Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сформулируйте понятие «государственный служащий». Назовите виды государственных служащих по различным основаниям. Сформулируйте понятие «государственная должность».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственный служащий — это лицо, работающее на благо государства в государственных организациях, предприятиях, учреждениях, занимающий в них определенную должность с соответствующей частью" компетенции, получающий за свой труд установленную государством заработную плату. Существуют разные виды государственных служащих. Их можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от видов государственной деятельности служащие могут быть отнесены к государственным служащим органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры. Служащие органов исполнительной власти, в свою" очередь, делятся на служащих административно-политической, социально-культурной сфер, сферы экономики. В зависимости от характера полномочий и осуществляемых функций государственные служащие делятся на должностных_ лиц, представителей административной власти, функциональных работников (специалистов), вспомогательный персонал. Должностные лица — это государственные служащие, совершающие в пределах своих полномочий действия, влекущие юридические последствия, а также обладающие правом приема и увольнения с работы и руководства подчиненными им государственными служащими (руководители государственных органов — министр, ректор, директор и руководители структурных подразделений — начальники отделов, служб). Представители административной власти — государственные служащие, наделенные государственно-властными полномочиями в отношении организационно не подчиненных им по службе лиц — третьих лиц (инспекторы, милиционеры). Некоторые должностные лица могут быть одновременно и представителями административной власти (например, начальник органа внутренних дел, начальник государственной налоговой инспекции). Функциональные работники (специалисты) — это государственные служащие, которые непосредственно участвуют в решении задач, стоящих перед государственной организацией, выполняют работу, определяющую необходимость существования данной организации, являются исполнителями и непосредственно людьми не управляют (экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры, учителя, врачи). Среди специалистов выделяются ответственные специалисты, которые наряду с осуществлением своих специальных функций разрабатывают управленческие решения, после их одобрения руководителем становящиеся обязательными для исполнения другими лицами (главный инженер). Вспомогательный персонал осуществляет деятельность, которая напрямую не сопряжена с главным назначением организации, а необходима для обеспечения деятельности других государственных служащих данной организации (делопроизводители, машинистки, секретари, кассиры, вахтеры, слесари). В науке предлагается иное деление государственных служащих. Например, В.Е. Чиркин1 классифицирует государственных служащих на администраторов, профессионалов, исполнителей, высших технических служащих, канцелярских работников (клерков), субклерков и обслуживающий персонал. Администраторы занимают самое высокое положение среди выделенных им групп государственных служащих и наделены самым широким объемом распорядительных полномочий (заместители министров, главы департаментов, отделов, управлений). Профессионалы (экономисты, юристы) обладают признаками ответственных специалистов предыдущей классификации. Исполнители и высшие технические служащие призваны реализовывать порученные им задания. Некоторые из них могут возглавлять структурные подразделения общего назначения в органах государственного управления (начальник канцелярии). Субклерки и обслуживающий персонал — это технические работники. Квалификационным справочником должностей государственных служащих (постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите № 96 от 21 декабря 1993 г.; постановление Министерства труда № 25 от 28 марта 1996 г.1) закреплено деление служащих государственного аппарата по характеру труда на руководителей структурных подразделений государственного аппарата и специалистов (помощники руководителя, советники, консультанты, главные и ведущие специалисты, специалисты 1-й, 2-й категории, специалисты без категории, представитель государства в субъектах хозяйствования с государственной долей собственности). Государственная должность- установленная компетентным гос органом структурная единица, наделённая функциями и задачами государственного органа.
Охарактеризуйте правовое положение государственных служащих: права и обязанности государственных служащих. Раскройте ограничения, связанные с государственной службой, ответственность государственных служащих. Совокупность множества прав и обязанностей представляют основной элемент структуры его правового статуса среди других его элементов, таких, как задачи, функции по замещаемой должности, правовые формы деятельности и др. Служебные права и обязанности предоставлены для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Подобные права и обязанности многообразны, и их можно разделить на общие, присущие всем государственным служащим, и специальные, связанные с особенностями службы в том или ином органе (милиции, таможне и т.п.) — так называемые профессиональные права и обязанности, или связанные со спецификой занимаемой должности (руководитель, бухгалтер, юрисконсульт и др.) — так называемые должностные. Государственные служащие призваны осуществлять свою деятельность в интересах государства. Для этого они в первую очередь наделяются обязанностями. Для эффективной реализации обязанностей им предоставляются права. Поэтому можно констатировать, что права государственных служащих производны от их обязанностей, а обязанности являются первичными по отношению к правам. Государственный служащий обязан добросовестно выполнять все обязанности, законные предписания по замещаемой должности, а также нести ограничения в связи с государственной службой. Выполнение требований законодательства о правоограничениях государственного служащего также обязательно, как и несение обязанностей. Поэтому правомерно их включение некоторыми учеными в разновидность обязанностей государственных служащих. Общие обязанности государственных служащих носят универсальный характер. Общие для всех государственных служащих обязанности не нашли своего правового закрепления в едином, специально изданном для государственных служащих, нормативном акте, а устанавливаются Трудовым кодексом (ст. 53) и являются обязательными для всех работников, в том числе любых государственных служащих. Общие обязанности могут устанавливаться также специальным законодательством одновременно со специальными профессиональными обязанностями с учетом особенностей службы. Примером могут служить нормы статьи 10 Закона «Об основах службы в государственном аппарате». К обязанностям служащих государственного аппарата, в частности, относятся следующие: —выполнение функциональных обязанностей в пределах полномочий, предоставленных им актами законодательства Республики Беларусь; —исполнение действующих законов и иных подзаконных актов; —выполнение приказов и распоряжений руководителей, изданных в пределах их компетенции; —соблюдение установленного в государственном органе служебного регламента; —своевременное и объективное рассмотрение обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций; —сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, в том числе и после прекращения службы в государственном аппарате; —сохранение в тайне получаемых при исполнении служебных обязанностей сведений, затрагивающих личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требование от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом; —поддержание квалификации, достаточной для эффективного исполнения служебных обязанностей; —соблюдение норм служебной этики; — отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству Республики Беларусь. Практически все из перечисленных обязанностей закрепляются в специальном законодательстве, но с учетом специфики места службы (органы милиции, суда, прокуратуры). Остановимся на некоторых из общих обязанностей более подробно. В связи с требованием обязательного исполнения государственными служащими приказов (распоряжений) руководителей встает проблема пределов их обязательности. В законодательстве четко определено условие обязательности указанных требований — их издание в пределах компетенции. Это означает также, что указания руководителя не должны противоречить законодательству. При издании руководителем распоряжения, выходящего за рамки компетенции, государственный служащий имеет право отказаться от его исполнения, а при издании незаконного распоряжения — обязан это сделать (отказаться). Четкая классификация приказов (распоряжений) руководителя позволяет также определить степень их обязательности и способствовать их корректировке в ходе исполнения. Все предписания руководителя — есть акты государственного управления. По форме выражения они могут быть устными и письменными. Устные распоряжения — наиболее распространенная форма работы, которая позволяет эффективно осуществлять государственное управление. При даче устного распоряжения подчиненный имеет возможность уточнить его, скорректировать, предложить свой вариант решения конкретного вопроса, привести доводы в обоснование своего мнения, отказаться от исполнения. За исполнение устного незаконного распоряжения руководителя личную ответственность несет подчиненный. Письменная форма распоряжения имеет две разновидности: простую и квалифицированную. Простая письменная форма должна иметь как минимум два признака: из ее содержания должна усматриваться суть принятого решения и должна быть завизирована лицом, являющимся прямым начальником по отношению к исполняющему. Квалифицированная письменная форма властных предписаний охватывает разнообразные нормативные и ненормативные акты, издаваемые, как правило, от имени соответствующего государственного органа. К таким актам относятся: приказы, распоряжения, правила, инструкции, технологические схемы и др. Отличительной особенностью таких документов является наличие процедуры их подготовки, принятия и доведения до сведения непосредственных исполнителей. Отказ от исполнения письменных указаний руководителя должен быть выражен также в письменной форме. Важное требование — сохранение государственным служащим государственной и иной охраняемой законом тайны, которые согласно Закону «О государственных секретах» от 29 ноября 1994 г., являются видами государственных секретов. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, утвержден Письмом Президента Республики Беларусь № 129 от 3 марта 1999 г. Сведения, составляющие служебную тайну, как правило, имеют характер отдельных данных, входящих в состав сведений, являющихся государственной тайной, и не раскрывают ее в целом. При этом в каждом органе государственного управления утверждается перечень сведений, составляющих служебную тайну, и специальная инструкция о порядке ведения секретного делопроизводства. Лица, имеющие доступ к документам, содержащим сведения, составляющие государственную и служебную тайны, дают специальную подписку по установленной форме об их неразглашении не только во время службы, но и после ее окончания. Каждый государственный служащий обязан исполнять регламент работы органа, в котором он проходит службу. Регламент — это порядок работы органа. Кроме специальных регламентов, определяющих порядок работы коллегиальных органов и принятия решений в них (Совет Министров, исполкомы, Конституционный Суд), к регламентам относятся правила внутреннего трудового распорядка, которые определяют трудовой распорядок в организации. Государственные служащие обязаны соблюдать регламенты, так как это способствует упорядочению работы органа в целом. К государственным служащим предъявляют высокие требования морально-этического характера. Деятельность государственного служащего связана с постоянным общением с людьми. Государственный служащий должен обладать высоким образовательным и профессиональным уровнем, быть корректным, воспитанным, культурным, внимательным к людям и их проблемам, иметь соответствующий моральный облик. Каждый государственный служащий должен усвоить норму Конституции, закрепленную в статье 2: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государственный служащий служит не только государству, но и каждому его гражданину, входящему в него, а также любому человеку, обратившемуся к государственному служащему. В законодательстве не установлены служебно-этические нормы, за исключением отдельных случаев (в отношении судей, прокурорских работников). Морально-этические нормы в основном определяются обычаями и зависят от общей культуры людей. За их нарушение не установлена юридическая ответственность. Вместе с тем, аморальное поведение служащих не может оставаться безнаказанным и накладывает отпечаток на его служебную карьеру, не способствует профессиональному росту. Следующей важной обязанностью государственных служащих является выполнение функциональных обязанностей по замещаемой должности. Государственные служащие должны их исполнять добросовестно и квалифицированно, точно и в срок, не выходя за рамки предоставленных им полномочий и не сужая их. В процессе осуществления служебной деятельности государственные служащие проводят в жизнь государственную политику и реализуют государственные интересы. Это является обязанностью государственных служащих, которая прямо не закреплена в нормативных актах, но вытекает из самой сущности государственной службы как основного государственного и политического института и назначения государственных служащих. Государственные служащие необходимы для реализации государственных функций. Для реализации государственной политики они наделяются полномочиями, в том числе несут обязанности, выполняют требования руководства. Точное выполнение своих обязанностей и подчинение руководителю — главная задача деятельности государственных служащих. Государственные служащие в процессе своей деятельности прежде всего должны руководствоваться принципом законности и исполнять положения законов и иных подзаконных актов. Эта обязанность — есть принцип работы всех государственных органов и государственных служащих. Поэтому она должна занять главенствующее место в общем перечне обязанностей. Государственные служащие должны исполнять не только законы и подзаконные акты, а прежде всего Конституцию. Государственные служащие могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конституции. Однако при неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь — Конституционный Суд). Профессиональные обязанности — это те обязанности, которые возложены на государственного служащего в связи с особенностями его профессиональной деятельности. Они закрепляются в специальных нормативных актах. Должностные обязанности связаны с занимаемыми государственными служащими должностями и отличаются по каждой должности. Даже у лиц, находящихся на равных должностях в одном органе, они могут быть различны. Они определяются положениями о структурных подразделениях органа, служебными инструкциями, индивидуальными контрактами, приказами и распоряжениями руководителя. Однако для некоторых групп государственных служащих, занимающих одинаковые должности, могут быть предусмотрены общие должностные обязанности. Они прежде всего относятся к руководителям (начальникам) органов государственного управления и устанавливаются в Положениях, Дисциплинарных уставах и т.п. Разновидностью обязанностей государственных служащих, выраженных в форме запретов совершать определенные действия, являются правоограничения. Они необходимы для обеспечения четкой работы государственных служащих, предотвращения злоупотребления властью, повышения доверия к ним граждан. В законодательстве Республики Беларусь ограничения предусмотрены для лиц, связанных со службой в государственном аппарате, и закреплены в статье 12 Закона «Об основах службы в государственном аппарате». Служащие государственного аппарата не имеют права: — принимать участие в забастовках; — выполнять имеющие отношение к службе в государственном аппарате указания и поручения политических партий, общественных объединений и субъектов хозяйствования; — заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников, а также быть поверенными у третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, в котором они находятся на службе; — принимать вознаграждения, пользоваться услугами и льготами в личных целях за оказание гражданам и юридическим лицам любого содействия с использованием своего служебного положения; —выполнять иную оплачиваемую работу на условиях штатного совместительства, кроме работы в государственных предприятиях, учреждениях, организациях; —самостоятельно или через посредника принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; — использовать после прекращения службы в государственном аппарате в интересах юридических лиц и граждан в течение срока, определенного законодательством Республики Беларусь, информацию по вопросам, которые являются государственной или иной охраняемой законом тайной; — в связи с выполнением служебных обязанностей принимать подарки, вознаграждения и пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц. Подарки стоимостью свыше одной минимальной заработной платы, которые получены от иностранных юридических лиц или граждан, подлежат сдаче государству с последующей реализацией через аукционы и направлением полученных средств на благотворительность. Права государственных служащих делятся на две большие группы. В первую группу включаются права, непосредственно связанные с осуществлением ими государственной службы и предоставленные им для успешной реализации служебных обязанностей. Вторая группа прав предоставляется государственным служащим для того, чтобы заинтересовать их в эффективном осуществлении службы. Они связаны с их материальным обеспечением, отдыхом, защитой, чаще носят социально-экономический характер и называются личными. Основные права государственных служащих закреплены в статье 11 ТК. Права, также как и обязанности, могут быть общими и специальными (профессиональными и должностными). К общим правам относятся следующие: 1. Право на реализацию обязанностей от имени государства. Это право, несмотря на отсутствие его правового закрепления, существует, так как государственные служащие наделены государственно-властными полномочиями при исполнении своих служебных обязанностей, т.е. они выступают не от своего имени, а от имени государства. 2. Участие в служебных мероприятиях, разработке и принятии служебных решений (реализация этих полномочий возможна только в пределах должностных инструкций по занимаемой должности). Это право не закреплено в общем нормативном акте (например, Законах, положениях о прохождении государственной службы), но оно закрепляется в должностных инструкциях и реализуется, ведь без его реализации невозможно добровольное исполнение служебных обязанностей. 3. Государственные служащие имеют право требовать от должностного лица, наделенного правом приема и увольнения, письменного закрепления своих служебных обязанностей и создания надлежащих условий для их исполнения; запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей и др. Два последних права нормативно закреплены в статье 11 Закона «Об основах службы в государственном аппарате». Специальные права предоставлены государственным служащим для успешной реализации специальных обязанностей. Специальные профессиональные права предоставлены, в частности, руководителям органов государственного управления, сотрудникам милиции, таможни, министерства по чрезвычайным ситуациям и т.п. в связи с особенностями их административно-правового статуса.. Личные права государственных служащих также могут быть общими и специальными. К общим для всех государственных служащих можно отнести следующие (ст. 11 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» и ст. 11 ТК): — право претендовать на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей; —повышение квалификации по профессии и занимаемой должности; —знакомиться со своим личным делом и другими материалами перед внесением их в личное дело, а также требовать приобщения к нему своих объяснений; —защиту своих экономических и социальных прав, включая право на вступление в профсоюзы; —оплату труда в соответствии с занимаемой должностью и качеством выполняемой работы, включая должностной оклад, надбавки за выслугу лет, напряженность и сложность выполняемых функций, за класс служащего государственного аппарата и др.; —право на дополнительные льготы в связи с осуществлением государственной службы: получение льготных кредитов для строительства жилья, бесплатное лечение, приобретение со скидками путевок для оздоровления, дополнительный отпуск; —социальное страхование и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством; —право на отставку в установленном законодательством порядке и др. Сотрудникам некоторых органов государственного управления предоставлены дополнительные личные права и гарантии в связи со сложностями и особенностями их профессиональной деятельности, которые призваны заинтересовать их в ее осуществлении. Например, сотрудники милиции имеют право на обязательное государственное страхование и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья, обеспечение жилой площадью не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, постановку телефона в течение года со дня подачи заявления и предоставление детям мест в детских дошкольных учреждениях в течение трех месяцев со дня подачи заявления и др. Государственным служащим могут быть предоставлены дополнительные права и льготы в индивидуальном порядке по согласованию с нанимателем, что устанавливается индивидуальным трудовым договором (контрактом). Государственные служащие за успехи по службе и добросовестное выполнение служебных обязанностей представляются к поощрениям. Поощрение — это важное средство стимулирования эффективной работы государственных служащих. Под ним понимается публичное признание заслуг, награждение, оказание общественного почета лицу в связи с достигнутыми успехами в выполнении правовых обязанностей или общественного долга. Поощрения разнообразны и неоднородны. Они могут быть разделены на две группы: материальные (награждение ценным подарком, выдача денежной премии, повышение в должности, досрочное присвоение специального звания, чина, класса и т.п.) и моральные (объявление благодарности, награждение орденом, медалью, грамотой, присвоение почетных званий, занесение на доску почета и др.). Некоторые поощрения носят комплексный характер, объединяют в себе признаки моральных и материальных средств положительного воздействия, например, присуждение государственной премии, звания лауреата специальной премии или фонда. Моральные поощрения по сравнению с материальными более многообразны и широко применимы. Для некоторых категорий государственных служащих, имеющих особенности правого статуса, предусмотрены специфические виды поощрений. Например, виды поощрений, применяемых в отношении сотрудников органов внутренних дел. К ним могут быть применены такие специфические виды поощрений как снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания, награждение личной фотографической карточкой при развернутом знамени органа внутренних дел, учебного заведения, сообщение родителям или по прежнему месту работы (учебы) об образцовой службе и о полученных поощрениях, награждение нагрудным знаком органов внутренних дел, досрочное присвоение очередного специального звания и др. Поощрения применяются в каждом случае индивидуально, по решению администрации с учетом личного вклада служащего в решение общих задач государственной службы. Однако поощрение, являясь положительной оценкой работы государственного служащего, вряд ли может быть признано принадлежащим ему правом. Скорее это право, предоставленное руководителю (администрации) организации на применение мер поощрения к подчиненным. Вместе с тем, основания и порядок применение поощрений имеют строго правовую основу, не носят произвольного характера. Поощрения могут применяться только уполномоченными должностными лицами при наличии оснований, в установленном законодательством порядке. Им предоставлено право на применение лишь видов поощрений, предусмотренных нормативными актами и в пределах предоставленной им компетенции. Государственные служащие могут привлекаться ко всем видам юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной. За совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих кодексов (УК и КоАП) в порядке, предусмотренном нормами процессуального уголовного или административного права. Материальная ответственность государственных служащих наступает за нанесение ими имущественного ущерба органам государственного управления при исполнении служебных обязанностей. Она реализуется путем возмещения причиненного имущественного ущерба в добровольном или судебном порядке на основании решения суда. Нормативно-правовой базой, регламентирующей этот вид юридической ответственности государственных служащих, являются нормы трудового законодательства. Особенности или специфические черты дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере трудовых отношений субъекта и связана с выполнением им служебных функций; основанием является, как правило, дисциплинарный (должностной) проступок; конкретный перечень оснований дисциплинарных правонарушений не установлен (исключение составляют составы хищения и прогула); ее субъектом является член трудового коллектива, к которому предъявляются требования по соблюдению трудовой дисциплины (при этом понятие трудовой дисциплины и трудовых обязанностей отличается в разных организациях и по различным должностям); применяются особые дисциплинарные взыскания, в том числе морально-правового характера (замечание, выговор, лишение нагрудного значка и т.п.); индивидуализированный, а не только персонифицированный характер применяемых санкций (к каждой из групп лиц — военнослужащие, прокуроры, служащие государственного аппарата и др. — применяются индивидуальные санкции в особом порядке по своим основаниям); дисциплинарная ответственность применяется в порядке служебного подчинения, во внесудебном порядке. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок — вредное, антиобщественное, виновное, противоправное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей и правил (невыполнение, ненадлежащее выполнение, упущения по службе, нарушение служебной дисциплины), связанных с пребыванием его в данном коллективе. Нарушаемые правила и обязанности закреплены в Трудовом кодексе, Законах, Уставах, Положениях, Правилах внутреннего трудового распорядка, индивидуальном контракте, приказе (распоряжении) руководителя. За один дисциплинарный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание. При этом учитывается его тяжесть, обстоятельства совершения, предшествующая работа и поведение служащего. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности выносится в письменном виде (приказе руководителя), объявляется под расписку, не заносится в трудовую книжку. Для отдельных категорий государственных служащих (сотрудников МВД, КГБ, военнослужащих, работников органов транспорта, прокуратуры) дисциплинарная ответственность устанавливается, в том числе, за нарушения, не связанные с исполнением служебных обязанностей и нарушением трудовой дисциплины, а в связи с особым характером службы — также за административные и аморальные проступки. Дисциплинарная ответственность различается по субъектному составу и источнику правового регулирования. Согласно этому критерию она может быть общей (регламентируется Трудовым кодексом и Правилами внутреннего трудового распорядка) — распространяется на всех служащих, за исключением тех, для которых введена специальная дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность может быть специальной. Она распространяется только на особых субъектов. Правом ее применения наделены особые должностные лица. Она регламентируется специальными нормативными актами, имеет особый порядок и сроки применения, специальные меры дисциплинарных взысканий. Специальная ответственность в свою очередь делится на ответственность государственных служащих, осуществляющих управленческие функции; ответственность по уставам о дисциплине; ответственность судей, прокуроров, следователей по специальным положениям; ответственность учащихся, студентов за нарушения учебной дисциплины и правил общежития; ответственность лиц, занятых в воинской внутренней и военизированной службах; ответственность лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. На некоторых государственных служащих могут налагаться меры как общей, так и специальной дисциплинарной ответственности. К ним, в частности, относятся служащие государственного аппарата и судьи. Таким образом, специальными нормативными актами предусмотрены специальные виды дисциплинарной ответственности, ее основания, особый порядок применения.
31. Охарактеризуйте порядок поступления на государственную службу. Раскройте порядок зачисления (приема) на государственную службу, процедуру конкурса, порядок назначения на должность. В основе поступления на государственную службу лежит принцип равенства всех перед законом (ст. 22 Конституции). В полном соответствии с этой конституционной нормой статья 39 Конституции провозглашает принцип равного доступа граждан к любым должностям в государственных органах Республики Беларусь в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Вместе с тем, из этого правила есть исключения, которые не противоречат ему, а наоборот, подтверждают его значимость, поскольку государственная служба строится и на других связанных с ним принципах. Устанавливаемые ограничения для занятия должностей государственной службы связаны с предъявлением особых, повышенных, требований к ней. Таким образом, один из основных принципов, применяемых при формировании государственной службы — привлечение на нее наиболее достойных. Главными критериями отбора являются деловые, профессиональные и моральные качества претендентов. Поступление на государственную службу сопряжено с наличием правовых оснований, соблюдением определенных условий, требований и организационно-правовых способов замещения должностей. Условия поступления на государственную службу — это те фактические обстоятельства, с наличием которых законодательство связывает возникновение государственно-служебных отношений, а у гражданина возникает право на занятие конкретной должности. В законодательстве условия закрепляются как требования. Условия делятся на объективные, предъявляемые к любым должностям и не зависящие от особенностей конкретной должности или личности: наличие предприятия (учреждения, организации), структурной единицы и должности, наличие вакансии по должности, соблюдение иных общих требований законодательства при поступлении на должность; субъективные — связанные с особенностями поступления в отдельные сферы деятельности государства, конкретные должности или выдвигаемые конкретным претендентом на занятие должности или нанимателем. Субъективные условия делятся на общие и специальные. Субъективные общие условия устанавливаются для всех лиц, поступающих на службу в особые сферы деятельности государства или на особые должности (руководители, специалисты и т.д.). Эти условия определяются правовыми актами с учетом: —особенностей правового статуса государственного органа (орган представительной, исполнительной, судебной ветви власти); —особенностей сфер и отраслей, к которым органы относятся (органы МВД, таможни, прокуратуры, образования, медицины, торговли); —особенностей должности, на которую принимается лицо в зависимости от их категорий (видов) (руководитель, специалист, технический исполнитель). Для служащих государственного аппарата субъективные общие условия установлены в статьях 7, 9 и 15 Закона, а также Положением «О порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата». Эти условия прямо не закреплены в указанных правовых нормах, а следуют из их анализа. Так, статья 7 устанавливает, что право на службу в государственном аппарате имеют граждане Республики Беларусь, таким образом, основное требование для занятия должности служащего государственного аппарата есть наличие гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства могут привлекаться для работы в государственном аппарате в качестве консультантов и экспертов (ч. 2 ст. 7 Закона). В Статье 9 Закона предусмотрены условия, при наличии которых лица не имеют права занимать должности в государственном аппарате: несоответствие их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, ограничение дееспособности лица либо признание его недееспособным по решению суда, запрет суда на занятие должности в государственном аппарате, наличие заболевания, препятствующего выполнению служебных обязанностей, наличие судимости, состояние в близком родстве или свойстве с лицами, с которыми кандидат на государственную службу будет состоять в отношениях непосредственной подчиненности (подконтрольности) в случае поступления на государственную службу. Для лиц, замещающих должности в государственном аппарате путем назначения, условием поступления является заключение контракта (ч. 2 ст. 15 Закона). Однако согласно пункту 5 Положения «О порядке и условиях заклю
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.40 (0.02 с.) |