Виды и функции защитных механизмов личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и функции защитных механизмов личности.



Понятие "защитные механизмы" было введено Зигмундом Фрейдом для "общего обозначения техники, которую эго использует в конфликтах, могущих привести к неврозам". Защитные механизмы — это определенные приемы, используемые человеком и направленные на снижение напряжения и тревоги. Они являются неосознаваемыми и пассивными, в значительной степени искажают реальность.

Основные виды защитных механизмов личности: 1. Вытеснение — информация, которая угрожает психике просто вытесняется из сознание и содержится в своеобразной резервации, откуда может оказывать на нас скрытое влияние. Эта вытесненная информация может «прорываться» в снах, шутках, оговорках, частично в фантазиях. 2. Отрицание — выражается в нежелании признавать событие, которое имело место. Этот механизм защиты наиболее характерен для маленьких детей либо взрослых со сниженным интеллектом. Также он вступает в силу в ходе каких-то драматический событий, которые не может принять человек. Например, мать не хочет признать, что ее сын был убит; или человек отрицает, что болен раком. Типичная фраза: «Этого просто не может быть!» 3. Рационализация — искажение информации таким образом, чтобы защитить самооценку. Он сводится к поиску допустимых причин для недопустимых действий. Этот механизм запускается тогда, когда мы что-то делаем, а потом оказываемся в ситуации, когда нужно объяснить почему мы поступили так или иначе, либо же почему мы что-то не сделали. 4. Замещение — позволяет перенаправить какой-то свой внутренний импульс с угрожающего объекта на более слабый, менее опасный объект. Например, начальник сделал «нагоняй», а вы, как только вышли из кабинета, тут же сорвались на своем подчиненном. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, могут перенаправляться на себя самого, что выражается в самоосуждении, повышенной самокритике. 5. Проекция — человек приписывает другому человеку, животному или даже предмету те качества, чувства и намерения, которые присущи ему, но им не принимаются. Например: «У всех мужчин одно на уме» (Я хочу секса), или «Я провалил экзамен, поскольку мне достался самый сложный вопрос» (Я недостаточно подготовился). 6. Регрессия — это возврат к более ранним, детским моделям поведения. Т.е. внутренняя тревога смягчается путем возврата к более безопасному и приятному периоду жизни. Так, человек может «надуться и не разговаривать»; купить себе мороженое, чтобы поднять настроение; погонять на бешеной скорости на авто и т.п. 7. Изоляция — заключается в отделении содержательной части события от его эмоционального содержания. Человек может описывать весьма драматическое событие так, как будто оно происходило не с ним. При изоляции же человек как бы отказывается от чувств, не хочет их больше испытывать, т.к. это очень больно. 8. Сублимация – переключение с социально неодобряемого на социально приемлемое. Например, работы некоторых знаменитых художников, когда различные эротические, нестандартные или неполиткорректные мысли выражаются в качестве творчества на холсте.

Основными и общими для защитных механизмов чертами, как считал Фрейд и все его последователи, является то, что они: а) бессознательны, т. е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту; б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.

Основные функции механизмов психологической защиты: - сохранение личностной целостности, психического здоровья; - регуляция межличностных отношений.

Виды мотивов.

Мотивы - то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от ряда психологических факторов (знание результатов деятельности, вероятность её успеха, значимость деятельности для личности).

Основные функции мотива: побуждающая, направляющая, регулирующая. 1.Побуждающая (или стимулирующая) функция - мотив обусловливает активность человека, его поведение. 2. Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определённый объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий. 3. Регулирующая функция - мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.

Классификация мотивов: 1. Актуальные и потенциальные мотивы. Актуальный мотив – мотив, который личностно выбран и является мотивом реальных действий. Потенциальный мотив – мотив, который может организовать действие. Он определяет возможные варианты поведения человека. 2. По месту в иерархии - ведущие и второстепенные мотивы. Ведущие мотивы занимают центральное положение, они чаще проявляются в поведении и имеют большее значение для развития личности. Второстепенные мотивы слабее связаны с личностью. 3. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл. Это такие мотивы, через которые человек реализует систему своих отношений к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Мотивы-стимулы сопутствуют смыслообразующим мотивам, выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных. Мотивы-стимулы носят ситуативный характер. 4. По предметному содержанию выделяют предметные, функциональные и нормативные мотивы. Предметные мотивы – мотивы, организующие целевую направленность деятельности. Они всегда четко указывают, что должно быть в результате (например, построить дом). Функциональные мотивы – мотивы, которые вплетены в деятельность, не преследуют конечного результата (например, мотив общения, игра). Нормативные мотивы – мотивы, которые являются барьерами. Они организуют деятельность, подчиняя ее определенным ограничениям. Примером нормативных мотивов могут являться нравственные нормы. 5. По уровню обобщенности - обобщенные и конкретные мотивы. Обобщенные мотивы распространяют свое влияние на определенные сферы деятельности человека. Конкретные мотивы являются структурным элементом отдельных поступков. 6. По степени осознания - осознаваемые и неосознаваемые. Осознаваемые мотивы более или менее адекватно представлены в сознании действующего человека. Часто человек не осознает подлинные мотивы своего поведения и тогда они остаются неосознаваемыми.

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Основные представители М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин.

Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого строится на принципе целостности. Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом.

Гештальт - качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия. Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности. Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности.

Мышление - это процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Два основополагающих принципа гештальтпсихологии:

Первый — принцип взаимодействия фигуры и фона — каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом равновесия, - человеческая психика стремится к максимальному состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».

Развитие гештальтпсихологии способствовало обогащению знаний о психических процессах, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.

Глубинная психология.

Глубинная психология — это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики. Глубинная психология — собирательное понятие, посредством которого обозначают совокупность различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности, исследованию, объяснению и интерпретации разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов, скрытых в "глубинах" психики человека.

Общие положения глубинной психологии основываются на теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, при этом несколько обобщая и расширяя границы каждой из теорий. Бессознательное человека рассматривается шире, чем только лишь вытесненные сексуальные желания или архетипы коллективного бессознательного. Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Глубинная психология рассматривает бессознательное как источник исцеления и развития личности.

К глубинной психологии, прежде всего, относится: - психоанализ З. Фрейда; - аналитическая психология К.Г. Юнга; - индивидуальная психология А. Адлера:

Психоанализ - теория и метод исследования бессознательных, сексуальных по своей природе влечений и мотивов человека. Цель психоанализа — освобождение запертой инстинктивной энергии либидо от внутреннего конфликта, создающего препятствия в реализации желаний пациента и в его адаптации к обществу.

Индивидуальная психология - это психотерапевтическая система, основой которой является теория комплексов (самый известный - "комплекс неполноценности"). В своей теории Адлер исходил из идеи, что главным бессознательным фактором развития личности является не сексуальность, как считал Фрейд, а воля к власти.

Аналитическая психология - теория коллективного бессознательного, применяющаяся в психотерапевтической практике с целью примирения бытия человека со сверхличностным миром архетипов. Люди имеют не только общую телесную наследственность, но и врожденную структуру психики в форме архетипов, составляющих основу коллективного бессознательного. Архетипический опыт переживается как опыт, не имеющий прямого отношения к непосредственному жизненному опыту конкретного человека. Содержания этого опыта являются скорее ответами на глубинные вопросы всего человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, любовь.

В глубинной психологии используются методы заимствованные из психоанализа: - свободные ассоциации - пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично; - толкование сновидений. Сон - это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты; - интерпретации - это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный и др.

Глубинная психология противопоставляет себя бихевиоризму (поведенческой психологии), который занимается изучением лишь наблюдаемых проявлений человеческой психики. По мнению глубинных психологов, то, что мы осознаем — лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга.

Глубинная психология своим появлением стимулировала развитие новой области медицины, изучающей влияние психологических факторов на возникновение тех или иных заболеваний. Данное направление медицины стали называть психосоматикой. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины.

Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. В центре гуманистической психологии — понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Методологические позиции: 1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь — единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации; 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Принципы гуманистической психологии: 1. Принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности уже заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию. 2. Принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно. 3. Принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т.д.) являются неоправданными и искажающими реальность. 4. Принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд. 5. Принцип изучения здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств. Прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия». насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.054 с.)