Исследования «Я-концепции». Понятие самооценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования «Я-концепции». Понятие самооценки.



Я-концепция – важная составляющая, которая определяет деятельность, направленность. Относительно устойчивая, динамическая, осознанная система представление личности о самой себе.

Наиболее продуктивными считаются следующие теории исследования «Я-концепции»: 1. Теория «Я – концепции» У. Джемса. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я - сознающее и Я - как объект. Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я - как объект). Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Основной постулат Джемса: наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Однако отсюда вытекает довольно проблематичный вывод: быть лучшим в какой-то области автоматически означает высокую самооценку для данного индивида. Однако есть профессии, которые в обществе котируются не слишком высоко. Например, человек, считающий себя самым квалифицированным мусорщиком, вряд ли имеет при этом высокую самооценку. 2. Ч. Кули и Дж. Мид предложили новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия. 1). Люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения. 2). Эти значения являются продуктом социального взаимодействия. 3). Эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. «Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида.

Ч. Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я - концепцию. В соответствии с концепцией «зеркального Я» Ч. Кули Дж. Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я - сознающее и Я - как - объект. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. 3. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. Механизм формирования эго-идентичности, по Эриксону, в основном происходит в сфере бессознательного. В процессе формирования идентичности важно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколько способность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого, непрерывного в своей преемственности опыта индивида. 4. Личностное Я, по К. Роджерсу, представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. Роджерс считает природу человека, по существу, позитивной, движущейся к зрелости, социализации и самоактуализации.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное.

Когнитивная психология.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. В когнитивной психологии интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто малосвязанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, в которой считалось, что вслед за ощущением идет восприятие, затем память, мышление и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики: - строгую последовательность в сборе и переработке информации; - уровневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков; - избирательность, определяемую опытом познающего субъекта; - зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды; - активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

Это направление появилось в американской науке в 60-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок.

Основные представители: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Келли и др.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность полученных данных. Однако в основном точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей: 1. источник данных – ментальные образования; 2. познание определяет поведение; 3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия: когнитивная организация – процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); “понятийная рамка” - масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля – взаимодействия организма и среды.

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

В настоящее время когнитивная психология рассматривается как часть более общей, междисциплинарной "когнитивной науки", исследующей мыслительные процессы на стыке концепций и методик психологии, лингвистики, информатики, нейрофизиологии, антропологии и философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.006 с.)