Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномены мышления. Виды и свойства мышления.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более узком логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Особенности мышления: 1. опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. 2. обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Мышление протекает в двух формах: 1. Умозаключение – результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяет получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии; 2. Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Основные виды мышления: 1. Наглядно-действенное – опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета; 2. Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами; 3. Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения; 4.Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.
Основные свойства мышления: - Обобщенность проявляется в способности увидеть и выделить в ряде схожих объектов общие, характерные для целой группы предметов и явлений, свойства и качества и на их основе создать обобщенный психический образ, например, схематическое представление объектов. - Опосредованность способность абстрагироваться от конкретных единичных психических образов и предметов и способность оперирования обобщенными образами (представлениями, понятиями) не только в реальном, но и будущем и прошлом временах. – Направленность - всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный). – Субъективность - в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. – Логичность - строгая последовательность рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей Формирование команды. Команда - это союз единомышленников; группа людей, сплотившихся вокруг лидера, вокруг общей цели и единых ценностей.
Основными факторами для создания команды являются: - необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры; - возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия; - возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала; - возрастание значения неденежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента; - увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости. В отличие от просто группы, объединенной по принципу «приказ-подчинение», команда является органическим ядром, живой социальный организм, обладающая социально-психологической общностью. Группы могут превратиться в команды, если они на каждом этапе развития повышают свой потенциал в области организации, квалификации и кооперации. Так группы становятся командами. Команды легко адаптируются благодаря матричному принципу внутреннего устройства: отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы. В команде принято культивировать такие способности ее членов, как возможность совершенствования в любом аспекте командной деятельности и ценность постоянного развития. Этапы формирования и развития команды: 1. Адаптация. На этом этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге. 2. Группирование. Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. 3. Кооперация. На этой стадии происходит осознание желания работать над решением задачи. Стадия характеризуется более открытым и конструктивным общением, чем предыдущие, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «мы». Ведущей на этом этапе становится инструментальная деятельность, члены группы хорошо подготовлены к ее осуществлению, развито организационное единство, но в такой группе отсутствуют достаточно выраженные психологические связи. 4. Нормирование деятельности. Разрабатываются принципы группового взаимодействия. Доминирующей становится сфера эмоциональной активности, растает значение отношений «я — ты», личные взаимоотношения становятся особенно тесными. 5. Функционирование. Стадия принятия решений, конструктивными попытками успешного решения задачи. Функционально-ролевая соотнесенность связана с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.
Формирование и развитие команды чаще всего происходят одновременно. Подбирая команду из различных личностей с разными способностями и задачами, руководитель намечает направления дальнейшего ее развития. Обычно, когда руководитель создает команду, то вынужден исходить из данностей: существующие группы, четко распределенные роли и задачи. Команда функционирует не по иерархическому принципу и тем более не по модели «приказ — исполнение». Решения в команде должны приниматься в консенсусе, иначе существует опасность, что команда скоро распадется. Функции общения. Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются: - контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации; - информационная – получение новой информации; - побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; - координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; - достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга; - обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний; - установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества; - оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего. В других источниках выделяют четыре основные функции общения: - инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); - самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).
И дополнительные: - экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); - социального контроля (регламентации поведения и деятельности); - социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций. Эмоции. Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. В эмоциях проявляются индивидуальный стиль переживаний, субъективная чувствительность человека в сфере его межличностных отношений. Эмоции выражают личностное, «оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них». На возникновение эмоций существенное влияние оказывает необычность, новизна ситуаций. Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Эмоции, особенно если они выходят из-под контроля сознания, могут оказывать сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения. Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Выделяют несколько основных эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Эмоции выполняют следующие функции: 1. Сигнальная (коммуникативная) функция - эмоции сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. 2. Регулятивная функция - стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, плач. 3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Эмоции охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. 5. Побудительная (стимулирующая) функция. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. 6. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее. 7. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону. 8. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Этапы развития психологии. Этапы развития психологии: 1) донаучный до VII-VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев. Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека; 2) научный рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; 3) ассоцианистическая психология конец XVIII - начало XIX вв. Предмет психологии сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; 4) экспериментальная психология середина XIX - начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса; 5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (отечественная психология). Психоанализ и проективные методы; 6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания интеллект человека. Появляются опросники; 7) современная психология вторая половина ХХ в. Совершенствование экспериментальных методов исследования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.016 с.) |