Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте понятие «государственный служащий». Назовите виды государственных служащих по различным основаниям. Сформулируйте понятие «государственная должность».

Поиск

Государственный служащий — это лицо, работающее на благо государства в государственных организациях, предприятиях, учреждениях, зани­мающий в них определенную должность с соответствующей частью" компетенции, получающий за свой труд установленную государ­ством заработную плату.

Существуют разные виды государственных служащих. Их можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от видов государственной деятельности слу­жащие могут быть отнесены к государственным служащим орга­нов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою" очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики.

В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных_ лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал.

Должностные лица — это государственные служащие, совер­шающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юри­дические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения с работы и руководства подчиненными им государ­ственными служащими (руководители государственных органов — министр, ректор, директор и руководители структурных подраз­делений — начальники отделов, служб).

Представители административной власти — государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями

в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц — третьих лиц (инспекторы, милиционеры).

Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, началь­ник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции).

Функциональные работники (специалисты) — это государствен­ные служащие, которые непосредственно участвуют в решении задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной орга­низации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобре­ния руководителем становящиеся обязательными для исполне­ния другими лицами (главный инженер).

Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, кото­рая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государствен­ных служащих данной организации (делопроизводители, маши­нистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари).

В науке предлагается иное деление государственных служа­щих. Например, В.Е. Чиркин1 классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономис­ты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие техничес­кие служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (на­чальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал — это технические работники.

Квалификационным справочником должностей государственных служащих (постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.; постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г.1) закреплено деление служащих государственного аппара­та по характеру труда на руководителей структурных подразделе­ний государственного аппарата и специалистов (помощники ру­ководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без катего­рии, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности).

Государственная должность- установленная компетентным гос органом структурная единица, наделённая функциями и задачами государственного органа.


 

Охарактеризуйте правовое положение государственных служащих: права и обязанности государственных служащих. Раскройте ограничения, связанные с государственной службой, ответственность государственных служащих.

Совокупность множества прав и обязанностей представляют основной элемент структуры его правового статуса среди других его элементов, таких, как задачи, функции по замещаемой должности, правовые формы деятельности и др. Служебные права и обязанности предоставлены для осуществле­ния служебной деятельности по занимаемой должности. Подоб­ные права и обязанности многообразны, и их можно разделить на общие, присущие всем государственным служащим, и специаль­ные, связанные с особенностями службы в том или ином органе (милиции, таможне и т.п.) — так называемые профессиональные права и обязанности, или связанные со спецификой занимаемой должности (руководитель, бухгалтер, юрисконсульт и др.) — так называемые должностные.

Государственные служащие призваны осуществлять свою де­ятельность в интересах государства. Для этого они в первую оче­редь наделяются обязанностями. Для эффективной реализации обязанностей им предоставляются права. Поэтому можно конста­тировать, что права государственных служащих производны от их обязанностей, а обязанности являются первичными по отно­шению к правам. Государственный служащий обязан добросовест­но выполнять все обязанности, законные предписания по замещаемой должности, а также нести ограничения в связи с государственной службой. Выполнение требований законодательства о правоограничениях государственного служащего также обязатель­но, как и несение обязанностей. Поэтому правомерно их включе­ние некоторыми учеными в разновидность обязанностей государ­ственных служащих.

Общие обязанности государственных служащих носят универ­сальный характер. Общие для всех государственных служащих обя­занности не нашли своего правового закрепления в едином, специ­ально изданном для государственных служащих, нормативном акте, а устанавливаются Трудовым кодексом (ст. 53) и являются обяза­тельными для всех работников, в том числе любых государственных служащих. Общие обязанности могут устанавливаться также специ­альным законодательством одновременно со специальными профес­сиональными обязанностями с учетом особенностей службы. При­мером могут служить нормы статьи 10 Закона «Об основах службы в государственном аппарате».

К обязанностям служащих государственного аппарата, в част­ности, относятся следующие:

—выполнение функциональных обязанностей в пределах пол­номочий, предоставленных им актами законодательства Респуб­лики Беларусь;

—исполнение действующих законов и иных подзаконных актов;

—выполнение приказов и распоряжений руководителей, издан­ных в пределах их компетенции;

—соблюдение установленного в государственном органе слу­жебного регламента;

—своевременное и объективное рассмотрение обращений граж­дан, предприятий, учреждений и организаций;

—сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, в том числе и после прекращения службы в государствен­ном аппарате;

—сохранение в тайне получаемых при исполнении служеб­ных обязанностей сведений, затрагивающих личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требование от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;

—поддержание квалификации, достаточной для эффективно­го исполнения служебных обязанностей;

—соблюдение норм служебной этики;

— отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству Республики Беларусь.

Практически все из перечисленных обязанностей закрепля­ются в специальном законодательстве, но с учетом специфики места службы (органы милиции, суда, прокуратуры).

Остановимся на некоторых из общих обязанностей более под­робно.

В связи с требованием обязательного исполнения государ­ственными служащими приказов (распоряжений) руководителей встает проблема пределов их обязательности. В законодательстве четко определено условие обязательности указанных требова­ний — их издание в пределах компетенции. Это означает также, что указания руководителя не должны противоречить законода­тельству. При издании руководителем распоряжения, выходяще­го за рамки компетенции, государственный служащий имеет пра­во отказаться от его исполнения, а при издании незаконного рас­поряжения — обязан это сделать (отказаться).

Четкая классификация приказов (распоряжений) руководи­теля позволяет также определить степень их обязательности и способствовать их корректировке в ходе исполнения. Все предпи­сания руководителя — есть акты государственного управления. По форме выражения они могут быть устными и письменными. Устные распоряжения — наиболее распространенная форма рабо­ты, которая позволяет эффективно осуществлять государственное управление. При даче устного распоряжения подчиненный имеет возможность уточнить его, скорректировать, предложить свой ва­риант решения конкретного вопроса, привести доводы в обосно­вание своего мнения, отказаться от исполнения. За исполнение устного незаконного распоряжения руководителя личную ответ­ственность несет подчиненный. Письменная форма распоряже­ния имеет две разновидности: простую и квалифицированную. Простая письменная форма должна иметь как минимум два признака: из ее содержания должна усматриваться суть принято­го решения и должна быть завизирована лицом, являющимся прямым начальником по отношению к исполняющему. Квалифи­цированная письменная форма властных предписаний охватыва­ет разнообразные нормативные и ненормативные акты, издавае­мые, как правило, от имени соответствующего государственного органа. К таким актам относятся: приказы, распоряжения, прави­ла, инструкции, технологические схемы и др. Отличительной осо­бенностью таких документов является наличие процедуры их подготовки, принятия и доведения до сведения непосредствен­ных исполнителей. Отказ от исполнения письменных указаний руководителя должен быть выражен также в письменной форме.

Важное требование — сохранение государственным служащим государственной и иной охраняемой законом тайны, которые соглас­но Закону «О государственных секретах» от 29 ноября 1994 г., являются видами государственных секретов. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвер­жден Письмом Президента Республики Беларусь № 129 от 3 марта 1999 г. Сведения, составляющие служебную тайну, как правило, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, являющихся государственной тайной, и не раскрывают ее в целом. При этом в каждом органе государственного управления утвер­ждается перечень сведений, составляющих служебную тайну, и специальная инструкция о порядке ведения секретного делопро­изводства. Лица, имеющие доступ к документам, содержащим сведения, составляющие государственную и служебную тайны, дают специальную подписку по установленной форме об их нераз­глашении не только во время службы, но и после ее окончания.

Каждый государственный служащий обязан исполнять регла­мент работы органа, в котором он проходит службу. Регламент — это порядок работы органа. Кроме специальных регламентов, опре­деляющих порядок работы коллегиальных органов и принятия ре­шений в них (Совет Министров, исполкомы, Конституционный Суд), к регламентам относятся правила внутреннего трудового распорядка, которые определяют трудовой распорядок в организа­ции. Государственные служащие обязаны соблюдать регламенты, так как это способствует упорядочению работы органа в целом.

К государственным служащим предъявляют высокие требо­вания морально-этического характера. Деятельность государствен­ного служащего связана с постоянным общением с людьми. Государ­ственный служащий должен обладать высоким образовательным и профессиональным уровнем, быть корректным, воспитанным, культурным, внимательным к людям и их проблемам, иметь со­ответствующий моральный облик. Каждый государственный служащий должен усвоить норму Конституции, закрепленную в статье 2: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государственный служащий служит не только госу­дарству, но и каждому его гражданину, входящему в него, а также любому человеку, обратившемуся к государственному служащему. В законодательстве не установлены служебно-этические нор­мы, за исключением отдельных случаев (в отношении судей, про­курорских работников). Морально-этические нормы в основном определяются обычаями и зависят от общей культуры людей. За их нарушение не установлена юридическая ответственность. Вместе с тем, аморальное поведение служащих не может оставаться без­наказанным и накладывает отпечаток на его служебную карьеру, не способствует профессиональному росту.

Следующей важной обязанностью государственных служащих является выполнение функциональных обязанностей по замещае­мой должности. Государственные служащие должны их испол­нять добросовестно и квалифицированно, точно и в срок, не вы­ходя за рамки предоставленных им полномочий и не сужая их.

В процессе осуществления служебной деятельности государ­ственные служащие проводят в жизнь государственную политику и реализуют государственные интересы. Это является обязанностью государственных служащих, которая прямо не закреплена в норма­тивных актах, но вытекает из самой сущности государственной службы как основного государственного и политического института и назначения государственных служащих. Государственные служа­щие необходимы для реализации государственных функций. Для реализации госу­дарственной политики они наделяются полномочиями, в том числе несут обязанности, выполняют требования руководства. Точное вы­полнение своих обязанностей и подчинение руководителю — главная задача деятельности государственных служащих.

Государственные служащие в процессе своей деятельности прежде всего должны руководствоваться принципом законности и исполнять положения законов и иных подзаконных актов. Эта обязанность — есть принцип работы всех государственных орга­нов и государственных служащих. Поэтому она должна занять главенствующее место в общем перечне обязанностей. Государ­ственные служащие должны исполнять не только законы и под­законные акты, а прежде всего Конституцию. Го­сударственные служащие могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конститу­ции. Однако при неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют ре­шения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Та­ким правом обычно наделяются органы конституционного контро­ля (в Республике Беларусь — Конституционный Суд).

Профессиональные обязанности — это те обязанности, которые возложены на государственного служащего в связи с особенностями его профессиональной деятельности. Они закрепляются в специаль­ных нормативных актах.

Должностные обязанности связаны с занимаемыми государ­ственными служащими должностями и отличаются по каждой должности. Даже у лиц, находящихся на равных должностях в одном органе, они могут быть различны. Они определяются поло­жениями о структурных подразделениях органа, служебными инструкциями, индивидуальными контрактами, приказами и распо­ряжениями руководителя. Однако для некоторых групп государ­ственных служащих, занимающих одинаковые должности, могут быть предусмотрены общие должностные обязанности. Они прежде всего относятся к руководителям (начальникам) органов государ­ственного управления и устанавливаются в Положениях, Дисцип­линарных уставах и т.п.

Разновидностью обязанностей государственных служащих, вы­раженных в форме запретов совершать определенные действия, являются правоограничения. Они не­обходимы для обеспечения четкой работы государственных слу­жащих, предотвращения злоупотребления властью, повышения до­верия к ним граждан. В законодательстве Республики Беларусь ограничения предусмотрены для лиц, связанных со службой в го­сударственном аппарате, и закреплены в статье 12 Закона «Об основах службы в государственном аппарате».

Служащие государственного аппарата не имеют права:

— принимать участие в забастовках;

— выполнять имеющие отношение к службе в государствен­ном аппарате указания и поручения политических партий, общес­твенных объединений и субъектов хозяйствования;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, а также быть поверенными у третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, в котором они находятся на службе;

— принимать вознаграждения, пользоваться услугами и льго­тами в личных целях за оказание гражданам и юридическим ли­цам любого содействия с использованием своего служебного по­ложения;

—выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатно­го совместительства, кроме работы в государственных предприя­тиях, учреждениях, организациях;

—самостоятельно или через посредника принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

— использовать после прекращения службы в государствен­ном аппарате в интересах юридических лиц и граждан в течение срока, определенного законодательством Республики Беларусь, информацию по вопросам, которые являются государственной или иной охраняемой законом тайной;

— в связи с выполнением служебных обязанностей прини­мать подарки, вознаграждения и пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц. Подарки стоимостью свы­ше одной минимальной заработной платы, которые получены от иностранных юридических лиц или граждан, подлежат сдаче го­сударству с последующей реализацией через аукционы и направ­лением полученных средств на благотворительность.

Права государственных служащих делятся на две большие группы. В первую группу включаются права, непосредственно свя­занные с осуществлением ими государственной службы и предос­тавленные им для успешной реализации служебных обязаннос­тей. Вторая группа прав предоставляется государственным слу­жащим для того, чтобы заинтересовать их в эффективном осу­ществлении службы. Они связаны с их материальным обеспече­нием, отдыхом, защитой, чаще носят социально-экономический характер и называются личными. Основные права государствен­ных служащих закреплены в статье 11 ТК.

Права, также как и обязанности, могут быть общими и спе­циальными (профессиональными и должностными). К общим пра­вам относятся следующие:

1. Право на реализацию обязанностей от имени государства. Это право, несмотря на отсутствие его правового закрепления, существует, так как государственные служащие наделены госу­дарственно-властными полномочиями при исполнении своих слу­жебных обязанностей, т.е. они выступают не от своего имени, а от имени государства.

2. Участие в служебных мероприятиях, разработке и приня­тии служебных решений (реализация этих полномочий возможна только в пределах должностных инструкций по занимаемой долж­ности). Это право не закреплено в общем нормативном акте (на­пример, Законах, положениях о прохождении государственной службы), но оно закрепляется в должностных инструкциях и реализуется, ведь без его реализации невозможно добровольное исполнение служебных обязанностей.

3. Государственные служащие имеют право требовать от долж­ностного лица, наделенного правом приема и увольнения, письмен­ного закрепления своих служебных обязанностей и создания надле­жащих условий для их исполнения; запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информа­цию, необходимую для исполнения служебных обязанностей и др. Два последних права нормативно закреплены в статье 11 Закона «Об основах службы в государственном аппарате».

Специальные права предоставлены государственным служа­щим для успешной реализации специальных обязанностей. Спе­циальные профессиональные права предоставлены, в частности, руководителям органов государственного управления, сотрудникам милиции, таможни, министерства по чрезвычайным ситуациям и т.п. в связи с особенностями их административ­но-правового статуса..

Личные права государственных служащих также могут быть общими и специальными. К общим для всех государственных служащих можно отнести следующие (ст. 11 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» и ст. 11 ТК):

— право претендовать на повышение в должности или увели­чение размера заработной платы с учетом квалификации и отно­шения к исполнению служебных обязанностей;

—повышение квалификации по профессии и занимаемой должности;

—знакомиться со своим личным делом и другими материа­лами перед внесением их в личное дело, а также требовать приоб­щения к нему своих объяснений;

—защиту своих экономических и социальных прав, включая право на вступление в профсоюзы;

—оплату труда в соответствии с занимаемой должностью и ка­чеством выполняемой работы, включая должностной оклад, надбав­ки за выслугу лет, напряженность и сложность выполняемых функ­ций, за класс служащего государственного аппарата и др.;

—право на дополнительные льготы в связи с осуществлени­ем государственной службы: получение льготных кредитов для строительства жилья, бесплатное лечение, приобретение со скид­ками путевок для оздоровления, дополнительный отпуск;

—социальное страхование и пенсионное обеспечение в со­ответствии с законодательством;

—право на отставку в установленном законодательством по­рядке и др.

Сотрудникам некоторых органов государственного управления предоставлены дополнительные личные права и гарантии в связи со сложностями и особенностями их профессиональной деятельности, которые призваны заинтересовать их в ее осуществлении. Например, сотрудники милиции имеют право на обязательное государственное страхование и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья, обеспечение жилой площадью не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, постановку телефона в течение года со дня подачи заявления и предоставление детям мест в детских дошколь­ных учреждениях в течение трех месяцев со дня подачи заявления и др. Государственным слу­жащим могут быть предоставлены дополнительные права и льготы в индивидуальном порядке по согласованию с нанимателем, что уста­навливается индивидуальным трудовым договором (контрактом).

Государственные служащие за успехи по службе и добросо­вестное выполнение служебных обязанностей представляются к поощрениям. Поощрение — это важное средство стимулирования эффективной работы государственных служащих. Под ним пони­мается публичное признание заслуг, награждение, оказание обще­ственного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в вы­полнении правовых обязанностей или общественного долга.

Поощрения разнообразны и неоднородны. Они могут быть разделены на две группы: материальные (награждение ценным подарком, выдача денежной премии, повышение в должности, до­срочное присвоение специального звания, чина, класса и т.п.) и моральные (объявление благодарности, награждение орденом, ме­далью, грамотой, присвоение почетных званий, занесение на доску почета и др.). Некоторые поощрения носят комплексный харак­тер, объединяют в себе признаки моральных и материальных средств положительного воздействия, например, присуждение го­сударственной премии, звания лауреата специальной премии или фонда. Моральные поощрения по сравнению с материальными более многообразны и широко применимы.

Для некоторых категорий государственных служащих, имею­щих особенности правого статуса, предусмотрены специфические виды поощрений. Например, виды поощрений, применяемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. К ним могут быть применены такие специфические виды поощрений как снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, награждение личной фотографической карточкой при развернутом знамени органа внутренних дел, учебного заведения, сообщение родителям или по прежнему месту работы (учебы) об образцовой службе и о получен­ных поощрениях, награждение нагрудным знаком органов внутрен­них дел, досрочное присвоение очередного специального звания и др.

Поощрения применяются в каждом случае индивидуально, по решению администрации с учетом личного вклада служащего в решение общих задач государственной службы. Однако по­ощрение, являясь положительной оценкой работы государствен­ного служащего, вряд ли может быть признано принадлежащим ему правом. Скорее это право, предоставленное руководителю (администрации) организации на применение мер поощрения к подчиненным. Вместе с тем, основания и порядок применение поощрений имеют строго правовую основу, не носят произволь­ного характера. Поощрения могут применяться только уполномо­ченными должностными лицами при наличии оснований, в уста­новленном законодательством порядке. Им предоставлено право на применение лишь видов поощрений, предусмотренных норма­тивными актами и в пределах предоставленной им компетенции.

Государственные служащие могут привлекаться ко всем видам юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной. За совершение уголовных преступлений и административ­ных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уго­ловной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (УК и КоАП) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права.

Материальная ответственность государственных служащих наступает за нанесение ими имущественного ущерба органам государственного управления при исполнении служебных обязанностей. Она реализуется путем возмещения причиненного имущественного ущерба в добровольном или судебном порядке на основании решения суда. Нормативно-правовой базой, регламентирующей этот вид юридической ответственности государственных служащих, являются нормы трудового законодательства.

Особенности или специфические черты дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций; основанием является, как правило, дисциплинарный (долж­ностной) проступок; конкретный перечень оснований дисципли­нарных правонарушений не установлен (исключение составляют составы хищения и прогула); ее субъектом является член трудово­го коллектива, к которому предъявляются требования по соблюде­нию трудовой дисциплины (при этом понятие трудовой дисципли­ны и трудовых обязанностей отличается в разных организациях и по различным должностям); применяются особые дисциплинар­ные взыскания, в том числе морально-правового характера (заме­чание, выговор, лишение нагрудного значка и т.п.); индивидуали­зированный, а не только персонифицированный характер применя­емых санкций (к каждой из групп лиц — военнослужащие, прокуроры, служащие государственного аппарата и др. — применяются индивидуальные санкции в особом порядке по своим основаниям); дисциплинарная ответственность применяется в порядке служеб­ного подчинения, во внесудебном порядке.

Основанием дисциплинарной ответственности является дис­циплинарный (должностной) проступок — вредное, антиобществен­ное, виновное, противоправное деяние, совершенное членом устой­чивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей и пра­вил (невыполнение, ненадлежащее выполнение, упущения по служ­бе, нарушение служебной дисциплины), связанных с пребыванием его в данном коллективе. Нарушаемые правила и обязанности за­креплены в Трудовом кодексе, Законах, Уставах, Положениях, Правилах внутреннего трудового распорядка, индивидуальном контракте, приказе (распоряжении) руководителя. За один дисцип­линарный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание. При этом учитывается его тяжесть, обстоятельства совершения, предшествующая работа и поведение служащего. Решение о при­влечении к дисциплинарной ответственности выносится в пись­менном виде (приказе руководителя), объявляется под расписку, не заносится в трудовую книжку.

Для отдельных категорий государственных служащих (сотруд­ников МВД, КГБ, военнослужащих, работников органов транспор­та, прокуратуры) дисциплинарная ответственность устанавлива­ется, в том числе, за нарушения, не связанные с исполнением служебных обязанностей и нарушением трудовой дисциплины, а в связи с особым характером службы — также за административ­ные и аморальные проступки.

Дисциплинарная ответственность различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Согласно этому кри­терию она может быть общей (регламентируется Трудовым кодек­сом и Правилами внутреннего трудового распорядка) — распростра­няется на всех служащих, за исключением тех, для которых введена специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность может быть специальной. Она распространяется только на особых субъектов. Правом ее применения наделены осо­бые должностные лица. Она регламентируется специальными нор­мативными актами, имеет особый порядок и сроки применения, специальные меры дисциплинарных взысканий.

Специальная ответственность в свою очередь делится на ответ­ственность государственных служащих, осуществляющих управ­ленческие функции; ответственность по уставам о дисциплине; ответ­ственность судей, прокуроров, следователей по специальным положе­ниям; ответственность учащихся, студентов за нарушения учебной дисциплины и правил общежития; ответственность лиц, занятых в во­инской внутренней и военизированной службах; ответственность лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. На некоторых государственных служащих могут налагаться меры как общей, так и специальной дисциплинарной ответствен­ности. К ним, в частности, относятся служащие государственного аппарата и судьи. Таким образом, специальными нормативными актами пре­дусмотрены специальные виды дисциплинарной ответственности, ее основания, особый порядок применения.


 

31. Охарактеризуйте порядок поступления на государственную службу. Раскройте порядок зачисления (приема) на государственную службу, процедуру конкурса, порядок назначения на должность.

В основе поступления на государственную службу лежит прин­цип равенства всех перед законом (ст. 22 Конституции). В полном соответствии с этой конституционной нормой статья 39 Консти­туции провозглашает принцип равного доступа граждан к любым должностям в государственных органах Республики Беларусь в соответствии со своими способностями и профессиональной под­готовкой. Вместе с тем, из этого правила есть исключения, кото­рые не противоречат ему, а наоборот, подтверждают его значи­мость, поскольку государственная служба строится и на других связанных с ним принципах. Устанавливаемые ограничения для занятия должностей государственной службы связаны с предъяв­лением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых при формировании государственной службы — привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, професси­ональные и моральные качества претендентов.

Поступление на государственную службу сопряжено с нали­чием правовых оснований, соблюдением определенных условий, требований и организационно-правовых способов замещения долж­ностей.

Условия поступления на государственную службу — это те фактические обстоятельства, с наличием которых законодатель­ство связывает возникновение государственно-служебных отноше­ний, а у гражданина возникает право на занятие конкретной должности. В законодательстве условия закрепляются как требо­вания. Условия делятся на объективные, предъявляемые к любым должностям и не зависящие от особенностей конкретной должности или личности: наличие предприятия (учреждения, организа­ции), структурной единицы и должности, наличие вакансии по должности, соблюдение иных общих требований законодательства при поступлении на должность; субъективные — связанные с осо­бенностями поступления в отдельные сферы деятельности госу­дарства, конкретные должности или выдвигаемые конкретным пре­тендентом на занятие должности или нанимателем. Субъективные условия делятся на общие и специальные.

Субъективные общие условия устанавливаются для всех лиц, поступающих на службу в особые сферы деятельности государства или на особые должности (руководители, специалисты и т.д.). Эти условия определяются правовыми актами с учетом:

—особенностей правового статуса государственного орга­на (орган представительной, исполнительной, судебной ветви власти);

—особенностей сфер и отраслей, к которым органы относят­ся (органы МВД, таможни, прокуратуры, образования, медицины, торговли);

—особенностей должности, на которую принимается лицо в зависимости от их категорий (видов) (руководитель, специалист, технический исполнитель).

Для служащих государственного аппарата субъективные общие условия установлены в статьях 7, 9 и 15 Закона, а также Положе­нием «О порядке и условиях заключения контрактов со служа­щими государственного аппарата». Эти условия прямо не за­креплены в указанных правовых нормах, а следуют из их анализа. Так, статья 7 устанавливает, что право на службу в государственном аппарате имеют граждане Республики Беларусь, таким обра­зом, основное требование для занятия должности служащего го­сударственного аппарата есть наличие гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут привлекаться для работы в государственном аппарате в качестве консультантов и экспер­тов (ч. 2 ст. 7 Закона).

В Статье 9 Закона предусмотрены условия, при наличии ко­торых лица не имеют права занимать должности в государствен­ном аппарате: несоответствие их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, ограничение дееспособности ли­ца либо признание его недееспособным по решению суда, запрет суда на занятие должности в государственном аппарате, наличие заболевания, препятствующего выполнению служебных обязан­ностей, наличие судимости, состояние в близком родстве или свойстве с лицами, с которыми кандидат на государственную службу будет состоять в отношениях непосредственной подчи­ненности (подконтрольности) в случае поступления на государ­ственную службу.

Для лиц, замещающих должности в государственном аппара­те путем назначения, условием поступления является заключение контракта (ч. 2 ст. 15 Закона). Однако согласно пункту 5 Положе­ния «О порядке и условиях заклю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.40 (0.02 с.)