Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сформулируйте понятие «правовое регулирование». Назовите особенности административно-правового регулирования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовое регулирование - осуществляемое при помощи особой системы правовых средств, упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования: 1) свойственно только праву, то есть специфично; 2) является государственным регулятором; 3) осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемых механизмом правовой регуляции. Объект - то, на что направлено действие субъекта. Предмет и метод правового регулирования являются критерием разграничивающим права на отрасли. Метод правового регулирования - совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений. Метод автономии (координации, диспозитивный метод) предполагает равноправие участников правоотношений, допускает значительную самостоятельность субъектов. Авторитарный метод (субординации, императивный метод) предполагает наделение одной стороны властными полномочиями по отношению к другой. Поощрительный метод при помощи различных поощрительных норм создает для их адресатов определенные благоприятные юридические последствия. Рекомендательный метод заключается в формулировании в соответствующих нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Предмет правового регулирования - это наиболее важные виды общественных отношений, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования, образно выражаясь, порождает отрасли права. Например: - имущественные и тесно связанные с ними личные неимущественные отношения, составляющие предмет гражданского права, метод - диспозитивный; - общественные отношения в сфере исполнительно - распорядительной деятельности, составляющие предмет административного права, метод императивный; - отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а так же отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства - предмет уголовного права, метод охранительный. Эти общественные отношения и будут составлять предмет правового регулирования: 1) имущественные отношения (по обмену ценностями); 2) управленческие; 3) обеспечение защиты общественного порядка. Административное право, как и любая другая отрасль права Республики Беларусь, характеризуется особенностями правового регулирования. Таких отличительных особенностей существует немало, и все они определяются рядом обстоятельств: характером регулируемых общественных отношений, самих участников отношений и взаимосвязей между ними, основаниями возникновения отношений. Между тем следует заметить, что рассматриваемые особенности имеют в значительной мере условный, относительный характер. Вряд ли могут быть чисто отраслевые специфические черты правового регулирования. Здесь больше общего, чем особенного. И все же можно назвать некоторые особенности правового регулирования управленческих общественных отношений: 1) регулирование преимущественно в процессе осуществления государственного управления; 2) регулирование с использованием особых (в определенной мере) методов; 3) оперативность в регулировании; 4) регулирование нормами различного уровня. Специальным органом для создания норм права является Национальное собрание Республики Беларусь. Однако характер работы, а также другие особенности не позволяют ему урегулировать все управленческие отношения. Поэтому существует управленческое нормотворчество. В сфере управленческих отношений оно преобладает над законодательством. Более того, законодательные нормы, как правило, представляют собой наиболее общие правила поведения, не имеющие в основном прямого действия. В процессе управленческого нормотворчества они конкретизируются, определяется порядок их применения, механизм проведения в жизнь. Преобладающим в правовой науке является мнение о наличии в каждой отрасли своего собственного метода правового регулирования. Методы вместе с предметом наиболее четко и рельефно отражают специфику отрасли права, в том числе и административного. Под методом понимается способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. Административное право использует в качестве способов правового регулирования предписания, запреты, дозволения, рекомендации. Предписания представляют собой возложение безусловной юридической обязанности совершать определенные действия, при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой. Так, в статье 2 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь закреплено, что паспорт обязан иметь каждый гражданин Республики Беларусь, достигший 16-летнего возраста; а в пункте 3.1 статьи 3 Правил дорожного движения отмечается: «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе: документы, которые подтверждают право управления транс Много предписаний содержит Закон о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах. Например, в части 5 статьи 7 записано, что Совет Министров «руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских органов государственного управления по обеспечению правопорядка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью»., Запреты — это возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой. Например, Положением о паспорте гражданина Республики Беларусь (ст. 23) запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также прием и передача паспорта в залог; в Правилах дорожного движения (п. 3.4 ст. 3) записано: «Водителю запрещается управлять транспортным средством в случае нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств, психотропных либо токсических веществ, а также использовать их после дорожно-транспортного происшествия до проверки в установленном порядке». В Законе о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах (ч. 2 ст. 3) читаем: «Не допускается осуществление Советом Министров Республики Беларусь полномочий, предоставленных законодательством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам, которые не входят в систему исполнительной власти, за исключением случаев, когда такие полномочия делегированы Правительству Республики Беларусь». Дозволением называется правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по своей воле. Так, пунктом 8.5 Типового положения об инспекции Министерства по налогам и сборам дозволяется инспекции названного министерства производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств. Рекомендации - это советы, пожелания юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой. Например, в статье 22 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 585 «О мерах по увеличению производства и повышению качества кормов в 1999 году» рекомендуется руководителям райисполкомов и некоторых других организаций ввести в свои штатные расписания должность специалиста по кормопроизводству. В пункте 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1396 «Об утверждении Примерного положения об административной комиссии» также рекомендуется местным исполнительным и распорядительным органам в трехмесячный срок на основе Примерного положения разработать и утвердить положение об административной комиссии при местном исполнительном распорядительном органе. Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Думается, что такой подход является не совсем правильным. Однако он свидетельствует о том, что административное право предназначено главным образом регулировать общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторона этих отношений выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Иначе говоря, первая сторона в лице органов исполнительной власти является властной, другая — в известной мере подвластной. Поэтому, вероятно, советы и пожелания — менее распространенные правовые средства. Таким образом, особенность метода административно-правового регулирования определяется своеобразием регулируемых общественных отношений, а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятельности и особым видом государственных органов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.158.245 (0.009 с.) |