Ценовая конкуренция и максимизация прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая конкуренция и максимизация прибыли



Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке усложняет проведение экономического анализа. Фирмы не могут с уверенностью предсказать ответного действия конкурентов. В краткосрочном периоде фирмы отводят большое значение совместным действиям в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли. Однако такое сотрудничество дается им очень трудно. Рассмотрим это на примере рисунка 55.1

Рисунок 55.1 – Поведение олигополии в краткосрочном периоде

 

Например, фирмы «Алмаз» и «Изумруд», решая, какую цену назначить, высокую или низкую, определяют также и величину своей прибыли. В случае согласования действий обе назначают высокую цену и обе получают по 20 млн долл. Однако, если каждая максимизирует свою собственную прибыль, то обе назначат низкую цену и обе получат по 15 млн долл. Если одна фирма устанавливает высокую цену, другая – низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получит 30 млн долл., а фирма, имеющая высокую цену, получит только 10 млн долл.

Поведение олигополистических фирм можно проанализировать с помощью ценовых войн и теории игр. Предположим, что на рынке существуют только два продавца, которые поставляют такой стандартизированный товар, как фосфат калия. Ценовая политика каждой фирмы зависит от рыночного спроса на данное минеральное удобрение, от того, как каждая фирма представляет себе реакцию конкурентов на ее действия. Допустим, что каждый продавец производит 1 кг продукции при неизменных средних издержках, равных 0,1 долл. Каждый из них назначает цену в 0,2 долл. и оба получают прибыль в 0,1 долл. с 1 кг. При этой цене спрос на продукцию составляет 100 000 кг за период. Каждый из продавцов продает 50 000 кг. Таким образом, продавцы делят рынок пополам и получают экономическую прибыль (рис 55.2).

Рисунок 55.2 – График ценовой войны фирм-олигополий

 

Каждый продавец может предположить, что конкурент не будет реагировать на его снижение цены, и постарается, таким образом, увеличить объем продаж. Так, постепенно, продавцы втягиваются в ценовую войну. Ценовая война это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Войны цен выгодны для потребителей, но тяжелы для фирм и уменьшают их прибыли.

Так, если один из продавцов снизит цену до 0,19 долл., то, по его мнению, количество продукции, на которую есть спрос, увеличиться до 105 000 кг. Допуская, что его конкурент сохранит цену в 0,2 долл., наш производитель надеется получить больше прибыли. Однако реакция конкурента иная: он сердит и сам устанавливает цену намного ниже первоначального уровня. В результате он получает весь рынок. Аналогичные действия предпринимает и другой конкурент. Война цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну цену Р = АС = МС. В этом состоянии фирмы не могут получить выгоды от понижения цены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.005 с.)