Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания типологии индивидуальности. Выделение психологических типов.
Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга. Общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения: 1. Поиск объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений. 2. Подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов. 3. Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. Результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.
Каждый из подходов связан, главным образом, с изучение одного из трех основных уровней индивидуальности: организма, социального индивида, личности. Так, установление психотелесных соответствий индивидуальных черт и причинно-следственных связей между ними направлено на выделение того вклада, который вносят в индивидуальность человека врожденные особенности его организма. Описание разнообразия типичных сочетаний психических черт, поведенческих реакций и относится, прежде всего, к прижизненным образованием и изменениям социального индивида. Понимание принципов разделения индивидуальностей на типы дает человеку средства сознательного овладения своим поведением самоопределения, личностного развития. Психологический тип - совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Психотип - описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться. Одной из первых типологий человека является типология Платона: - нормальный, характеризуется преобладанием высшей стороны души, стремлением к поиску истины; - тимократический, отличается сильным развитием честолюбия и наклонности к борьбе - олигархический, отличается скупостью, стяжательностью, сдержанностью и бережливостью; - демократический, характерной чертой его является нравственная неустойчивость, и стремление к постоянной смене чувственных наслаждений; - тиранический, в котором преобладают самые низшие, животные влечения. К. Юнг построил типологию, базируясь на двух установках: экстраверсия – интроверсия и на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные, разделив их на два класса: рациональные: мышление – чувство и иррациональные: интуиция – ощущение. Юнг рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертном, так и в интровертном вариантах. Он определил в соответствии с этими уже восемью функциями 8 психологических типов: 1)экстраверсия — интроверсия. Экстраверт заряжается энергией от людей и действий. Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем-внутреннем мире, малообщителен. 2)рациональный — иррациональный. Среди рациональных типов Юнг выделил интеллектуальный и эмоциональный, а среди иррациональных - интуитивный и сенсорный. 3)мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик). Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение оношения к событию, оценка события, «принятие или неприятие события». 4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит). Ощущающий тип -проницателен по вкусовым, обонятельным и прочим ощущениям. Этот тип любит познавать мир по явлениям, которые окружают его. Он, как будто фотографирует мир. Такие люди встречаются крайне редко, но эту черту тяжело спутать с чем-нибудь другим. Интуитивный тип - полагаются на свои догадки или предчувствия, хорошо чувствуют скрытое значение разных ситуаций. Именно так они распознают природу событий и накапливают жизненный опыт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.004 с.) |