Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде



В долгосрочном плане любая фирма, производящая товар на рынке с монополистической конкуренцией, может расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Могут появиться новые фирмы. Фирма сама начинает расширяться, оценивая будущий предельный доход и строя новые мощности, для которых предусматривается равенство MR = LMC.

Новые фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Следовательно, долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на конкурентное равновесие в том, что ни одна фирма не получает прибыль больше нормальной, рис.49.

 

 

Где бы какая-либо фирма не получала экономическую прибыль, на этот рынок войдут новые фирмы, снижая спрос и предельный доход от продукта фирмы. Отсюда следует, что отрасль не может находиться в равновесии, пока фирмы могут запрашивать за товар больше, чем средние общие затраты при максимизирующем прибыль выпуске.

На рис.49 спрос на товар типичного продавца снизится достаточно для того, чтобы цена Pd, которую фирма должна установить, если хочет продавать количество товара Qd, соответствующее точке, в которой MR = LMC, была равна средним общим издержкам – LATC, на этот объем выпуска. При долгосрочном равновесии кривая спроса на товар любой фирмы в отрасли является просто касательной к долгосрочной кривой средних общих издержек – LATC фирмы. Фирма может увеличить выпуск до Q1 своего товара, после того как она расширила производство, чтобы использовать преимущества более низких, в долгосрочном плане, средних общих издержек. Спрос на выпускаемое количество товара изменяется из-за появления на рынке дополнительных товаров. Цена, которую нужно установить на такое количество товара, упадет с Pd до P1, следовательно, прибыль на единицу товара упадет.

Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долговременном периоде.

Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие, при котором кривая спроса опять является касательной к кривой долговременных средних общих издержек LATC, а фирмы получают нулевые экономические прибыли.

Монополистическая конкуренция и эффективность

Экономическая эффективность монополистической конкуренции требует тройного равенства: цены – Р, предельных издержек – МС, и средних общих издержек – АТС.

Р = МС = АТС.

Равенство цены Р и предельных издержек МС необходимо для достижения эффективного использования ресурсов.

Равенство цены ^ Р с минимальными средними общими издержками АТС предполагает высокую производственную эффективность, использование наименее затратной технологии.

Равенство Р = АТС означает, что потребители получают наибольший объем производства по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.

На издержки монополистической конкуренции влияет избыточная производственная мощность. Но на рынке с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Более того, в противоположность фирмам, действующих в условиях чистой конкуренции, наблюдается, что в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший, чем наиболее эффективный объем производства. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем произошло бы в условиях чистой конкуренции.

Недогруженные мощности фирм составляют издержки монополистической конкуренции. В любом товаре имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития.

Фирма может изменить свою технологию, догрузить резервные мощности и улучшить свое положение с прибылью. Таким образом, должно соблюдаться равенство MR = MC, предельный доход должен равняться предельным издержкам.

 

Выводы

· Монополистическая конкуренция — это такая форма строения рынка, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию (продукт дифференцирован). В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки. При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж.

· При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов. Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

Вопросы для самопроверки

· Каковы особенности монополистической конкуренции?

· Является ли правило равенства предельной выручки и предельных издержек необходимым для монополистического конкурента?

· В чем разница в определении оптимума в условиях монополистической конкуренции для краткосрочного и долгосрочного периодов?

· Всегда ли монополистический конкурент получает экономическую прибыль?

Литература

Основная

· Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: Норма, 2005.

· Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: пер. с англ.- М.: Дело, 2001.- 808 с.-(зарубежный экономический учебник)

· Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2006. - 640 с. - (учебники МГУ им. М.В.Ломоносова)

Дополнительная

 

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1 / Под ред. В. М. Гальперина, 1998. – С. 39-65.

· Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.

· Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.

Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

 

·

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.008 с.)