Что такое товарное производство, рынок и его инфраструктура? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое товарное производство, рынок и его инфраструктура?



Товарное (рыночное) производство – это антипод натурального хозяйства: продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена, продажи на рынке.

Условиями возникновения товарного производства являются, во-первых, общественное разделение труда, при котором производители специализируются на производстве какого-либо одного продукта, и во-вторых, обособление производителей как собственников, так как произведенный продукт является собственностью только производителя. Исторически обособление производителей имело место в форме частной собственности на средства производства. Формой связи обособленных специализированных производителей является обмен результатами труда, товарные отношения. Рыночный обмен подтверждает (или не подтверждает) нужность изготовленной продукции.

Черты товарного производства:

1. Наличие общественного разделения труда.

2. Обособление производителей как собственников.

3. Обмен результатами труда.

Первой формой товарного производства было простое. Оно характеризуется тем, что непосредственный производитель выступает не только работником, но и собственником средств производства и произведенного продукта. Такое производство сохранилось с древнейших времен до наших дней. И сегодня в большинстве развитых стран Запада, а также развивающихся странах сохраняется мелкое производство как в городе, так и в деревне. Это небольшие мастерские по ремонту обуви, парикмахерские, химчистки, мелкие розничные магазины.

Зрелые формы товарного производства, как, например, предпринимательское товарное производство, преобладающее в современных условиях, характеризуется прежде всего тем, что работник уже не является собственником средств производства и произведенного продукта. Особенностью более развитых форм товарного производства является его всеобщность. Это означает, что товарную форму приобретают не только продукты труда, но и предметы, данные природой – факторы производства.

Товарное производство функционирует с целью производства продуктов для обмена, становящихся в силу этого товарами.

Товар – это продукт труда, производимый для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

1. Свойство удовлетворять какую-либо потребность человека (потребительная стоимость).

2. Свойство обмениваться на другие товары (меновая стоимость).

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном механизме ценовых сигналов.

Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, который функционирует, прежде всего, через цены.

Механизм формирования цен – это процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса.

Другой элемент рыночного механизма – конкуренция. Это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Рынок и конкуренция в определенном смысле являются синонимами – одно без другого существовать не может.

В экономической литературе приводятся различные функции рынка.

1. Распределение основных факторов производства: больше ограниченных ресурсов направляется в те отрасли, продукция которых пользуется наибольшим спросом.

2. Стимулирование снижения издержек производства, развитие НТП. Совершенствование технологий, использование достижений НТП, экономия ресурсов приводят к уменьшению затрат на производство и увеличению прибыли, что является залогом успеха в конкурентной борьбе.

3. Функция дифференциации доходов субъектов рынка. Те товаропроизводители, чьи издержки оказались ниже, сумели выиграть в конкурентной борьбе и увеличить свои доходы.

Классификация рынков:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров производственного назначения, рынок сырья, рынок труда и т.д.

2. По географическому положению: местный, национальный, мировой.

3. По степени монополизации рынка: монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный.

4. По отраслевой принадлежности: автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.

5. По характеру продаж: оптовый, розничный.

Инфраструктура рынка – совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К ней относятся:

- товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;

- коммерческие информационные центры;

- банки;

- транспортная и складская сеть;

- системы и средства коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.005 с.)