Способности и их измерение. Способности и интеллект. Структура интеллекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности и их измерение. Способности и интеллект. Структура интеллекта.



Способности - индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Структура каждой определенной способности отличается значительной сложностью, состоит из комплекса качеств, как ведущих, так и вспомогательных, общих и специальных.

В структуре способностей выделяют: 1. Природные (или естественные) способности, в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. 2. Специфические способности, имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь делятся на две их основные категории - общие и специальные способности: А) общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Б) специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: - учебные и творческие; - умственные; - математические; - конструктивно-технические; - музыкальные; - литературные; - художественно-изобразительные; - физически; - парапсихологические (экстрасенсорные).

Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.

Для изучения способностей человека чаще всего используются разнообразные тесты. Большинство тестов, названных в 20-х годах тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способностей, необходимых для учебной деятельности.

Тесты специальных способностей использовались в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными из них были тесты способностей к технике, канцелярской работе, музыкальных и художественных способностей.

Интеллект как познавательная деятельность человека включает в себя уже приобретенный опыт (знания) и способность к дальнейшему его приобретению и применению на практике. Интеллект обобщает все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не являясь самостоятельной функцией или тем более ограниченным от других психическим процессом, не может рассматриваться с должной полнотой. Формулировка интеллекта включает в себя, прежде всего, опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей.

Интеллект, как и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических предпосылок ведущая роль принадлежит именно той деятельности, которая опирается на них.

Интеллект — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Структура интеллекта по Х. Айзенку - выделяются такие элементы, как: - скорость интеллектуальных операций, - настойчивость, - склонность к проверке ошибок. На основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: - текучий, который существенно зависит от наследственности — и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям; - кристаллизованный, в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы — операции.

Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно-аналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести: - механическую, - лингвистическую, - математическую компетентность; а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов: - Вербальный интеллект -, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; - Способность решать проблемы; - Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.006 с.)