Феномены мышления. Виды и свойства мышления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феномены мышления. Виды и свойства мышления.



Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики. Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более узком логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Особенности мышления: 1. опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. 2. обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Мышление протекает в двух формах: 1. Умозаключение – результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяет получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии; 2. Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу.

Основные виды мышления: 1. Наглядно-действенное – опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета; 2. Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами; 3. Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения; 4.Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Основные свойства мышления: - Обобщенность проявляется в способности увидеть и выделить в ряде схожих объектов общие, характерные для целой группы предметов и явлений, свойства и качества и на их основе создать обобщенный психический образ, например, схематическое представление объектов. - Опосредованность способность абстрагироваться от конкретных единичных психических образов и предметов и способность оперирования обобщенными образами (представлениями, понятиями) не только в реальном, но и будущем и прошлом временах. – Направленность - всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный). – Субъективность - в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. – Логичность - строгая последовательность рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей

Формирование команды.

Команда - это союз единомышленников; группа людей, сплотившихся вокруг лидера, вокруг общей цели и единых ценностей.

Основными факторами для создания команды являются: - необходимость повышения скорости принятия решений. Обеспечение большей гибкости организационной структуры; - возрастание сложности деятельности. Усиление значения специализации и, как следствие, необходимость повышения качества взаимодействия; - возрастание конкуренции на рынки труда. Необходимость высоконадежных систем отбора, подготовки, адаптации, развития и стабилизации персонала; - возрастание значения неденежной мотивации, развитие теории вовлекающего менеджмента; - увеличение нагрузки (информационной, эмоциональной, физической), что приводит к необходимости развития системы дублирования, взаимопомощи и взаимозаменяемости.

В отличие от просто группы, объединенной по принципу «приказ-подчинение», команда является органическим ядром, живой социальный организм, обладающая социально-психологической общностью.

Группы могут превратиться в команды, если они на каждом этапе развития повышают свой потенциал в области организации, квалификации и кооперации. Так группы становятся командами. Команды легко адаптируются благодаря матричному принципу внутреннего устройства: отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы. В команде принято культивировать такие способности ее членов, как возможность совершенствования в любом аспекте командной деятельности и ценность постоянного развития.

Этапы формирования и развития команды: 1. Адаптация. На этом этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге. 2. Группирование. Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. 3. Кооперация. На этой стадии происходит осознание желания работать над решением задачи. Стадия характеризуется более открытым и конструктивным общением, чем предыдущие, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «мы». Ведущей на этом этапе становится инструментальная деятельность, члены группы хорошо подготовлены к ее осуществлению, развито организационное единство, но в такой группе отсутствуют достаточно выраженные психологические связи. 4. Нормирование деятельности. Разрабатываются принципы группового взаимодействия. Доминирующей становится сфера эмоциональной активности, растает значение отношений «я — ты», личные взаимоотношения становятся особенно тесными. 5. Функционирование. Стадия принятия решений, конструктивными попытками успешного решения задачи. Функционально-ролевая соотнесенность связана с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.

Формирование и развитие команды чаще всего происходят одновременно. Подбирая команду из различных личностей с разными способностями и задачами, руководитель намечает направления дальнейшего ее развития. Обычно, когда руководитель создает команду, то вынужден исходить из данностей: существующие группы, четко распределенные роли и задачи. Команда функционирует не по иерархическому принципу и тем более не по модели «приказ — исполнение». Решения в команде должны приниматься в консенсусе, иначе существует опасность, что команда скоро распадется.

Функции общения.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей.

Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются: - контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации; - информационная – получение новой информации; - побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий; - координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; - достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга; - обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний; - установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества; - оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В других источниках выделяют четыре основные функции общения: - инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); - самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок).

И дополнительные: - экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); - социального контроля (регламентации поведения и деятельности); - социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций.

Эмоции.

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. В эмоциях проявляются индивидуальный стиль переживаний, субъективная чувствительность человека в сфере его межличностных отношений. Эмоции выражают личностное, «оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них». На возникновение эмоций существенное влияние оказывает необычность, новизна ситуаций.

Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Эмоции, особенно если они выходят из-под контроля сознания, могут оказывать сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения. Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании.

Выделяют несколько основных эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Эмоции выполняют следующие функции: 1. Сигнальная (коммуникативная) функция - эмоции сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. 2. Регулятивная функция - стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, плач. 3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Эмоции охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. 5. Побудительная (стимулирующая) функция. Эмоции как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. 6. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее. 7. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону. 8. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Этапы развития психологии.

Этапы развития психологии: 1) донаучный до VII-VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев. Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека; 2) научный рубеж VII-VI вв. до н.э. Влияние философии на психологию. Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; 3) ассоцианистическая психология конец XVIII - начало XIX вв. Предмет психологии сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; 4) экспериментальная психология середина XIX - начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса; 5) 10-30-е гг. XX в. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (отечественная психология). Психоанализ и проективные методы; 6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания интеллект человека. Появляются опросники; 7) современная психология вторая половина ХХ в. Совершенствование экспериментальных методов исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.016 с.)