Рассмотрите специфику рынка чистой монополии. Как максимизировать прибыль и минимизировать убытки монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрите специфику рынка чистой монополии. Как максимизировать прибыль и минимизировать убытки монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.



 

Характерными чертами рынка чистой монополии являются:

1) в отрасли господствует одна фирма;

2) продукт фирмы является уникальным, у него нет близких заменителей;

3) влияние на уровень рыночной цены и на поведение конкурентов практически не ограничено;

4) вхождение в отрасль конкурентов сдерживается барьерами;

5) нет необходимости в проведении неценовой конкуренции (рекламы продукции, торгового знака и торговой марки).

Краткосрочный период характеризуется тем, что фирма не может изменить производственные мощности. Однако она может:

1) увеличить степень загрузки данных производственных мощностей;

2) улучшить свою деятельность за счет выбора оптимальных комбинаций материалов, труда, которые она имеет.

Несмотря на то, что чистая монополия может влиять на цену своего товара, анализ максимизации прибыли такой же как в монополистической конкуренции. В условиях чистой монополии необходимо, чтобы предельные издержки практически сравнялись с предельным доходом. Другой вывод из рассмотренной ситуации: предельный доход при чистой монополии меньше цены.

Рисунок 51.1 – Краткосрочное равновесие чистой монополии

 

Максимизирующий прибыль объем производства обозначен как Qм. Единственная цена, при которой Qм может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска до кривой спроса, а затем, под прямым углом, до вертикальной оси.

Найденная цена есть Рм. При этой цене и величине выпуска Qм монополист получает на единицу товара прибыль (Рм - АСм).

В долговременном периоде даже чистый монополист должен учитывать возможное проникновение конкурентов.

В долговременном периоде максимизирующая прибыль чистая монополия расширяет свои операции до того момента, пока не достигнет объема продукции, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC).

Если монополист в такой ситуации установит цену, которая позволит ему получать экономическую прибыль, то нужно предположить, что он заблокирует вход на данный рынок всех других продавцов.

Кривая, изображающая изменение средних совокупных издержек (АС) теперь будет рассматриваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы (LRAC). Кривая предельных издержек (МС) будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек (LRMC).

Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда LRMC равны долгосрочному предельному доходу (MR). Рассмотрим подробнее особенности поведения монополиста в долговременном периоде.

В случае, когда уровень спроса соответствует MR = LRMC, в точке, где LRMC = LRAC. В этом случае фирма определяет объем производства, соответствующий минимальным долгосрочным издержкам LRACmin.

Кривую долгосрочных средних затрат монополиста обозначим как АС1 при долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия добивается использования всей возможной отдачи от масштаба производства.

Однако монопольная цена Рм превышает LRACmin и LRMC. Из этого следует, что потребители не получат всех преимуществ от низких средних издержек монополиста, т.к. он из-за отсутствия конкуренции может установить цену на уровне, выше LRACmin. Это видно на рисунке 51.2.

Рисунок 51.2 – Долгосрочное равновесие на рынке чистой монополии

 

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных.

 

Возможна ли ценовая дискриминация на рынке чистой монополии? Рассмотрите виды монополий, барьеры для входа и выхода из отрасли. Чем была вызвана необходимость проведения антимонопольной политики государства?

 

Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация — это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная различиями в издержках.

Различают три степени ценовой дискриминации:

1-я степень – совершенная дискриминация состоит в том, что покупателям устанавливается своя цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу. Происходит изъятие потребительского излишка в пользу монополиста;

2-я степень – различные цены устанавливаются на каждую партию продукции. Она осуществляется в виде ценового дисконта или скидок с цены партии товара;

3-я степень – дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации.

Выделяют три основных типа монополий:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав).

2. Естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм будет не эффективным по масштабу производства. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к такому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится естественным поставщиком данного товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В данной ситуации чаще всего оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты у данных фирм появляются позже.

Различают также простую монополию. Это монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.008 с.)