Экономическая эффективность олигополистического рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность олигополистического рынка



Ответить на вопрос, является ли олигополия эффективной рыночной структурой или нет, очень трудно. Существует мнение, что, поскольку олигополия близка к монополии, то она действует приблизительно аналогичным образом. Согласно этому мнению, можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводят к ограничению выпуска объема продукции до уровня, когда издержки на единицу продукции ниже существующей рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли.

Существует и другое мнение на эту проблему: крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса, так как для одиноких фирм разработка новых технологий и новых товаров невероятно дорогостоящая. Хотя есть мнения, что крупные олигополисты не всегда заинтересованы в научно-техническом прогрессе, так как могут извлекать прибыль без него. Пользуясь олигополистическим положением, фирма делает надбавку к ценам своих товаров часто более 50 процентов, что позволяет ей выйти на ранее запланированный уровень прибыли. С целью сохранения своей доли рынка фирма иногда вынуждена несколько снизить цены или начать ценовую войну против новичка.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1/2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Если фирмы считают, что снижение цены поможет им вытеснить конкурента, то между ними начинается ценовая война. Это цикл последовательных снижений цены соперничающими олигополистическими фирмами в целях устранения с рынка конкурента.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

1. Олигополия — это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями». Поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

2. Ценовая война — это цикл последовательных снижений цены соперничающими олигополистическими фирмами в целях устранения с рынка конкурента. Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Вопросы для самопроверки

1. Что является характерным для олигополии?

2. Что такое «ценовая война»?

3. Всегда ли олигополист получает экономическую прибыль?

4. Что такое равновесие Бертрана?

Литература

Основная

· Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: Норма, 2005.

· Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: пер. с англ.- М.: Дело, 2001.- 808 с.-(зарубежный экономический учебник)

· Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2006. - 640 с. - (учебники МГУ им. М.В.Ломоносова)

Дополнительная

 

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1 / Под ред. В. М. Гальперина, 1998. – С. 39-65.

· Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231.

· Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.

Павлова И. П. Микроэкономика: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

 

 

Тема 11. Рынок труда

Цель: определение равновесия на рынке труда. Задачи: · объяснить отличия рынков ресурсов от рынков готовых товаров; · понять, что определяет спрос на труд и как формируется его предложение; · разобраться в механизме достижения фирмой состояния равновесия на рынке труда; · понять смысл предельной производительности труда и предельных издержек труда; · выяснить роль монополии на рынке труда.

Оглавление

 

11.1. Условие равновесия фирмы при покупке ресурсов.

11.2. Равновесие на рынке труда.

11.3. Компромисс индивида между трудом и досугом.

11.4. Монопсония на рынке труда.

11.5. Роль профсоюзов на рынке труда.

Выводы.

Вопросы для самопроверки.

Литература.

 

11.1. Условие равновесия фирмы
при покупке ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

1. естественные ресурсы (земля, ее недра, водные и лесные ресурсы);

2. трудовые ресурсы;

3. средства производства (производственные здания, сооружения, оборудование, станки, сырье, материалы и т. д.) – производственный капитал.

Иногда сюда включают предпринимательские способности людей к организации производства и финансовые ресурсы. Но финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов и опосредуют их деятельность.

Поскольку потребителями ресурсов являются фирмы, производящие товары и услуги, а «производители» ресурсов – их собственники, то цена ресурса – денежный доход его собственника:

· цена естественных ресурсов – рента;

· цена труда – заработная плата;

· цена производственного капитала – процент;

· цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

Поскольку спрос и предложение на рынках ресурсов формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг, то они выступают как производные или вторичные.

На конкурентном рынке ресурсов в результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена – p e.

Рис. 1. Конкурентный рынок ресурсов

Так как каждый отдельный наниматель на конкурентном рынке ресурсов воспринимает цены на них как нечто данное, он может закупить по равновесной цене столько ресурсов, сколько ему необходимо. Тогда кривая предложения любого ресурса, какой она видится каждому отдельному нанимателю, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене.

Рис. 2. Кривая предложения ресурсов для предпринимателя
в условиях совершенной конкуренции

Цены на ресурсы в действительности изменяются, когда изменяются рыночный спрос и предложение. Однако количество ресурсов, закупаемых отдельной фирмой в условиях совершенной конкуренции, не влияет на общий рыночный спрос.

Оплата дополнительно закупаемого ресурса – это предельные затраты фирмы на данный ресурс MIC (marginal input cost). В условиях совершенной конкуренции они равны равновесной цене.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса – предельный продукт MP. Прирост дохода фирмы от его реализации – предельная доходность ресурса (MRP – marginal revenue product) или предельный продукт в денежном выражении. Он равен: MRP=MR·MP.

Графически предельная доходность ресурса – это кривая спроса на него. Она имеет отрицательный наклон, т. к. отражает убывающую доходность (убывающую производительность) ресурса: чем больше единиц одного ресурса использует фирма при прочих постоянных ресурсах, тем ниже ее предельная производительность.

Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRP=MIC. Это равенство и отражает оптимум фирмы, т. е. условие максимизации прибыли.

Равновесие на рынке труда

Отмеченное в предыдущем параграфе характерно для любого ресурса, в том числе и для рынка труда.

Кривая предложения труда, какой она видится каждому отдельному нанимателю в условиях совершенной конкуренции, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене труда, we (wage).

Кривая спроса фирмы на труд dL показывает, как изменяется объем требующегося фирме труда при изменении его цены w и прочих неизменных параметрах.

При любой ставке заработной платы выше w e количество нанятых работников будет меньше L e, при w < w e, работников потребуется больше L e. Обратная зависимость между уровнем заработной платы и количеством нанимаемых работников является следствием снижения предельного продукта труда MPL по мере использования все большего объема трудового ресурса.

Таким образом, кривые спроса на труд, как и кривые спроса на выпускаемую продукцию, имеют отрицательный наклон, что обусловлено законом убывания предельной полезности.

Изменения в ценах на труд приводят к движению вдоль кривой спроса, изменения других факторов – к сдвигу кривой спроса.

 

Рис. 3. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса на труд и приводящие к сдвигу кривой спроса:

· спрос на продукцию фирмы: если он увеличивается, то ее цена возрастает. Рост цены на продукт вызывает рост дохода от предельного продукта, произведенного каждым дополнительным работником, т. е. кривая MRPL смещается вправо-вверх, а следовательно, спрос на труд возрастает. Аналогично действие снижения спроса и цены на продукт фирмы – происходит сдвиг кривой спроса на труд влево-вниз;

· цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей, а также комплементарных ресурсов. Если фирма приобретает оборудование, обеспечивающее экономию рабочего времени (оборудование в данном случае заменяет рабочих), ее спрос на труд уменьшается и кривая dL сместится влево-вниз. С другой стороны, если фирма расширяется, ей нужно больше и оборудования, и рабочих, его обслуживающих, – спрос на труд увеличивается;

· технологические изменения, воздействующие на предельный продукт ресурса. Если улучшения в технологии производства увеличивают предельный продукт труда, то кривая предельного дохода от продукта труда MRPL сместиться вправо-вверх, соответственно произойдет сдвиг кривой спроса на труд.

Все вышесказанное характерно для условий совершенной конкуренции. Однако типичной для рынка труда является несовершенная конкуренция. Она может выступать в форме монопсонии, с одной стороны, и профсоюзов – с другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.017 с.)