Методы социально-психологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы социально-психологического исследования.



Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов.

Для проведения социально-психологических исследований наиболее часто используются следующие методы: 1. Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение может быть житейским и научным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение предполагает план, постановку целей, задач, фиксацию результатов. Виды наблюдения: 1) По контакту - непосредственное (сам исследует), опосредованное (использует готовые материалы). 2) По условиям деятельности - полевое (естественные условия); лабораторное (эксперимент). 3) По характеру взаимодействия с объектом - открытое (наблюдаемые видят наблюдателя) или скрытое; включенное (исследователь участвует в изучаемой деятельности) или невключенное. 4) По времени - долговременное; кратковременное. 5) По фиксации результатов - констатирующее (фиксирует результаты, констатирует факт); оценивающее (исследователь интерпретирует, дает оценку факту). 2. Социальный эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимосвязей различных социальных явлений в заданной ситуации. Основные виды эксперимента: - лабораторный – проводится в заданных условиях с экспериментальной группой, где исследователь контролирует изучаемый процесс; - естественный или полевой – протекает в обычной для испытуемого обстановке. Для эксперимента характерно: - введение экспериментатором условной задачи и контроль за происходящими изменениями, а также выявление причинно-следственных зависимостей; - выделение контрольной и экспериментальной групп для сравнения полученных результатов. 3. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Виды опросов: - письменный (анкетирование) – вопросы задаются с помощью анкет; - устный (интервью) – вопросы формулируются устно, во время личного контакта с испытуемыми. При обследовании посредством интервью задают ряд предварительно систематизированных вопросов и регистрируют ответы респондентов. При анкетировании респондент читает вопросы и отвечает на них письменно. 4. Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от других людей. Данные исследования могут сравниваться с результатами-нормами, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности, профессии и т.д. 5. Социометрия – метод, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно – ролевых отношений между членами группы. Социометрический метод позволяет выявить: - социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; - конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; - формальных и неформальных лидеров и "отвергнутых" членов группы; - наличие микрогрупп и связей между ними. Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе). 6. Анализ результатов - целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъекта(ов) деятельности. Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, практическая, теоретическая и литературная деятельность. 7. Метод анализа документов - процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, содержащейся в документах. В различных случаях предметом изучения и анализа могут быть правительственные документы, газетные материалы, книги и журналы, фольклор, личные письма, выступления политических деятелей и т.п. Данный метод исследования называют еще архивным методом. Разновидностью метода анализа документов является контент-анализ, который применяется для определения психологических особенностей автора текста по наиболее часто используемым им смысловым выражениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.004 с.)