Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социально-психологического исследования.
Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Для проведения социально-психологических исследований наиболее часто используются следующие методы: 1. Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение может быть житейским и научным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение предполагает план, постановку целей, задач, фиксацию результатов. Виды наблюдения: 1) По контакту - непосредственное (сам исследует), опосредованное (использует готовые материалы). 2) По условиям деятельности - полевое (естественные условия); лабораторное (эксперимент). 3) По характеру взаимодействия с объектом - открытое (наблюдаемые видят наблюдателя) или скрытое; включенное (исследователь участвует в изучаемой деятельности) или невключенное. 4) По времени - долговременное; кратковременное. 5) По фиксации результатов - констатирующее (фиксирует результаты, констатирует факт); оценивающее (исследователь интерпретирует, дает оценку факту). 2. Социальный эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимосвязей различных социальных явлений в заданной ситуации. Основные виды эксперимента: - лабораторный – проводится в заданных условиях с экспериментальной группой, где исследователь контролирует изучаемый процесс; - естественный или полевой – протекает в обычной для испытуемого обстановке. Для эксперимента характерно: - введение экспериментатором условной задачи и контроль за происходящими изменениями, а также выявление причинно-следственных зависимостей; - выделение контрольной и экспериментальной групп для сравнения полученных результатов. 3. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Виды опросов: - письменный (анкетирование) – вопросы задаются с помощью анкет; - устный (интервью) – вопросы формулируются устно, во время личного контакта с испытуемыми. При обследовании посредством интервью задают ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрируют ответы респондентов. При анкетировании респондент читает вопросы и отвечает на них письменно. 4. Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от других людей. Данные исследования могут сравниваться с результатами-нормами, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности, профессии и т.д. 5. Социометрия – метод, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно – ролевых отношений между членами группы. Социометрический метод позволяет выявить: - социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; - конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; - формальных и неформальных лидеров и "отвергнутых" членов группы; - наличие микрогрупп и связей между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе). 6. Анализ результатов - целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъекта(ов) деятельности. Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, практическая, теоретическая и литературная деятельность. 7. Метод анализа документов - процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, содержащейся в документах. В различных случаях предметом изучения и анализа могут быть правительственные документы, газетные материалы, книги и журналы, фольклор, личные письма, выступления политических деятелей и т.п. Данный метод исследования называют еще архивным методом. Разновидностью метода анализа документов является контент-анализ, который применяется для определения психологических особенностей автора текста по наиболее часто используемым им смысловым выражениям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.004 с.) |