистры хронологического учета предназначены для регистрации хозяйственных операций в порядке их совершения (например, журнал хозяйственных операций, регистры кассовых приходных и расходных ордеров).

 

Регистры систематического учета служат для отражения однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций. Они разделяются на регистры синтетические (например, оборотная ведомость) и аналитические (например, оборотно-аналитические ведомости, карточки складского учета материалов).

Бухгалтерские книги — это сброшюрованные и пронумерованные листы бумаги, заверенные главным бухгалтером (например, кассовая книга), предназначенные для обобщения однородной информации.

Метод бухгалтерского учета — это набор способов и правил его ведения. Его элементы описаны ниже.

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые лежат в основе метода бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета: двойная запись; первичные учетные документы; денежная оценка; инвентаризация; учетная политика.

Система бухгалтерского учета – совокупность взаимосвязанных элементов (этапов и приемов) выполняющих единую задачу учета хозяйственной деятельности организации в денежном выражении.

Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Формы документов унифицированы для каждого их вида и являются едиными для всех организаций.

Инвентаризация — уточнение фактического наличия имущества и обязательств. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются имущество и обязательства организации. Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (при смене материально ответственного лица, хищении, перед составлением годовой отчетности, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ).

Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату.

Счета бухгалтерского учета — способ группировки и текущего отражения (хозяйственного) имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам.

Двойная запись — способ взаимосвязанного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда одинаковая сумма записывается по дебету одного счета и по кредиту другого;

Денежная оценка — способ выражения объектов учета в едином измерителе;

Калькуляция — способ определения себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг);

Бухгалтерская отчетность — система показателей учета (в форме таблиц), отражающих состояние имущества, обязательств и финансового положения предприятия на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность организации состоит из:

· бухгалтерского баланса;

· отчета о прибылях и убытках;

· отчета о движении денежных средств;

· отчета об изменении капитала;

· пояснительной записки;

· аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности (если это предусмотрено законодательством РФ);

· приложений к балансу.

Основные элементы системы бухгалтерского учета показаны на рис.1.5.

Учетный процесс хозяйственных операций в организации последовательно проходит следующие стадии (рис.1.6).

 

1.4. Балансовый метод отражения информации.

Основным отчетным документом бухгалтерского учета является баланс организации. На простых примерах рассмотрим балансовый метод отражения информации.

Баланс коммерческой организации представляет собой таблицу, состоящую из двух частей, называемых активом и пассивом. Баланс представляется, как правило, в тысячах рубля и оформляется ежеквартально. В активе отражается имущество и средства организации в денежной оценке, а в пассиве – источники их приобретения.

В бухгалтерском балансе обязательно равенство итогов актива и пассива, так как каждый вид имущества поступает за счет какого-то источника.

Балансовое уравнение имеет вид:

Активы =

Финансовые обязательства + Собственный капитал.

Разделы бухгалтерского баланса (пример) за 6 месяцев 2009г.

АКТИВ Код На 01.01.2009 На 01.07.2009
I. Внеоборотные активы   100 000 200 000
II. Оборотные активы     50 000
БАЛАНС (сумма строк 190+290)   100 000 250 000
ПАССИВ Код На 01.01.2009 На 01.07.2009
III. Капитал и резервы   100 000 100 000
IV. Долгосрочные обязательства     120 000
V. Краткосрочные обязательства     30 000
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)   100 000 250 000

 


 

Оборотными активы называется оборотными, потому что они обращается в процессе хозяйственного цикла организации. На деньги закупаются материальные запасы, которые затем перерабатываются в готовую продукцию и вырученные, после ее продажи средства используются в новом производственном цикле.

Внеобортными активы называются, потому что они используются в течение продолжительного срока (много производственных циклов) и постепенно (ежемесячно) списываются на затраты. Например, если оборудование служит до полного износа 24 месяца и стоит 240 000 руб., то каждый месяц будет списываться на себестоимость выпущенной продукции часть его стоимости 10 000 руб. (при линейной схеме списания износа, которая называется амортизацией).

Для пояснения логики балансового метода в учете рассмотрим упрощенный пример отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Фирма Х зарегистрировалась как общество с ограниченной ответственностью в декабре 2009 г. Начальным источником имущества являлся уставный капитал в сумме 200 000 руб., внесенный деньгами первым учредителем (Учр.1) в сумме 100 000 руб., и компьютером стоимостью 100 000 руб. – вторым учредителем (Учр.2).

На 1 января 2009 г. баланс фирмы Х на 1 января будет следующим.

Бухгалтерский баланс на 1 января 2009г.

Актив (имущество и средства) Пассив (источники средств)
Статья на 01.01   Статья 01.01  
1. Основные средства 100 000   1.Уставный капитал 200 000  
2. Денежные средства 100 000        
Итого 200 000   Итого 200 000  

Схема бухгалтерского баланса на 1 января 2009г. показана на рис.1.7.

 

 

В 1 квартале 2010 г. фирма Х произвела следующие хозяйственные операции – см. табл. (Учет налогов в примере не проводим).

Хозяйственные операции за 1 квартал 2010г.

№ опер Наименование операции Сумма операции руб.
  Взяли кредит на 6 месяцев 100 000
  Купили 1000 ед. товара по цене 200 руб. 200 000
  Продали 500 ед. товара по цене 300 руб. 150 000
  Начислили зарплату (но не выдали) 25 000
  Списали на затраты часть стоимости (износ за квартал) оборудования 10 000

Движение денежных средств показано в таблице.

Движение денежных средств за 1 квартал 2010г.

№опер Приход денежных. средств Сумма руб. Расход денежных средств Сумма руб.
  Получен кредит 100 000   -
    - Оплатили закупленный товар 200 000
  Выручка за товар 150 000   -
  Итого приход 250 000 Итого расход 200 000

Изменение ДС = Приход - Расход = 250 000 – 200 000 = 50 000 руб.

 

 

Движение товара в учете за 1 квартал 2010г. показано в таблице.

Движение товара за 1 квартал 2010г.

№опер Приход товара Сумма руб. Расход товара Сумма руб.
  Получен товар     -
    - Отпустили товар (50%)  
  Итого приход   Итого расход  

Изменение Товара = Приход-Расход = 200000 – 100000 = 100000 руб.

К расходам отнесено: снижение учетной стоимости основных средств за счет износа (амортизации) за 1 квартал 2010г. на сумму 10000 руб.; начисленная зарплата за квартал в сумме 25000 руб. и списания 50% закупочной стоимости товара. Доходы и расходы показаны в таблице. К доходам отнесена выручка в сумме 150 000руб.

Доходы и расходы за 1 квартал 2010г.

№опер Доход (статья) Сумма Расход (статья) Сумма
  Продажа 50% товара (выручка)   Продажа 50% товара (списание со склада)  
  -   Начислена зарплата  
  -   Списан износ оборудования  
  Итого доходов   Итого расходов  

Итого прибыль = Доход – Расходы = 150000 – 135000 = 15000 руб.

За 1 квартал у фирмы Х возникли обязательства на сумму 125000 руб., в том числе: 100000 руб. по кредиту и 25000 руб. не выданная зарплата.

Движение дебиторской и кредиторской задолженности за 1 квартал 2010г.

№ оп. Изменение дебиторской задолженности Сумма Изменение кредиторской задолженности Сумма
    - Взяли кредит  
    - Начислили зарплату  
  Итого   Итого  

Увеличение обязательств: 125000 руб.

Увеличение суммы имущества (актива баланса) фирмы Х за 1 квартал составило:

140000 руб. = -10000 (ОС) + 100000 (Товар) + 50000 (Деньги).

Увеличение источников имущества (пассива баланса) составило: 140000 руб. = 15000 (Прибыль) + 100000 (Кредит) + 25000 (Зарплата).

Таким образом, итоговая сумма баланса (называемая валютой баланса) увеличилась на 140000 руб. Баланс – равенство суммы актива и пассива сохранился. Свои источники увеличились на сумму прибыли – 15000 руб., а обязательства на 125000 руб.

Баланс организации составляется ежеквартально (4 раза в год) нарастающим итогом: за 3, 6, 9 и 12 месяцев. В 1 столбце показываются данные на начало года (на 1 января), во 2 столбце - на конец отчетного периода (31 марта, 30 июня, 30 сентября). Как правило, суммы указываются в тысячах руб.

По итогам 1 квартала 2009г. баланс фирмы Х имеет вид.

Бухгалтерский баланс за 1 квартал 2009г.

Актив (имущество и средства) тыс. руб. Пассив (источники средств) тыс. руб.
Статья на 01.01 01.04 Статья 01.01 01.04
1. Основные средства     1.Уставный капитал    
2. Денежные средства     2. Прибыль    
3. Мат. запасы     3. Кредит    
4. Дебиторская задолженность     4. Кредиторская задолженность    
Итого     Итого    

Счет 50 «Касса»

Дебет Кредит
С н 10 000 Х
50 000 20 000 40 000 6 000
Об. Д 70 000 Об. К 46 000
С к 34 000 Х

 

В таблице использованы следующие обозначения:

С н - начальное сальдо (остаток);

Об Д – оборот средств по дебету (дебетовый оборот);

Об К – оборот средств по кредиту (кредитовый оборот);

С к - конечное сальдо (остаток);

Формула для конечного сальдо счета «Касса»

С к = С н + Об.Д – Об. К.

Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь: каждой статье баланса соответствует счет или ряд счетов. В статье баланса указывается сумма остатков по соответствующим счетам на отчетную дату.

Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами при методе двойной записи (например, между счетами 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса»).

Бухгалтерская проводка (запись) — это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись в журнале операций по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции (например, получение денег с расчетного счета в кассу):

Д-т сч. 50 «Касса» 1000 руб.

К-т сч. 51 «Расчетные счета» 1000 руб.

Или в другом виде:

1000 руб. Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 51 «Расчетные счета»

В журнале проводок запись может иметь табличную форму, в которой также указывается дата совершения операции:

Дата Сумма Д-т сч. К-т сч. Содержание

03.01.2009 1000 50 51 – ПКО №1, чек №12

Схематично данную бухгалтерскую запись можно изобразить так:

 

 

Или, с учетом того, что одна и та же сумма записывается на обоих счетах, схему проводки (бухгалтерской записи) можно представить в виде «самолетиков» так:

 

 

Для того чтобы составить бухгалтерскую проводку необходимо выполнить четыре шага. Рассмотрим операцию: получены из банка (с расчетного счета) в кассу наличные деньги в сумме 1000 руб.

Шаг первый. На основании содержания хозяйственной операции определяем, какие объекты учета (счета) она затрагивает. Для анализируемой операции – это счет 51 «Расчетные счета» и счет 50 «Касса».

Шаг второй. Определяем характеристику счета по отношению к балансу: активный или пассивный счет (имущество или его источники). В нашем случае оба счета активные.

Шаг третий. Устанавливаем характер изменений затрагиваемого объекта. В рассматриваемой хозяйственной операции произошло увеличение на счете 50 «Касса» и уменьшение на счете 51 «Расчетные счета». Произошло перераспределение статей актива баланса. Валюта баланса (итоговая сумма актива и пассива) осталась неизменной.

Шаг четвертый. Определяем откуда, что куда пошло? Или, иначе, какой счет отразить по дебету, а какой по кредиту? В нашей операции это дебет счета 50 «Касса» (так как произошло увеличение активного счета) и кредит счета 51 «Расчетные счета».

В целом запись имеет вид:

Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 51 «Расчетные счета» - 1000 руб.

Все четыре шага выполняются по каждой хозяйственной операции.

Для пояснения вышеизложенных положений рассмотрим сокращенный цикл бухгалтерского учета.

Пример.

1. Регистрация операции в журнале хозяйственных операций (проводки) по данным первичных документов.

2. Обобщение за отчетный период (оборотная ведомость).

3. Отчетность (баланс).

На 01.01.2010 г. в ООО «Темп» остатки по счетам составляли:

50 000 руб. по кредиту счета 80 «Уставный капитал»,

50 000 руб. по дебету счета 50 «Касса».

В 1 квартале 2010 г. произведены следующие хозяйственные операции:

1. взят заем 30 000 руб. наличными для приобретения товара;

2. приобретен за наличные товар на сумму 80 000 руб.;

3. продан весь товар на сумму 100 000 руб.;

4. возвратили часть долга по займу 5 000 руб.

5. бухгалтерские записи (проводки) без учета налогов в сокращенном виде (не использованы счета расчетов и продаж) будут иметь вид (в скобках указаны изменения в балансе):

 

Сумма, руб. Д-т сч. К-т сч. Хозяйственная операция
  30 000 50 (А↑) 66(П↑) Заем наличными
  80 000 41(А↑) 50(А↓) Приобретен товар
  80 000 50(А↑) 41(А↓) Списали товар со склада
  20 000 50(А↑) 99(П↑) Прибыль от продажи
    66(П↓) 50(А↓) Возврат части долга
А↑ - увеличение актива; А↓ - уменьшение актива; П↑ - увеличение пассива; П↓ - уменьшение пассива.

 

Оборотная ведомость по данным операциям приведена в таблице.

Оборотная ведомость за 1 квартал 2009 г.
Счета Сальдо на 01.01 Оборот Сальдо на 01.04
АКТИВНЫЕ Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
50 «Касса» 50 000 Х 130 000 85 000 95 000 Х
41 «Товары»   Х 80 000 80 000   Х
ПАССИВНЫЕ            
80 «Уставный капитал» Х 50 000 - - Х 50 000
99 «Прибыли и убытки» - - - 20 000 - 20 000
66 «Расчеты по кредитам» Х     30 000 Х 25 000
Итого 50 000 50 000 215 000 215 000 95 000 95 000

 

 

Баланс организации (сокращенный)

Раздел баланса   На начало Изменения   На конец
Увеличение Уменьшение
АКТИВ 01.01.2010 01.04.2010
Касса 50 000 130 000 85 000 95 000
Товар   80 000 80 000  
Итого актив 50 000 210 000 165 000 95 000
ПАССИВ 01.01.2010 01.04.2010
Уставный капитал 50 000 - - 50 000
Прибыль - 20 000 - 20 000
Заем - 30 000 5 000 25 000
Итого пассив 50 000 50 000 5 000 95 000

 

 

 

 

 

 

Название счета

Дебет Кредит
Сальдо на начало периода Х
Увеличение   Уменьшение  
Оборот за период Оборот за период
Сальдо на конец периода Х

Схема активного счета.

 

Пример активного счета «Касса» показан выше.

Таким образом, по активному счету отражаются:

дебетовая сторона счета – остатки на начало и конец периода проведения операций; а также хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;

кредитовая сторона счета – только хозяйственные операции, вызывающие уменьшение дебетового остатка.

Для определения остатка (сальдо) по активному счету на конец периода используется следующая формула:

С к = С н + Об. Д - Об. К.

Остаток по активному счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление активов, оборот по кредиту – их использование (выбытие). К активным счетам относятся счета: «Основные средства», «Материалы», «Касса» и др.

Пассивные счета – это счета, на которых учитываются источники формирования имущества (капитал), их наличие, состав, движение, а также обязательства организации.

К пассивным счетам относятся, например, счета 80 «Уставный капитал», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и т.д.

Пассивный счет расположен в пассиве баланса и имеет следующие отличия:

– на пассивных счетах остатки (сальдо) только кредитовые. Это связано с тем, что в балансе источники средств и обязательства показываются на правой стороне (пассиве);

– в пассивных счетах (в противоположность активным счетам) увеличение источника средств отражается по кредиту, а его уменьшение ─ по дебету.

Пример: фирма Х получила 02.01.2010 кредит из банка 200000 руб., 25.01.2010 - еще 100000 руб., 15.02.2010 погасила часть кредита – 50000 руб. и 15.03.2010 погасила еще 100000 руб. Тогда записи на счете 66 за три месяца 1 квартала будут следующие:

 

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

  Январь Февраль Март
  Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Сальдо н. Х   Х   Х  
             
             
Оборот            
Сальдо к. Х   Х   Х  

Сальдо активного счета не может быть кредитовым. Так как имущество либо есть, и тогда оно показываются в дебетовом остатке, либо его нет - сальдо равно 0.

Сальдо пассивного счета не может быть дебетовым. Так как обязательства либо есть, и тогда они показываются в кредитовом остатке, либо их нет - сальдо равно 0.

Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых одновременно отражается и имущество организации, и источники его формирования. Такие счета носят название активно-пассивных счетов. При составлении баланса дебетовые остатки по активно - пассивным счетам отражаются в активе, а кредитовые остатки - в пассиве баланса.

Исходя из этого, они бывают двух видов:

со свернутым (односторонним) сальдо (дебетовое или кредитовое) – счет 99 «Прибыли и убытки»;

с развернутым (двухсторонним) сальдо – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую (отражается в активе баланса), а сальдо по кредиту – кредиторскую задолженность (отражается в пассиве баланса).

 

Схема записей на активно-пассивном счете выглядит так:

Название счета

Дебет Кредит
Сальдо на начало периода Сальдо на начало периода
Увеличение дебиторской задолженности или уменьшение кредиторской задолженности Увеличение кредиторской задолженности или уменьшение дебиторской задолженности
Оборот за период Оборот за период
Сальдо на конец периода Сальдо на конец периода

Схема активно-пассивного счета.

 

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, поскольку для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором (должником) и с каждым кредитором, т.е. выводится сальдо по каждому дебитору и кредитору отдельно, а затем подсчитываются общие суммы дебиторской и кредиторской задолженности.

Кроме того, что счета делят на активные, пассивные и активно-пассивные счета, их еще группируют по экономическому содержанию, а также по назначению и структуре.

Счета бухгалтерского учета при группировке по экономическому содержанию подразделяются на три подгруппы:

– счета для учета активов (ресурсов);

– счета для учета источников образования ресурсов;

– счета для учета хозяйственных процессов и их результатов.

На территории России используются четыре разновидности плана счетов:

– для хозрасчетных организаций;

– для банковской системы;

– для бюджетных учреждений;

– для учета исполнения местных бюджетов в финансовых органах.

В настоящем учебном пособии рассматривается бухгалтерский учет в хозрасчетных организациях.

 

Официальный перечень счетов, содержащий их названия и присвоенные им номера, называется планом счетов бухгалтерского учета.

-- План счетов бухгалтерского учета (сокращенный).

-- Раздел I. Внеоборотные активы

01 Основные средства (По видам основных средств) (А)

02 Амортизация основных средств (П)

04 Нематериальные активы (А)

05 Амортизация нематериальных активов (П)

08 Вложения во внеоборотные активы (А)

-- II. Производственные запасы

10 Материалы А)

19 НДС при по приобретенным ценностям (А)

-- III. Затраты на производстве

20 Основное производство (А)

25 Общепроизводственные расходы (А)

26 Общехозяйственные расходы (А)

28 Брак в производстве (А)

-- IV. Готовая продукция и товары

40 Выпуск продукции (работ, услуг) (А)

41 Товары (А)

42 Торговая наценка (П)

43 Готовая продукция (А)

44 Расходы на продажу (А)

45 Товары отгруженные (А)

-- V. Денежные средства

50 Касса (А)

51 Расчетные счета (А)

52 Валютные счета (А)

58 Финансовые вложения (А)

-- VI. Расчеты

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (А–П)

62 Расчеты с покупателями и заказчиками (А–П)

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам (П)

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам (П)

68 Расчеты по налогам и сборам (П)

69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (П)

70 Расчеты с персоналом по оплате труда (А-П)

71 Расчеты с подотчетными лицами (А–П)

73 Расчеты с персоналом по прочим операциям (А–П)

75 Расчеты с учредителями (А–П)

76 Расчеты с разными дебиторами и кред.(до12мес) (А–П)

79 Внутрихозяйственные расчеты (А–П)

-- VII. Капитал

80 Уставный капитал (П)

81 Собственные акции (доли) (П)

82 Резервный капитал (П)

83 Добавочный капитал (П)

84 Нераспределенная прибыль (непокр. убыток) (А–П)

86 Целевое финансирование (П)

-- VIII. Финансовые результаты

90 Продажи (А–П)

91 Прочие доходы и расходы (А–П)

94 Недостачи и потери от порчи ценностей (А)

96 Резервы предстоящих расходов (сс. по видам резервов) (П)

97 Расходы будущих периодов (субсчета по видам расходов) (А)

98 Доходы будущих периодов (П)

99 Прибыли и убытки (А–П).

 

План счетов содержит девять разделов:

Раздел I. «Внеоборотные активы» счета 01 - 09

Раздел II. «Производственные запасы» счета 10 - 19

Раздел III. «Затраты на производство» счета 20 - 39

Раздел IV «Готовая продукция и товары» счета 40 - 49

Раздел V. «Денежные средства» счета 50 - 59

Раздел VI «Расчеты» счета 60 - 79

Раздел VII. «Капитал» счета 80 - 89

Раздел VIII. “Финансовые результаты» счета 90 - 99

Забалансовые счета счета 001 – 011.

 

В каждом разделе указаны наименования синтетических счетов (счета первого порядка), их номер, наименования и номера субсчетов (счета второго порядка). К каждому счету разработана инструкция по его применению. План счетов российских хозрасчетных организаций утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Первичные документы

При совершении хозяйственных операций оформляются первичные документы по учету: материальных и денежных средств, оплаты труда, сделок по закупке и продаже товарно-материальных ценностей. Первичные документы (при правильном оформлении) придают юридическую силу хозяйственным операциям и являются основанием для записи бухгалтерских проводок в журнал (они являются регистратарами операций).

Формы большинства первичных документов регламентированы (утверждены Госкомстатом и др. правительственными органами).

По назначению различают распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные документы.

Приход и расход наличных денег оформляют кассовыми ордерами. Перечисление денег с расчетного счета организации контрагенту оформляют платежными поручениями. Внутреннее перемещение материалов – требованиями-накладными.

Перечень и формы других первичных документов можно найти в альбомах форм первичных документов и в литературе по бухгалтерскому учету. Формы большинства первичных документов регламентированы (утверждены Госкомстатом и др. правительственными органами).

 

 

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

Статья 2. Понятия, используемые в законе (руководитель организации, синтетический учет, аналитический учет и план счетов).

Статья 3. Законодательство о бухгалтерском учете.

Статья 4. Сфера действия закона.

Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях.

Статья 7. Главный бухгалтер.

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация

Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.

Статья 9. Первичные учетные документы.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета.

Статья 11. Оценка имущества и обязательств.

Статья 12. Инвентаризация имущества и обязательств.

Глава IV. Общие положения

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете.

Статья 19. О введение в действие настоящего Федерального закона.

Учет капитала организации.

Каждая организация должна располагать экономическими ресурсами, т.е. капиталами для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В бухгалтерском учете используются понятия – капитал собственный, привлеченный капитал, активный капитал и пассивный капитал.

Капитал (от франц., от англ. capital, от лат. capitalis - глав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.199 с.)