Рынок ссудного капитала (кредитный рынок) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок ссудного капитала (кредитный рынок)



Кредитный рынок представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов в стране.

Как и валютный рынок, данный сегмент финансового рынка в 80-х г.г. - первой половине 90-х годов претерпел существенные изменения: увеличился в размерах, объеме оборота ссудного капитала, усовершенствовался технологически.

Кроме функций присущих финансовому рынку в целом, кредитный рынок выполняет следующие специфические функции:

§ перераспределение ссудного капитала в стране с целью обеспечения непрерывного процесса воспроизводства для достижения максимальной прибыли;

§ ускорение концентрации и централизации капитала;

§ увеличение объема средств ликвидности за счет эффекта мультипликации;

§ экономия издержек обращения в сфере расчетов вследствие развития безналичных платежей;

§ стимулирование предпринимательской деятельности в стране, углубления отраслевой специализации в системе разделения труда.

Кредитформа движения ссудного капитала на условиях платности, возвратности, срочности, обеспеченности и имеющая целевой характер назначения и использования.

Кредит обычно классифицируется по следующим признакам:

· по источникам получения – внутренний (внутри страны), внешний (из-за рубежа), смешанный;

· по форме – коммерческий (одно предприятие другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа), банковский (в виде денежных валютных ссуд).

Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Цель коммерческого кредита – ускорение реализации товаров и получение прибыли. Этот вид кредита обычно краткосрочный. Процент по нему включен в цену товара и в сумму векселя. Он ниже банковского.

Банковский кредит предоставляется в виде ссуд. Цель – получение прибыли по ссудам. Сфера его использования шире, чем коммерческого: он обслуживает не только обращение товаров, но и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений. Кредит может быть в форме кредитной линии (юридически оформленное обязательство банка или другого кредитного учреждения перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита) и единовременной выплаты.

Переплетение коммерческого и банковского кредитов проявляется в форме потребительского кредита.

· по характеру использования – прямые капиталовложения (экономический интерес), портфельные инвестиции (спекулятивные цели), погашение внешней задолженности, валютные интервенции (поддержание стабильного курса валют);

· по содержанию – товарный (в виде товара), валютный (в виде национальной или иностранной валюты);

· по валюте займа: кредит в валюте страны – должника; в валюте страны – кредитора; в валюте третьей страны; в международных расчетных валютных единицах;

· по срокам – краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от года до 3 - 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет), кредиты с возможной трансформацией одних кредитов в другие;

· по видам финансовых инструментов – наличный, в виде депозитного сертификата, облигационного займа, векселя;

· по характеру собственника – частный, государственный, смешанный, капитал международных организаций.

При государственном кредите заемщиком или кредитором выступает государство и местные органы власти, а кредит принимает вид выпуска займов, реализуемых в основном через финансово – кредитные учреждения.

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - система экономических отношений по поводу эмиссии, купли – продажи ценных бумаг и их производных в целях аккумуляции и перераспределения свободных денежных ресурсов в соответствии с потребностями рынка.

В экономической литературе часто отождествляют понятия «рынок ценных бумаг» и «фондовый рынок». Строго теоретически это не совсем верно, так как «РЦБ» шире понятия «фондовый рынок». Фондовый рынок подразумевает биржевой рынок, на котором обращаются определенные инструменты – ценные бумаги (в основном акции, облигации и некоторые производные ценных бумаг – опционные, фьючерсные контракты и др.). Но биржевой рынок является лишь частью организованного рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок.

На первичном рынке ценных бумаг происходит эмиссия (выпуск) и размещение новых выпусков инструментов рынка ценных бумаг (облигаций, акций, векселей и производных) эмитентами, обычно при помощи крупных инвестиционных институтов.

На вторичном рынке ценных бумаг продаются и покупаются уже выпущенные инструменты (ценные бумаги и их производные) различными инвесторами.

Вторичный рынок в свою очередь подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой или «уличный» рынок).

Эмитент на рынке ценных бумаг – юридическое лицо, выпускающее в обращение ценные бумаги.

Эмитентамина рынке ценных бумаг выступают:

- транснациональные корпорации, транснациональные банки и другие международные организации и межнациональные агентства;

- национальные правительства и суверенные заемщики;

- провинциальные и региональные правительства (администрации штатов);

- муниципальные правительства (муниципалитеты);

- национальные корпорации, банки и другие организации.

Инвестор на рынке ценных бумаг – это вкладчик: физическое или юридическое лицо (организация или государство), осуществляющее инвестиции, т.е. вложение средств в ценные бумаги с целью извлечения прибыли или достижения другого экономического интереса.

Инвесторов можно квалифицировать следующим образом:

- по форме собственности:

- частные инвесторы (физические лица);

- институциональные инвесторы (юридические лица);

- государство (государственные учреждения).

Институциональные инвесторы в зависимости от организационной формы можно также подразделить на:

- корпорации, компании, фирмы и т.п. (транснациональные и национальные);

- банки (транснациональные и национальные центральные, инвестиционные, коммерческие);

- пенсионные фонды;

- страховые компании;

- взаимные (паевые) инвестиционные фонды (ПИФы).

Рынок всегда характеризуется наличием товара. На РЦБ инструментом и объектом купли – продажи является ценная бумага. Как и любой товар, ценная бумага обладает потребительной стоимостью, стоимостью, ценностью и ценой.

Основные виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. К производным ценным бумагам относятся: опционы, фьючерсы, варранты и т.п.

Потребительский выбор на РЦБ определяется следующими целями инвестора (желательными характеристиками товара – «ценная бумага»):

1. безопасность вложений,

2. доходность вложений,

3. рост вложений,

4. рыночность или ликвидность вложений.

Но, к сожалению, ни одна ценная бумага не обладает всеми четырьмя свойствами одновременно, т.е. неизбежен определенный компромисс между этими целями. Он достигается путем диверсификации вложений, формирования портфеля ценных бумаг. В результате распределения снижается риск серьезных потерь, происходит рассредоточение риска.

Российский рынок ценных бумаг отличается низкой капитализацией, сильной чувствительностью ко влиянию внешних факторов, большой зависимостью от иностранных инвесторов, нерезидентов, большой степенью риска при низкой ликвидности, убыточностью предприятий, разрозненностью функционирования с кредитным рынком (в частности банковской сферой, в отличии, например, от США, где учетная банковская ставка тонко реагирует на фон деловой активности фондового рынка), а так же нестабильностью, вызванной внутренними факторами (корпоративным управлением, скандалами из-за раздела собственности и т.п.).

 

Таблица 1. Классификация РЦБ

 

Основания (признаки классификации) Виды (подвиды) Преобладание в России
1. По организации размещения а. первичный - частное размещение; - публичное предложение б. вторичный - организованный; - неорганизованный. Преобладание первичного рынка
2. По характеру финансовых посредников а. небанковская модель (США); б. банковская модель (Германия); в. смешанная модель (Япония). Модель до конца не установлена. Идет выбор между американской и германской моделью.
3. По характеру рыночных ситуаций а. чистая конкуренция; б. абсолютная монополия; в. олигополия; г. монополистическая конкуренция; д. смешанный тип. На первичном рынке присутствуют элементы монополии и олигополии. Современную институциональную среду вторичного рынка можно отнести к конкурентной.

Тема № 2. Инвестиционный рынок: сущность, основные категории

Вопросы:

1. Инвестиционный рынок и инвестиции

2. Инвестиционный климат: понятие, определяющие факторы

3.Состояние инвестиционного климата в России и меры его стабилизации

4. Стратегия развития финансового рынка России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.014 с.)