Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики

Поиск

В ходе развития рыночной экономики осуществляется процесс взаимного приспособления желаний продавцов и покупателей, согласования их интересов. Конкурирующие силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения, т. е. к установлению рыночного равновесия.

Для исследования этого взаимодействия необходимо на одном графике совместить линию спроса и линию предложения.

Рыночное равновесие характеризуется координатами точки пересечения кривой спроса d и кривой предложения s. Точка е – точка равновесия (equilibrium).

Цена pe, при которой Qd=Qs называется равновесной ценой. Количество товара Qe, реализованное на рынке по равновесной цене – равновесное количество товара.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован: ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. При любой другой цене рынок не сбалансирован.

Так, если р1 выше ре, образуется зона избытка предложения ABe. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену, т. е. избыток предложения через конкуренцию продавцов оказывает понижающее давление на цену. Если же цена р2 ниже равновесной ре, образуется зона избытка спроса (дефицит) – СeF, что через конкуренцию покупателей оказывает повышающее давление на цену. В дальнейшем, анализируя возможности государственного регулирования рынка, мы вернемся к этому процессу.

Рис. 3. Рыночное равновесие

Стабильностью равновесия называется способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишки) производителей и потребителей можно показать на графике (рис. 4). (Здесь и в дальнейшем отождествляются понятия продавец и производитель – для простоты исходим из того, что сами производители являются и продавцами).

Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньший объем покупок, величину выгод покупателей характеризует площадь рерmaxE. Дело в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше ре. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную ре. Следовательно, разность между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и составляет выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны.

С другой стороны, рe обычно ниже минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы (прежде всего наиболее передовые). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар. Общий выигрыш производителей характеризует площадь рminреE. Он равен разнице между выручкой производителей и их затратами.

Сумма выигрышей (излишков) потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.

Рис. 4. Выигрыш (излишки) покупателей и производителей

В статических моделях явно фактор времени не учитывается. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статик.

Этот метод можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия в результате смещения линий спроса и предложения.

Проанализируйте последствия роста и уменьшения спроса и предложения на графиках.

Хотя в явном виде метод сравнительной статики не учитывает фактор времени, но косвенное его включение возможно. Для этого выделяют 3 периода: мгновенный, в котором все факторы производства постоянны; краткосрочный – в нем одна группа факторов постоянна, другая – переменна; долгосрочный – все факторы производства рассматриваются как переменные.

В мгновенном периоде продавец не может приспособить объем предложения к объему спроса. Это, однако, все же не означает, что все количество имеющегося товара должно быть обязательно продано независимо от уровня цен. Если товар скоропортящийся, его надо продать обязательно – линия предложения в таком случае перпендикулярна оси абсцисс – равновесная цена определяется исключительно спросом и совпадает с ценой спроса. Если товар может быть какое-то время сохранен, то линия предложения будет состоять из двух отрезков: первый имеет положительный наклон (здесь объем продаж будет зависеть от спроса), второй – перпендикулярен оси абсцисс.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а следовательно, объем производства может изменяться за счет переменных факторов (к примеру, числа отработанных человеко-часов). В таком случае линия предложения так же состоит из двух отрезков. Первый, имеющий нормальный (положительный) наклон, ограничен точкой, соответствующей производственной мощности. Второй – представлен вертикальным отрезком, указывающим на невозможность выйти за пределы производственной мощности.

В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственной мощности, но и изменять ее величину, следовательно, и масштабы производства. Попробуйте продемонстрировать это на графике.

Выводы

1. Функциональная зависимость количества покупаемых товаров от цены (price) выражается понятием «спрос». В ее основе лежит закон спроса: понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

2. Объем спроса – количество товара, которое согласны купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.

3. Изменение цен на данный товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.

4. Предложение – характеризует функциональную зависимость предлагаемого количества товаров от цены. В ее основе – закон предложения: объем предложения увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении при прочих равных условиях.

5. Объем предложения – количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или их группа в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения.

6. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

7. Рыночное равновесие характеризуется координатами точки пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Количество товара, реализованное на рынке по равновесной цене, – равновесное количество товара.

8. Если цена устанавливается выше равновесной, образуется зона избытка предложения. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену. Если же цена ниже равновесной, образуется зона избытка спроса (дефицит).

9. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

10. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статики.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляют собой спрос и объем спроса?

2. От чего зависит величина спроса?

3. Как влияет на величину спроса на данный товар его цена?

4. Какие факторы и как влияют на спрос?

5. Чем определяется предложение товара, какие факторы и как на него влияют?

6. Что такое «цена спроса» и «цена предложения?

7. Как формируется рыночное равновесие?

8. Почему возникают избытки предложения и спроса, какие имеют последствия на рынке?

9. Почему в результате формирования рыночной цены выигрывают и потребители, и производители?

10. Как реализуется метод сравнительной статики?

 

Литература

Основная

· Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: Норма, 2005. – С. 80-95.

· Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: пер. с англ.- М.: Дело, 2001.- 808 с.-(зарубежный экономический учебник)

· Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю. В. Тарануха. - М.: Дело и сервис, 2006. - 640 с. - (учебники МГУ им. М.В.Ломоносова)

· Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение.- М.: Финансы и статистика - т.1.-1992.-362 c.

 

Дополнительная

· Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 217-231

· Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. М. Микроэкономика: Учебник: в 2 т. Т.1. / Под ред. В. М. Гальперина. – 1998. – С. 39-65.

· Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учеб. пособие. Т. 2 / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1996. – С. 12-29.

Тема 3. Эластичность спроса
и предложения

Цель: раскрыть понятие эластичности спроса и предложения. Задачи: · понять экономический смысл показателей эластичности спроса и предложения; · уяснить факторы, влияющие на эластичность; · разобраться в видах эластичности; · уметь рассчитывать коэффициенты эластичности; · понять значение эластичности для экономической политики фирм.

Оглавление

 

3.1. Ценовая эластичность спроса. Показатели эластичности.

3.2. Значение эластичности спроса для экономической политики фирм.

3.3. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу 39

3.4. Эластичность предложения.

Выводы.

Вопросы для самопроверки.

Литература.

 

3.1. Ценовая эластичность спроса.
Показатели эластичности

Производителям следует иметь в виду, что реакция покупателей на изменение цен на разные товары неодинакова.

Чувствительность покупателей к изменению цен измеряет ценовая эластичность спроса.

Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены товара на один процент.

,

где Δ Qd – изменение объема спроса; Δ p – изменение цены.

Если изменение цены вызывает существенное изменение объема спроса (т. е. процент изменения спроса больше процента изменения цены), то это – эластичный спрос (или товар эластичного спроса), ed >1.

Если процент изменения величины спроса меньше процента изменения цены – спрос неэластичный, ed <1. Пропорциональные изменения характеризуют единичную эластичность спросаed =1.

Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса:

· доступность товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос;

· степень насыщения потребностей: чем она выше, тем менее эластичен спрос. К примеру, если все семьи имеют хотя бы по одному холодильнику, снижение цены на него не скажется существенно на количестве покупок;

· является ли товар предметом роскоши (эластичный спрос) или предметом первой необходимости (неэластичный);

· удельный вес цены данного товара в сумме доходов: чем выше доход, тем больше эластичность;

· фактор времени: на коротком отрезке времени эластичность меньше, чем на длительном (потребитель имеет возможность найти другие варианты).

3.2. Значение эластичности спроса
для экономической политики фирм

Эластичность спроса имеет большое значение для ценовой политики фирм. Это хорошо иллюстрирует линейная функция спроса.

Эластичность линейной функции спроса изменяется от до 0.

Изменение эластичности спроса здесь объясняется следующим. Наклон линии спроса в данном случае постоянен. Следовательно, он не совсем точный показатель эластичности.

Представим формулу эластичности следующим образом:

;

— наклон линии спроса, он постоянен.

Таким образом, эластичность спроса зависит от соотношения P/Q.

Если двигаться вниз по линии спроса, то цена уменьшается, а величина спроса растет, т. е. ed уменьшается.

Если цена настолько велика, что Q =0, то ed = . Если же p =0, то и ed =0.

В середине линии спроса ed =1. Это легко можно доказать и алгебраически, и геометрически. Отметим лишь, что перпендикуляр, проведенный из точки, где ed =1, на ось абсцисс, делит расстояние 0d пополам.

 

Рис. 1. Связь между эластичностью спроса,
изменением цены и общей выручкой продавца

Изменяя цену на отрезках с разной эластичностью, фирма может сделать следующие выводы:

· при эластичном спросе (ed >1) снижение цены увеличивает выручку фирмы; повышение цены – уменьшает выручку, т. е. фирме выгодно снижать цену;

· при неэластичном спросе (ed <1) снижение цены уменьшает выручку фирмы, повышение цены – увеличивает выручку, т. е. фирме выгодно повышать цену;

· при эластичном спросе, приближающемся к ed =1, выигрыш относительно уменьшается, а проигрыш растет, прирост выручки происходит, но его темпы уменьшаются. В точке, где ed =1, выигрыш равен проигрышу и величина выручки достигает максимума. На этом основан т. н. «холм доходов».

Δ TR, т. е. изменение общей выручки в результате изменения объема продаж на единицу называют предельной выручкой – MR. Это очень важный показатель для фирм в проведении политики цен.

Линия MR расположена ниже кривой спроса, поскольку возрастающий объем продукции продается по все более низким ценам (ценам спроса). При ed =1, MR =0, затем TR падает, а MR принимает отрицательные значения.

Итак, при ed >1 фирме выгодно снижать цены, но невыгодно повышать. При ed >1 – наоборот: выгодно повышать цены и невыгодно их снижать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.013 с.)