Стратегия развития финансового рынка России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия развития финансового рынка России



Ключевые направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка России определены в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 г. № 793 – р.[7]

Общей целью Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны путем превращения финансового рынка и банковского сектора в важнейшие факторы социально-экономического развития. Во главу угла ставятся задачи развития двух взаимосвязанных секторов экономики, обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции.

Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства, займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

Причины сложившейся ситуации следующие:

- Определенную роль сыграло отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка.

Для инвесторов-нерезидентов российский рынок акций в основном остается оффшорным рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги.

- Несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает транзакционные издержки.

- Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована.

Законодательство Российской Федерации не позволяет эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, вплоть до принятия в законодательство Российской Федерации и нормативные акты, не позволяло осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам. Вследствие этого с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

Такая тенденция в развитии внутреннего финансового рынка рождает серьезные проблемы для инвестирования пенсионных накоплений и других средств обязательных накопительных систем. Без коренных преобразований в этой сфере единственной возможностью обеспечить достаточную емкость рынка для инвестиций и их приемлемую доходность станет разрешение инвестировать существенную часть пенсионных накоплений вне пределов страны. Управление указанными активами может оказаться прерогативой международных инвестиционных банков, предлагающих услуги по инвестированию частных накоплений в ценные бумаги, торгуемые вне Российской Федерации. В целом такой сценарий развития означает, что полноценное вхождение Российской Федерации в международный рынок капитала с большой вероятностью произойдет не за счет развития российских институтов финансового рынка, а путем использования финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми институтами.

Первоочередными задачами развития финансового рынка в 2006 - 2008 годах являются:[8]

- обеспечение существенного снижения на финансовом рынке транзакционных издержек при привлечении капитала путем развития конкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка;

- обеспечение снижения уровня нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке путем обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов;

- содействие формированию российских розничных инвесторов путем развития коллективных форм сбережений и обеспечения должных принципов их инвестирования;

- осуществление реформы правового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономически не обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и создание условий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.

Важнейшим условием достижения поставленных задач является формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Создание благоприятного инвестиционного климата является комплексной задачей, в решении которой должны участвовать все органы государственной власти.

Финансовый рынок в результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, должен претерпеть качественные изменения, а именно:

- доступ к рынку капитала получат большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес. Значительно увеличится количество первичных размещений акций этих компаний на финансовом рынке;

- существенно расширится ассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовыми организациями гражданам и нефинансовым предприятиям;

- будут обеспечены конкурентные условия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение. Торговля основной долей российских активов будет осуществляться в Российской Федерации;

- предусматривается ускорение развития институтов коллективных инвестиций; - среди инвесторов на финансовом рынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных на долгосрочные вложения;

- значительно сократятся совокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав и законных интересов.

Предполагается, что предусмотренные настоящей Стратегией мероприятия позволят обеспечить условия для опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП).

Повышение уровня развития финансового рынка в 2006 -2008 годах будет характеризоваться следующими показателями:

отношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов, к валовому внутреннему продукту удвоится и по итогам 2008 года составит 6 процентов; стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту также удвоится (с 2,2 процента в 2005 году до 4,5 процента в 2008 году соотношение страховых премий и валового внутреннего продукта повысится (с 3 процентов в 2005 году до 5 процентов в 2008 году); капитализация рынка акций по отношению к валовому внутреннему продукту достигнет к началу 2009 года 70 процентов; доля операций с российскими акциями на российских торговых площадках составит в 2008 году не менее 70 процентов. Ожидается, что в 2008 году привлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниями акций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20 процентов инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. С учетом привлечения кредитов и займов у российских банков и на международном рынке капитала этот показатель достигнет 35-40 процентов.

Главными направлениями государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной перспективе (в 2006 – 2008 годах) являются:

1. создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка;

Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:

- совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;

- повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем; внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;

- развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций; развитие страховых институтов.

2. снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;

Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка предполагают реализацию следующих мероприятий:

- развитие рынка производных финансовых инструментов;

- развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;

- ликвидация излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.

3. укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке;

Укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:

- повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;

- решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;

- защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных обществ;

- совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;

- развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

4. реформа системы регулирования на финансовом рынке.

Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих мероприятий:

- разработка нормативной правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;

- вовлечение в процесс принятия решений по регулированию финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования.


Тема № 3. Инновации как разновидность инвестиционной деятельности и роль ТНК в развитии инноваций

Вопросы:

1. ТНК: понятие, основные признаки, структура

2. Инновация как разновидность инвестиционной деятельности: сущность инновационного процесса, роль ТНК в мировом процессе развития инноваций

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.131 (0.012 с.)