Виды и психологическая структура общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и психологическая структура общения.



Вопросы к экзамену

Бихевиоризм.

Бихевиоризм как понятие, теория, появился в начале XX века.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод бихевиоризма - наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.

Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия. Бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции.

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения.

Виды мотивов.

Мотивы - то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от ряда психологических факторов (знание результатов деятельности, вероятность её успеха, значимость деятельности для личности).

Основные функции мотива: побуждающая, направляющая, регулирующая. 1.Побуждающая (или стимулирующая) функция - мотив обусловливает активность человека, его поведение. 2. Направляющая функция отражает направленность энергии мотива на определённый объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий. 3. Регулирующая функция - мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени.

Классификация мотивов: 1. Актуальные и потенциальные мотивы. Актуальный мотив – мотив, который личностно выбран и является мотивом реальных действий. Потенциальный мотив – мотив, который может организовать действие. Он определяет возможные варианты поведения человека. 2. По месту в иерархии - ведущие и второстепенные мотивы. Ведущие мотивы занимают центральное положение, они чаще проявляются в поведении и имеют большее значение для развития личности. Второстепенные мотивы слабее связаны с личностью. 3. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл. Это такие мотивы, через которые человек реализует систему своих отношений к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Мотивы-стимулы сопутствуют смыслообразующим мотивам, выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных. Мотивы-стимулы носят ситуативный характер. 4. По предметному содержанию выделяют предметные, функциональные и нормативные мотивы. Предметные мотивы – мотивы, организующие целевую направленность деятельности. Они всегда четко указывают, что должно быть в результате (например, построить дом). Функциональные мотивы – мотивы, которые вплетены в деятельность, не преследуют конечного результата (например, мотив общения, игра). Нормативные мотивы – мотивы, которые являются барьерами. Они организуют деятельность, подчиняя ее определенным ограничениям. Примером нормативных мотивов могут являться нравственные нормы. 5. По уровню обобщенности - обобщенные и конкретные мотивы. Обобщенные мотивы распространяют свое влияние на определенные сферы деятельности человека. Конкретные мотивы являются структурным элементом отдельных поступков. 6. По степени осознания - осознаваемые и неосознаваемые. Осознаваемые мотивы более или менее адекватно представлены в сознании действующего человека. Часто человек не осознает подлинные мотивы своего поведения и тогда они остаются неосознаваемыми.

Гештальтпсихология.

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Основные представители М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин.

Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого строится на принципе целостности. Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом.

Гештальт - качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия. Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности. Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности.

Мышление - это процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Два основополагающих принципа гештальтпсихологии:

Первый — принцип взаимодействия фигуры и фона — каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом равновесия, - человеческая психика стремится к максимальному состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».

Развитие гештальтпсихологии способствовало обогащению знаний о психических процессах, она внесла новое в изучение восприятия и мышления в эксперименте и теории, стимулировала развитие социальной психологии, патопсихологии.

Глубинная психология.

Глубинная психология — это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики. Глубинная психология — собирательное понятие, посредством которого обозначают совокупность различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности, исследованию, объяснению и интерпретации разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов, скрытых в "глубинах" психики человека.

Общие положения глубинной психологии основываются на теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, при этом несколько обобщая и расширяя границы каждой из теорий. Бессознательное человека рассматривается шире, чем только лишь вытесненные сексуальные желания или архетипы коллективного бессознательного. Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Глубинная психология рассматривает бессознательное как источник исцеления и развития личности.

К глубинной психологии, прежде всего, относится: - психоанализ З. Фрейда; - аналитическая психология К.Г. Юнга; - индивидуальная психология А. Адлера:

Психоанализ - теория и метод исследования бессознательных, сексуальных по своей природе влечений и мотивов человека. Цель психоанализа — освобождение запертой инстинктивной энергии либидо от внутреннего конфликта, создающего препятствия в реализации желаний пациента и в его адаптации к обществу.

Индивидуальная психология - это психотерапевтическая система, основой которой является теория комплексов (самый известный - "комплекс неполноценности"). В своей теории Адлер исходил из идеи, что главным бессознательным фактором развития личности является не сексуальность, как считал Фрейд, а воля к власти.

Аналитическая психология - теория коллективного бессознательного, применяющаяся в психотерапевтической практике с целью примирения бытия человека со сверхличностным миром архетипов. Люди имеют не только общую телесную наследственность, но и врожденную структуру психики в форме архетипов, составляющих основу коллективного бессознательного. Архетипический опыт переживается как опыт, не имеющий прямого отношения к непосредственному жизненному опыту конкретного человека. Содержания этого опыта являются скорее ответами на глубинные вопросы всего человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, любовь.

В глубинной психологии используются методы заимствованные из психоанализа: - свободные ассоциации - пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично; - толкование сновидений. Сон - это некоторая зашифрованная информация, проанализировав которую, можно выявить замещенные аффекты; - интерпретации - это перевод важной значимой информации о человеке с бессознательного уровня на сознательный и др.

Глубинная психология противопоставляет себя бихевиоризму (поведенческой психологии), который занимается изучением лишь наблюдаемых проявлений человеческой психики. По мнению глубинных психологов, то, что мы осознаем — лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга.

Глубинная психология своим появлением стимулировала развитие новой области медицины, изучающей влияние психологических факторов на возникновение тех или иных заболеваний. Данное направление медицины стали называть психосоматикой. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины.

Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. В центре гуманистической психологии — понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.

Методологические позиции: 1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь — единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации; 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Принципы гуманистической психологии: 1. Принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности уже заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию. 2. Принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно. 3. Принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т.д.) являются неоправданными и искажающими реальность. 4. Принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд. 5. Принцип изучения здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств. Прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия». насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Когнитивная психология.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. В когнитивной психологии интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики: - строгую последовательность в сборе и переработке информации; - уровневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков; - избирательность, определяемую опытом познающего субъекта; - зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды; - активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

Это направление появилось в американской науке в 60-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок.

Основные представители: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли и др.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных. Однако в основном точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей: 1. источник данных – ментальные образования; 2. познание определяет поведение; 3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия: когнитивная организация – процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); “понятийная рамка” - масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия организма и среды.

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

В настоящее время когнитивная психология рассматривается как часть более общей, междисциплинарной "когнитивной науки", исследующей мыслительные процессы на стыке концепций и методик психологии, лингвистики, информатики, нейрофизиологии, антропологии и философии.

Методология.

Современная психология, как и любая другая наука, имеет собственную методологию – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также сама система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология учит, как необходимо действовать учёному или практику, чтобы получить достоверные результаты.

Уровни методологии: 1. Закон (общая методология). Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция (законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.); законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти и др.). 2. Принцип (частная методология) - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая ее закономерность, подытоживающая ее прошлый опыт и ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построения дальнейшей теории: - принцип детерминизма. Всякое явление имеет причину, всякое психологическое исследование является поиском причины; - принцип единства сознания, деятельности и общения. Не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Сознание и все психические свойства человека проявляются и формируются в деятельности и общении с другими людьми; - генетический принцип (принцип развития). Все психические явления рассматриваются как постоянно развивающиеся и изменяющиеся. Охарактеризовать психическое явление можно лишь, когда выясним его характерные особенности в данный момент, историю его возникновения и перспективы развития; - принцип личностного подхода; - принцип системного подхода. Системный подход предполагает, что предмет, объект и средства изучения являются сложной системой. 3. Метод (частная методология). На этом уровне осуществляется сбор и использование психологической информации. Методы психологии – это способы изучения психических явлений и психической деятельности. Методика – приём целесообразного проведения какой-либо работы. Психология использует целую систему методов и методик. Основные требования: 1) Валидность – качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен. 2) Надёжность – качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании. 3) Репрезентативность характеризует способность выборки испытуемых быть представительной, т.е. достаточно точно отражать характеристики того контингента испытуемых, который обследуется. 4. Категории - наиболее общие понятия, которые отражают свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяют характер научно-теоретического мышления эпохи. К основным категориям психологии относятся: отражение, сознание, деятельность, личность. Отражение - позволяет определить место психики в общем взаимодействии явлений окружающего мира. Высшая форма отражения - сознание. Деятельность человека - реальное бытие психического отражения. Из понимания деятельности как общественно-исторической категории выплывает необходимость исследовать общение. Но ни деятельность, ни общение сами по себе не имеют никаких психологических характеристик. Их имеет общественный субъект деятельности и общения - личность. 5. Парадигма (гр. paradeigma – пример, образец) принятая определенным научным сообществом теоретико-методологическая структура, которая определяет способ постановки и решения исследовательских задач. Наличие парадигмы - методологическая основа единства научного содружества (школы, направления). Парадигма - что будут исследовать и какими методами.

Общение и деятельность.

Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, что в процессе деятельности происходить своеобразное «формирование» общения как такового.

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающеая, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Специфика общения в процессе действия заключается в практическом создании возможности организации и координации деятельности отдельных ее участников. В общении, как правило, происходит обогащение самой деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми. В общении и деятельности реализуется система отношений к другим. Социальная функция общения в первую очередь заключается в том, что оно является средством передачи общественного опыта.

В общении и деятельности человек частично формируется и самоопределяется, обнаруживая свои особые индивидуальные особенности. Результатом общения и деятельности является налаживание определенных ступеней отношений с другими людьми. Благодаря этому осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия. Связи людей в процессе общения является условием существования отдельной группы как целостной системы.

Этот процесс координирует совместные действия людей и удовлетворяет необходимую потребность в психологическом контакте.

19. Определение и содержание общения.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей.

Аспекты общения: 1. Содержание общения – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по содержанию. 2. Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. Это средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др. 3. Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например, наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этого есть язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.

Содержание общения - это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому: - материальное - обмен продуктами и предметами деятельности; - когнитивное - обмен знаниями; - деятельное - обмен действиями, операциями, умениями; - кондиционное - обмен психологическими или физиологическими состояниями; - мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Основные школы.

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления психологии: 1. Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится. 2. Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям. 3. Гешталътпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона). Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.4. Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй. 5. Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. 6. Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. 7. Когнитивная психология (от лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому.

Отечественная психология.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М.В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Н.Н. Ланге – один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н.Н.Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX – начале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, И.Р. Тархановым, В.М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы П.Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей («Школьные типы», «Семейное воспитание ребенка и его значение»).

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли отечественные ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин.

Л.С. Выготский заложил основы культурно-исторической концепции психического развития, когда развитие психических функций человека происходит входе освоения индивидом ценностей культуры.

А.Н. Леонтьев выдвинул общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии. Он провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрыл механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он выдвинул концепцию поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Отечественная психология придерживается взгляда, что личность – это не просто результат биологического созревания и не отпечаток специфических условий жизни, а субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид превращается в личность. Человек, оценивая себя как бы со стороны, вступает во внутренний диалог с самим собой. Поэтому самосознание является мощным фактором не только самоконтроля, но и самокритики, самосовершенствования и самовоспитания.

Отрасли психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.054 с.)