Раздел I. Инвестиционный финансовый рынок: основные категории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Инвестиционный финансовый рынок: основные категории



Содержание

Тема № 1. Финансовый рынок: сущность, структура, характеристика основных сегментов…………………………………………………………..….…...3

1.1 Понятие финансового рынка, место в общей структуре рынка, инфраструктура…………………………………………………………………..3

1.2 Характеристика основных сегментов финансового рынка……………….5

1.2.1 Рынок золота………………………………………………………...…..5

1.2.2 Денежный рынок………………………………………………………..6

1.2.3 Валютный рынок………………………………………………………..8

1.2.4 Рынок ссудного капитала (кредитный рынок)………………………11

1.2.5 Рынок ценных бумаг…………………………………………………..12

Тема № 2. Инвестиционный рынок: сущность, основные категории..….16

2.1 Инвестиционный рынок и инвестиции……………………………………16

2.2 Инвестиционный климат: понятие, определяющие факторы …….…….19

2.3 Состояние инвестиционного климата в России и меры его стабилизации……………………………………………..………………….….20

2.4 Стратегия развития финансового рынка России…………………………21

 

Раздел I. Инвестиционный финансовый рынок: основные категории

Тема № 3. Инновации как разновидность инвестиционной деятельности и роль ТНК в развитии инноваций…………………….….29

3.1 ТНК: понятие, основные признаки, структура…………………………...29

3.2 Инновации как разновидность инвестиционной деятельности: сущность инновационного процесса, роль ТНК в мировом процессе развития инноваций……………………………………………………………………….31

 

Раздел II. Основные методы исследования финансового рынка в целях инвестирования

Тема № 4. Теоретические основы фундаментального анализа…………37

4.1 Сущность фундаментального анализа…………………………………….37

4.2 Основные направления фундаментального анализа……………………..38

Тема № 5. Инструментарий технического анализа………………………42

5.1 Сущность, принципы технического анализа……………………………..42

5.2 Теория Ч.Х.Доу……………………………………………………………..43

5.3 Основные направления технического анализа…………………………...49

Тема № 6. Институциональный анализ финансового рынка……….…..62

6.1 Основные категории институционального анализа………………….…..62

6.2 Институциональный анализ финансового рынка…………………….…..65

6.3 Глобализация финансового рынка как результат открытости экономической системы………………………………………………………..66

Тема № 7. Основные оценочные индикаторы финансового рынка……69

7.1 Ставки кредитования – важнейшие оценочные показатели рынка ссудного капитала……………………………………………………………....69

7.2 Фондовые индексы как важнейшие индикаторы рынка ценных бумаг…72

7.3 Индикаторы денежного рынка…………………………………………….85

7.4Индикаторы валютного рынка, рынка золота и драгоценных металлов…………………………………………………………………………86

7.5 Факторы, оказывающие влияние на финансовый рынок…………….….87

Раздел III. Инвестиционный риск на финансовом рынке

Тема № 8. Риски на финансовом рынке……………………………………91

8.1 Риск: понятие, виды………………………………………………………..91

8.2 Практические методы учета рисков………………………………………95

 

Тема № 9. Диверсификация портфеля ценных бумаг как один из способов снижения инвестиционного риска……………………………………………………………………...……101

9.1 Методика формирования портфеля ценных бумаг……………………..101

9.2 Методика формирования инвестиционного портфеля в России………103

Тема № 10. Информационное обеспечение финансового рынка как один из способов снижения инвестиционного риска…………..……..104

9.1 Финансовая информация в деловой прессе……………………………..104

9.2 Рейтинги на финансовом рынке………………………………………….114

 

Глоссарий……………………………………………………………………..121

Список литературы………………………………………………………….127

Приложения...………………………………………………………………...129

Раздел I. Инвестиционный финансовый рынок: основные категории

 

Тема № 1. Финансовый рынок: сущность, структура, характеристика основных сегментов

 

Вопросы:

1. Понятие финансового рынка, место в общей структуре рынка, инфраструктура

2. Характеристика основных сегментов финансового рынка

2.1 Рынок золота

2.2 Денежный рынок

2.3 Валютный рынок

2.4 Рынок ссудного капитала (кредитный рынок)

2.5 Рынок ценных бумаг

Характеристика основных сегментов финансового рынка

Рынок золота

 

После распада Бреттон – Вудской системы (при которой золото играло роль мировых денег) в начале 70 – х годов золото постепенно стало приобретать черты обычного, хотя и ценного, высоко ликвидного товара. К настоящему времени рынок и драгоценных металлов окончательно сложился как разветвленная круглосуточная система торговли драгоценными металлами и золотом.

Мировой ценой золота традиционно считают котировки старейшего центра торговли драгоценными металлами – Лондона.

Цена золота претерпела за последние 30 лет с момента его свободной продажи значительные изменения. С 70 – х г.г. она поднялась с цены 35 долларов за унцию до рекордной цены 850 долларов за унцию в 1980 г. Следующие 20 лет цена постепенно снижалась. В 2002 г. цена составляла около 290 долларов за унцию.

Цена на товар (золото) определяется спросом и предложением.

Предложение на рынке золота складывается из двух основных составляющих: предложения «нового» добытого золота и предложения старого золота, находящегося в золотовалютных запасах государств и других владельцев. Производители золота добывают последние годы около 2500 т металла. В добыче лидируют ЮАР (450 т), затем идут США (340 т) и Австралия (300 т). У России имеется очень высокий потенциал по золотодобыче (она могла бы добывать примерно 500 т золота в год). Более 85 % запасов его находится в руде, а 80 % добычи в России производится из россыпей.[2] В настоящее время Россия добывает около 190 тонн в год. Согласно прогнозным данным Центрального научно – исследовательского геологоразведочного института, к 2010 г. добыча золота в России может составить около 205 тонн в год, а к 2020 г. – до 235 тонн.

Вновь добытое золото дает регулярную составляющую рыночного предложения.

Более 90 % добытого за всю историю золота находится в запасах и может быть в любой момент выброшено на рынок (120 000 т + 33 000 т официальных государственных запасов). Владельцы «старого» золота выбрасывают его на рынок в зависимости от складывающейся ценовой конъюнктуры. Если цены на золото растут, то владельцы «старого» золота начинают продавать его, и наоборот, если цены падают, прекращают его продажу. Это приводит к уменьшению объемов предложения, что ведет к замедлению падения цены и ее стабилизации.

В последние годы центральные банки ряда стран прибегают к массовому сбросу золотых активов. К началу 2000 г. Бельгия продала 1067 т и сократила свой запас в 5 раз, Голландия – 722 (сократила запас в 1,7), Канада – 637 т (в 12 раз), Австралия – 167 т (в 3 раза). Аргентина продала весь свой запас (125 т).

Азиатский кризис показал невозможность обеспечения золотым запасом устойчивого финансового положения страны. В тот период при большом сбросе золота на рынок, цена на него упала с 12 до 9 долларов за грамм. В связи с этим, страны Европейского союза, а также Великобритания, Швейцария, Швеция подписали соглашение, по которому его участники условились не продавать свои золотые запасы. Их продажа была разрешена лишь тем странам, которые заявили о ней до подписания соглашения, причем объем продаж должен составлять не более 400 т в год и не более 2000 т за период с 2000 до 2004 г.г.

Спрос на рынке золота сегодня практически совпадает с промышленным спросом, который составляет примерно 3700 т. Основная его часть приходится на ювелирную промышленность (3150 т). За последнее десятилетие доля спроса ювелирной промышленности возросла с 55 % до 85%. Оставшаяся часть спроса складывается из спекулятивного спроса и спроса на золото как на относительно безопасное с точки зрения риска средство сохранения богатства.

 

Денежный рынок

 

Денежный рынок – это рынок высоко ликвидных (легко обращаемых в денежные средства), особо надежных активов, в том числе краткосрочных ценных бумаг и соглашений по заимствованию.

Денежный рынок характеризуется рядом особенностей:

1. надежность финансовых обязательств, выпускаемых лишь первоклассными заемщиками;

1. высокая степень ликвидности инструментов денежного рынка;

2. краткосрочность погашения обязательств денежного рынка;

3. низкий уровень трансакционных[3] издержек, обусловленный крупными размерами сумм совершаемых сделок.

Данные требования обусловлены необходимостью активов быть легкодоступными для проведения операций на денежном рынке.

К инструментам денежного рынка относятся:

1. денежные средства в наличной и безналичной форме (т.е. денежная масса);

Агрегаты денежной массы в России и за рубежом несколько различны.

В развитых зарубежных странах денежная масса выражается в следующих понятиях: М1, М2, М3, М4.

М1 представляет собой наличные деньги в обращении и средства на текущих банковских счетах.

Агрегат М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках;

М3 = М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитных организациях;

М4 = М3 + депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В России денежная масса представлена агрегатами: М0, М1, М2, М3.

М0 – это наличные денежные средства в обращении вне банков;

М1 = М0 + средства на расчетных текущих и прочих счетах (счета капитальных вложений, чековые счета, счета местного бюджета) + вклады в коммерческих банках + депозиты до востребования в Сбербанке;

М2 = М1 + срочные вклады в Сбербанке (без учета депозитов в иностранной валюте);

М3 = М2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.[4]

Сравнительно недавно в РФ для характеристики величины денежной массы стал применяться показатель М2Х, в состав которого кроме М2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте - Х). Для характеристики относительной обеспеченности оборота денежной массой используется коэффициент К2 = М2Х / ВВП. Величина этого коэффициента (К2) характеризует относительную обеспеченность оборота платежными средствами.

Совокупный объем денежной массы, в том числе ее прирост, во многом определяется увеличением абсолютных размеров кредита банков. С этой стороны величина денежной массы в обращении представляет собой результат денежно – кредитной политики.

В РФ структура денежной массы характеризуется достаточно большим удельным весом наличных денег (до 35% от совокупного объема в отдельные периоды). По мере развития системы безналичных расчетов улучшается структура денежной массы, уменьшается доля наличных денег и повышается удельный вес денег безналичного оборота.

2. краткосрочные ценные бумаги (казначейские векселя, ценные бумаги федеральных агентств; передаваемые депозитные сертификаты; коммерческие бумаги; банковские акцепты).

Казначейские векселя – краткосрочные ценные бумаги. Выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев. Они являются идеальным инструментом денежного рынка, т.к. подвержены лишь незначительному риску колебания курса, практически не имеют риска дефолта, обладают высокой степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в деньги). Казначейские векселя продаются с дисконтом (со скидкой), который и составляет доход инвестора (разность между номинальной ценой и ценой покупки).

Ценные бумаги федеральных агентств (в США) – это краткосрочные (обычно от 3 до 6 месяцев) купонные облигации и дисконтные векселя, реализуемые по цене ниже номинала. Имеют чуть больший риск дефолта, чем казначейские векселя, но и более высокую доходность. Являются хорошим видом инвестиций для финансовых институтов, принимаются для обеспечения счетов налогов, ссуд коммерческих банков, депозитов государственных учреждений.

Передаваемые депозитные сертификаты – срочные банковские депозиты с правом переуступки другому лицу. Данный инструмент может быть продан на вторичном рынке до момента погашения неограниченное число раз.

Валютный рынок

 

Валютные рынки сложились в XIX веке. Их появлению способствовало:

- развитие международных экономических связей;

- интернационализация хозяйственных связей;

- усиление концентрации и централизации банковского капитала.

Валютный рынокэто система устойчивых финансово-экономических и организационных отношений, связанных с операциями с валютой и платежными документами в иностранных валютах.

В функции валютного рынка, кроме общих финансовых функций (см. п.1.1) входит: своевременное осуществление международных расчетов, страхование валютных и кредитных рисков.

Современные валютные рынки характеризуются следующими особенностями:

- операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света;

- техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков;

- широко развиты валютные операции по страхованию валютных и кредитных рисков. При этом ранее практиковавшиеся валютные операции, отражавшиеся в банковских балансах, заменяются срочными и другими валютными сделками, которые учитываются на внебалансовых статьях;

- курсы валют достаточно нестабильны, им присуще колебание.

В зависимости от различных классификационных признаков, можно выделить различные виды валютных рынков:

1. По территориальному признаку валютные рынки подразделяются на:

- национальные. Операции совершаются и в национальной валюте, и в СКВ, и в евро;

- региональные. На этих рынках производятся операции с определенными конвертируемыми валютами. К крупнейшим региональным валютным рынкам относятся: европейский (Лондон, Париж, Франкфурт – на – Майне, Цюрих), американский (Нью – Йорк, Чикаго, Лос – Анжелес, Монреаль), азиатский (Токио, Сянган (Гонконг), Сингапур, Бахрейн);

- мировой. Используются валюты, широко применяемые в международном платежном обороте (доллар США, евро).

По мере развития региональных рынков и углубления их взаимных связей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Сегодня уже только условно можно говорить о региональных валютных рынках: они все тесно связаны между собой сложной и быстродействующей системой коммуникаций, которая делает их составной частью мирового валютного рынка.

2. По видам сделок валютный рынок подразделяется на:

- рынок валютных депозитных операций (депозитные вклады в иностранной валюте);

- рынок конверсионных операций ( операции по обмену, т.е. купле – продаже валют ).

3. По месту совершения операций, валютный рынок делится на два основных сегмента:

- рынок биржевой валютной торговли (торговля валютой на бирже);

- внебиржевой валютный рынок (торговля за пределами биржи, например, в банках). Основную часть внебиржевого валютного рынка составляет межбанковский рынок.

По мере развития высоких коммуникаций особым видом валютного рынка выступает валютный рынок FOREX. Его название произошло от сокращения « For eign Ex change market», что в переводе означает - межбанковский рынок конверсионных валютных операций. Он относится к внебиржевому (межбанковскому) валютному рынку.

Международный валютный рынок FOREX – это система взаимодействующих между собой региональных валютных рынков, совершающих конверсионные операции с помощью новейших информационных технологий, т.е. через компьютерные сети.

FOREX – это самый большой рынок, по сравнению с другими сегментами мирового финансового рынка (составляет по объему до 90% всего мирового валютного рынка).

Тысячи участников этого рынка – банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, финансовые и страховые компании – в течение суток покупают и продают валюту, заключая сделки за несколько секунд в любой точке земного шара. Объединенные в единую глобальную сеть спутниковыми каналами связи с помощью совершеннейших компьютерных систем они создают оборот валютных средств, который в сумме за год превышает в 10 раз общий годовой валовой национальный продукт всех государств мира.

Валютная система России находится в стадии формирования. Однако ее контуры и основные тенденции достаточно определены. Национальная валютная система в России формируется с учетом структурных принципов мировой валютной системы, т.к. страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство.

Основой валютной системы является рубль, введенный в обращение в 1993 г. и заменивший рубль СССР. После обособления, а фактически отделения РФ от денежно – кредитных систем республик бывшего СССР, рубль является частично конвертируемой валютой по текущим операциям платежного баланса с сохранением ряда валютных ограничений. Россия, являясь членом МВФ, ставит целью принятие обязательств по Статье VIII Устава МВФ об отмене валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса.

Курс рубля официально не привязан к какой-либо валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который зависит от соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс доллара США, евро к рублю устанавливается Центральным Банком России по результатам торгов на ММВБ. Курс других валют определяется на основе кросс – курса ([5]). При этом в качестве промежуточной (третьей) валюты используется курс этих валют к доллару.

Валютой РФ являются:[6]

- денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России, а также изымаемые либо изъятые из оборота, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранную валюту составляют:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютное законодательство России установило, что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ России. Их роль на валютном рынке России возрастает. Но ведущую роль занимают ММВБ и пять других региональных валютных бирж: Санкт-Петербургская (СПВБ), Ростовская межбанковская (РМВБ), Уральская региональная (УРВБ) в Екатеринбурге, Сибирская межбанковская (СМВБ) в Новосибирске, Азиатско – Тихоокеанская межбанковская (АТМВБ) во Владивостоке, которые объединены в Ассоциацию валютных бирж России.

 

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - система экономических отношений по поводу эмиссии, купли – продажи ценных бумаг и их производных в целях аккумуляции и перераспределения свободных денежных ресурсов в соответствии с потребностями рынка.

В экономической литературе часто отождествляют понятия «рынок ценных бумаг» и «фондовый рынок». Строго теоретически это не совсем верно, так как «РЦБ» шире понятия «фондовый рынок». Фондовый рынок подразумевает биржевой рынок, на котором обращаются определенные инструменты – ценные бумаги (в основном акции, облигации и некоторые производные ценных бумаг – опционные, фьючерсные контракты и др.). Но биржевой рынок является лишь частью организованного рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок.

На первичном рынке ценных бумаг происходит эмиссия (выпуск) и размещение новых выпусков инструментов рынка ценных бумаг (облигаций, акций, векселей и производных) эмитентами, обычно при помощи крупных инвестиционных институтов.

На вторичном рынке ценных бумаг продаются и покупаются уже выпущенные инструменты (ценные бумаги и их производные) различными инвесторами.

Вторичный рынок в свою очередь подразделяется на организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой или «уличный» рынок).

Эмитент на рынке ценных бумаг – юридическое лицо, выпускающее в обращение ценные бумаги.

Эмитентамина рынке ценных бумаг выступают:

- транснациональные корпорации, транснациональные банки и другие международные организации и межнациональные агентства;

- национальные правительства и суверенные заемщики;

- провинциальные и региональные правительства (администрации штатов);

- муниципальные правительства (муниципалитеты);

- национальные корпорации, банки и другие организации.

Инвестор на рынке ценных бумаг – это вкладчик: физическое или юридическое лицо (организация или государство), осуществляющее инвестиции, т.е. вложение средств в ценные бумаги с целью извлечения прибыли или достижения другого экономического интереса.

Инвесторов можно квалифицировать следующим образом:

- по форме собственности:

- частные инвесторы (физические лица);

- институциональные инвесторы (юридические лица);

- государство (государственные учреждения).

Институциональные инвесторы в зависимости от организационной формы можно также подразделить на:

- корпорации, компании, фирмы и т.п. (транснациональные и национальные);

- банки (транснациональные и национальные центральные, инвестиционные, коммерческие);

- пенсионные фонды;

- страховые компании;

- взаимные (паевые) инвестиционные фонды (ПИФы).

Рынок всегда характеризуется наличием товара. На РЦБ инструментом и объектом купли – продажи является ценная бумага. Как и любой товар, ценная бумага обладает потребительной стоимостью, стоимостью, ценностью и ценой.

Основные виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. К производным ценным бумагам относятся: опционы, фьючерсы, варранты и т.п.

Потребительский выбор на РЦБ определяется следующими целями инвестора (желательными характеристиками товара – «ценная бумага»):

1. безопасность вложений,

2. доходность вложений,

3. рост вложений,

4. рыночность или ликвидность вложений.

Но, к сожалению, ни одна ценная бумага не обладает всеми четырьмя свойствами одновременно, т.е. неизбежен определенный компромисс между этими целями. Он достигается путем диверсификации вложений, формирования портфеля ценных бумаг. В результате распределения снижается риск серьезных потерь, происходит рассредоточение риска.

Российский рынок ценных бумаг отличается низкой капитализацией, сильной чувствительностью ко влиянию внешних факторов, большой зависимостью от иностранных инвесторов, нерезидентов, большой степенью риска при низкой ликвидности, убыточностью предприятий, разрозненностью функционирования с кредитным рынком (в частности банковской сферой, в отличии, например, от США, где учетная банковская ставка тонко реагирует на фон деловой активности фондового рынка), а так же нестабильностью, вызванной внутренними факторами (корпоративным управлением, скандалами из-за раздела собственности и т.п.).

 

Таблица 1. Классификация РЦБ

 

Основания (признаки классификации) Виды (подвиды) Преобладание в России
1. По организации размещения а. первичный - частное размещение; - публичное предложение б. вторичный - организованный; - неорганизованный. Преобладание первичного рынка
2. По характеру финансовых посредников а. небанковская модель (США); б. банковская модель (Германия); в. смешанная модель (Япония). Модель до конца не установлена. Идет выбор между американской и германской моделью.
3. По характеру рыночных ситуаций а. чистая конкуренция; б. абсолютная монополия; в. олигополия; г. монополистическая конкуренция; д. смешанный тип. На первичном рынке присутствуют элементы монополии и олигополии. Современную институциональную среду вторичного рынка можно отнести к конкурентной.

Тема № 2. Инвестиционный рынок: сущность, основные категории

Вопросы:

1. Инвестиционный рынок и инвестиции

2. Инвестиционный климат: понятие, определяющие факторы

3.Состояние инвестиционного климата в России и меры его стабилизации

4. Стратегия развития финансового рынка России

Общеэкономический анализ

 
 


Отраслевой анализ

 
 


Анализ отдельных компаний

Общеэкономический анализ – это анализ и прогноз общеэкономического развития (изменения процентной ставки и денежной массы, валютных курсов и финансовой политики).

В общеэкономическом анализе особый интерес представляет прогноз поворотных точек конъюнктуры и действие на курс акций таких монетарных величин, как движение денежной массы или процентов. Задача прогноза поворотных точек конъюнктуры – это оценка кратко и среднесрочного развития всей экономики в целом и отдельных ее отраслей. В фазе оживления конъюнктуры, которая характеризуется увеличением поступления заказов, улучшения загрузки производственных мощностей, а так же малыми финансовыми затратами из-за низких процентных ставок и т.д. фирмам легче иметь положительную динамику прибыли, чем в фазе экономического спада. Ожидание активизации поступления прибыли может оказывать воздействие на движение курса акций и зависит от общеэкономического воздействия.

Отраслевой анализ включает анализ поступления заказов и объемов поступления соответствующей отрасли (спрос и предложение на соответствующем рынке).

Отраслевой анализ состоит в том, чтобы определить границы анализа при последующем рассмотрении отдельных предприятий. Это осуществляется путем отсеивания отраслей, не представляющих интереса. Отраслевой анализ является рациональным, так как экономика развития отрасли не всегда идет параллельно с развитием общеэкономической конъюнктуры. Среди отраслей имеются те, которые опережают ее развитие, а также имеются отрасли, развивающиеся вслед за конъюнктурным циклом. Есть циклические отрасли, которые развиваются параллельно с конъюнктурой. Например, автомобильная промышленность опережает развитие конъюнктуры, имеет более резкие отклонения цикла. Ее развитие зависит в основном от движения процента, динамики покупательной способности и курсов доллара, евро. Финансовая отрасль (банки и страховые фирмы) опережает общую конъюнктуру рынка, но она сильно зависит от движения процентных ставок.

Для движения биржевых курсов особое значение наряду с отраслевой прибылью имеют два индикатора, влияющие на ожидаемую динамику товарооборота и прибыли соответствующей отрасли:

1. поступление отраслевых заказов,

2. объем промышленного производства.

Эти индикаторы позволяют оценить будущую отраслевую прибыль. В России эти данные не публикуются Центральным Банком, как это делается за рубежом.

Показатели динамики отраслевой прибыли приводятся в годовых балансах предприятия и могут сигнализировать о ее увеличении, стагнации или уменьшении. Уже первые выводы позволяют сделать заключение о возможном развитии той или иной компании. Так, тенденция к стагнации прибыли после тенденции к повышению указывает на поворот направления тренда.

Анализ отдельных компаний – это исследование динамики будущих доходов компании. Здесь на передний план выдвигаются вопросы динамики товарооборота или динамики оставшейся после вычета расходов прибыли, а так же финансовые вопросы по обеспеченности предприятий собственными и заемными средствами. Данные берутся из отчетов фирм о состоянии дел, о прибыли и убытках. На основании обобщения и анализа показателей делаются выводы, в том числе и об оценке отдельных акций на конкретном рынке.

Существует тесная взаимосвязь между динамикой доходности предприятия и движением курса его акций. Поэтому прогноз доходности строится на этой рыночной позиции. Особый интерес для аналитиков представляют следующие показатели:

1. балансовые (оборот, поток наличности);

2. показатели относящиеся к курсам (дивидендный фактический доход, отношение курса к прибыли, курс/кэшфлоу). Кэшфлоу – это сумма полученных или выплаченных наличных денег;

3. показатели, относящиеся к акциям (они рассчитаны на одну акцию: дивиденд на одну акцию, кэшфлоу на одну акцию, итог на одну акцию).

Рассмотрим, как рассчитываются важнейшие показатели, используемые для анализа акций:

 

Коэффициент задолженности = Привлеченный капитал

Собственный капитал

 

Коэффициент показывает, каков размер привлеченного капитала по отношению к собственному капиталу.

Балансовая стоимость = Собственный капитал*Номинальная стоимость

Подписной капитал

 

Балансовая стоимость показывает, каков размер собственного капитала в расчете на одну акцию.

Прибыль на одну акцию = Скорректированный итог

Количество акций

 

Этот показатель определяет, каков размер скорректированного итога в расчете на одну акцию.

Отношение «курс/прибыль» = Биржевой курс

(KGV) Прибыль на одну акцию

 

KGV показывает, как часто необходимо получать прибыль, чтобы акция стоила на текущий момент столько же, сколько и при постоянной динамике прибыли в течение года.

Отношение «курс/кэшфлоу» = Биржевой курс

(KCV) Кэшфлоу на одну акцию

KCV показывает, как часто в курсе акций отражается показатель кэшфлоу в расчете на акцию.

Дивидендный фактический доход = Дивиденд*100

Биржевой курс

 

Этот показатель показывает, какой размер дивиденда по сравнению с биржевым курсом.

 

 

Теория Ч. Х. Доу

 

Первый известный случай записи динамики цен с ее последующим анализом принадлежит изобретателю метода «японских свечей» Мунехисе Хонма (начало XVIII в.). Но большинство специалистов считает, что впервые принципы технического анализа были изложены в работах Чарльза X. Доу (1851 – 1902 г.г.).

Доу занимался финансовой журналистикой и работал на Нью-Йоркской фондовой бирже и применял свои методы для анализа американского рынка акций. В1882 г. он основал вместе с Эдвардом Д. Джонсом «Dow Jones & Co» и занялся информационным обеспечением финансовых организаций Уолл – стрит.При изучении цены закрытия на различные акции Доу создал «барометр рынка» - усредненный индекс, рассчитанный на основе среднего от 11 акций, показывающий общую динамику рынка акций. Этот индекс отразился в опубликованных Доу расчетах в 1884 году и назывался «железнодорожным», потому, что 9 из 11 были акции железнодорожных компаний. К 1896 году Доу осознал, что этот индекс отражает состояние лишь небольшой части экономики и предположил, что если использовать два независимых показателя состояния экономики, то они будут сигнализировать о значительных изменениях на рынке. Он ввел промышленный индекс, базирующийся на средней цене закрытия акций 12 наиболее значимых промышленных компаний. В 1928 году число компаний увеличилось с 12 до 30 и осталось таковым по сей день. Свои теоретические разработки Доу опубликовал в серии статей в The Wall Street Journal.Сборник этих статей был издан в 1903 г.

Теория Доу никогда не предназначалась для определения момента продажи или покупки конкретных акций, а разрабатывалась для оценки основных трендов рынка на основе цен закрытия. Поскольку этот вид технического анализа основан на следовании за трендом, он не может точно предсказать начало и разворот тренда. При помощи анализа также невозможно предсказать точную длительность и величину тренда. Несмотря на эти ограничения, за период с 1897 по 1991 год с помощью теории Доу было сделано более 40 правильных прогнозов (при пяти неправильных).

Доу рассчитывал, что его индексы будут «барометрами рынка», то есть выбор покупки или продажи отдельных акций оставался целиком в руках инвесторов. Изначально индексы не покупались и не продавались, как акции, но с начала 1980-х годов появились фьючерсные контракты на индексы. В 1982 году Чикагская товарная биржа выпустила фьючерсы на индекс Standard & Poor's 500, а в 1984 году Лондонская биржа выпустила фьючерсы и опционы на индекс FTSE 100.

Основные принципы теории Доу

I. Средние цены отражают все. Для расчета своих индексов Доу использовал только цены закрытия торгов. Он предположил, что в цене отражено влияние всех возможных факторов. Это положение до сегодняшнего дня остается основной аксиомой технического анализа.


II. Рынок изменяется трендами [11]. Повышательные тренды содержат серии высоких вершин и впадин, понижательные тренды выглядят противоположным образом.

Рис. 1. Виды трендов

Доу определил три типа трендов:

Основной, или первичный (длится год и более);

Промежуточный, или вторичный (тренд волнообразный, длится от 3 недель до 3 месяцев).

Малый (тренд подобен «ряби», длится менее 3 недель).

Рис. 2. Типы трендов

 

 

III. У крупных трендов наблюдаются три фазы:

1. Это фаза консолидации, которая сдвигается на графике в сторону. Во время этой фазы проницательные инвесторы скупают акции на основе проанализированной информации.

2. Это фаза периода повышательного тренда, когда после распространения информации в игру включается больше инвесторов. Хотя тренд повышается, цена движется зигзагом из-за коррекций, или откатов.

3. После того как цена достигает пика, наблюдается еще один период консолидации, во время которого активность инвесторов повышена под влиянием рыночной информации. Конец фазы отмечен понижательным трендом и возвратом к периоду консолидации.

 



Рис.3. Фазы трендов

 

IV. Индексы должны подтверждать друг друга. Доу был убежден, что промышленный и железнодорожный индексы должны двигаться в одном направлении, чтобы подтвердить тренд рынка.

 

График 1. Промышленный и железнодорожный индексы




Эти графики отражают современные показатели индекса Доу — Джонса. На верхнем графике — подтверждение тренда, на нижнем — расхождение тренда рынка.


 

V. Объем должен подтверждать тренд. Объем представляет общую активность торговли ценными бумагами за данный период времени, Доу считал объем важной дополнительной информацией для подтверждения сигналов рынка. Объем должен увеличиваться в направлении главного тренда.



Рис. 4. Подтверждение линейного графика графиком объема

 

График подтверждает: увеличение объема при максимумах и снижение при минимумах повышательного тренда; при понижательном тренде – наоборо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.158 с.)