Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способности и их измерение. Способности и интеллект. Структура интеллекта.
Способности - индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Структура каждой определенной способности отличается значительной сложностью, состоит из комплекса качеств, как ведущих, так и вспомогательных, общих и специальных. В структуре способностей выделяют: 1. Природные (или естественные) способности, в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. 2. Специфические способности, имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь делятся на две их основные категории - общие и специальные способности: А) общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Б) специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: - учебные и творческие; - умственные; - математические; - конструктивно-технические; - музыкальные; - литературные; - художественно-изобразительные; - физически; - парапсихологические (экстрасенсорные). Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность. Для изучения способностей человека чаще всего используются разнообразные тесты. Большинство тестов, названных в 20-х годах тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способностей, необходимых для учебной деятельности. Тесты специальных способностей использовались в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными из них были тесты способностей к технике, канцелярской работе, музыкальных и художественных способностей.
Интеллект как познавательная деятельность человека включает в себя уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не являясь самостоятельной функцией или тем более ограниченным от других психическим процессом, не может рассматриваться с должной полнотой. Формулировка интеллекта включает в себя, прежде всего, опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей. Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических предпосылок ведущая роль принадлежит именно той деятельности, которая опирается на них. Интеллект — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Структура интеллекта по Х. Айзенку - выделяются такие элементы, как: - скорость интеллектуальных операций, - настойчивость, - склонность к проверке ошибок. На основе выраженности которых определяется уровень IQ. Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: - текучий, который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям; - кристаллизованный, в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции.
Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести: - механическую, - лингвистическую, - математическую компетентность; а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты. Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов: - Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; - Способность решать проблемы; - Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.006 с.) |