Сформулируйте понятие «правовое регулирование». Назовите особенности административно-правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте понятие «правовое регулирование». Назовите особенности административно-правового регулирования.



Правовое регулирование - осуществляемое при помощи особой системы правовых средств, упорядочивающее воздействие права на общественные отношения.

Признаки правового регулирования:

1) свойственно только праву, то есть специфично;

2) является государственным регулятором;

3) осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемых механизмом правовой регуляции.

Объект - то, на что направлено действие субъекта.

Предмет и метод правового регулирования являются критерием разграничивающим права на отрасли.

Метод правового регулирования - совокупность способов воздействия на поведение участников общественных отношений.

Метод автономии (координации, диспозитивный метод) предполагает равноправие участников правоотношений, допускает значительную самостоятельность субъектов.

Авторитарный метод (субординации, императивный метод) предполагает наделение одной стороны властными полномочиями по отношению к другой.

Поощрительный метод при помощи различных поощрительных норм создает для их адресатов определенные благоприятные юридические последствия.

Рекомендательный метод заключается в формулировании в соответствующих нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом.

Предмет правового регулирования - это наиболее важные виды общественных отношений, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования, образно выражаясь, порождает отрасли права. Например:

- имущественные и тесно связанные с ними личные неимущественные отношения, составляющие предмет гражданского права, метод - диспозитивный;

- общественные отношения в сфере исполнительно - распорядительной деятельности, составляющие предмет административного права, метод императивный;

- отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а так же отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства - предмет уголовного права, метод охранительный.

Эти общественные отношения и будут составлять предмет правового регулирования:

1) имущественные отношения (по обмену ценностями);

2) управленческие;

3) обеспечение защиты общественного порядка.

Административное право, как и любая другая отрасль права Республики Беларусь, характеризуется особенностями правового регулирования. Таких отличительных особенностей существует немало, и все они определяются рядом обстоятельств: характером регулируемых общественных отношений, самих участников отно­шений и взаимосвязей между ними, основаниями возникновения отношений. Между тем следует заметить, что рассматриваемые особенности имеют в значительной мере условный, относительный характер. Вряд ли могут быть чисто отраслевые специфические черты правового регулирования. Здесь больше общего, чем особен­ного. И все же можно назвать некоторые особенности правового регулирования управленческих общественных отношений:

1) регулирование преимущественно в процессе осуществле­ния государственного управления;

2) регулирование с использованием особых (в определенной мере) методов;

3) оперативность в регулировании;

4) регулирование нормами различного уровня.

Специальным органом для создания норм права является Национальное собрание Республики Беларусь. Однако характер работы, а также другие особенности не позволяют ему урегулиро­вать все управленческие отношения. Поэтому существует управ­ленческое нормотворчество. В сфере управленческих отношений оно преобладает над законодательством. Более того, законода­тельные нормы, как правило, представляют собой наиболее об­щие правила поведения, не имеющие в основном прямого дейст­вия. В процессе управленческого нормотворчества они конкрети­зируются, определяется порядок их применения, механизм прове­дения в жизнь.

Преобладающим в правовой науке является мнение о на­личии в каждой отрасли своего собственного метода правового регулирования. Методы вместе с предметом наиболее четко и рельефно отражают специфику отрасли права, в том числе и ад­министративного.

Под методом понимается способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. Административное право использует в качестве способов правового регулирования предписания, запреты, дозволе­ния, рекомендации.

Предписания представляют собой возложение безусловной юридической обязанности совершать определенные действия, при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой. Так, в статье 2 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь закреплено, что паспорт обязан иметь каждый гражда­нин Республики Беларусь, достигший 16-летнего возраста; а в пункте 3.1 статьи 3 Правил дорожного движения отмечается: «Во­дитель механического транспортного средства обязан иметь при себе: документы, которые подтверждают право управления транс­
портными средствами соответствующей категории...»"

Много пред­писаний содержит Закон о Совете Министров Республики Бела­русь и подчиненных ему государственных органах. Например, в части 5 статьи 7 записано, что Совет Министров «руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских ор­ганов государственного управления по обеспечению правопоряд­ка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью».,

Запреты — это возложение обязанности не совершать со­ответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой. Например, Положением о паспорте гражданина Республики Беларусь (ст. 23) запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также прием и передача паспорта в залог; в Правилах дорожного движения (п. 3.4 ст. 3) записано: «Водите­лю запрещается управлять транспортным средством в случае на­хождения в состоянии алкогольного опьянения либо под воздей­ствием наркотических средств, психотропных либо токсических веществ, а также использовать их после дорожно-транспортного происшествия до проверки в установленном порядке».

В Законе о Совете Министров Республики Беларусь и под­чиненных ему государственных органах (ч. 2 ст. 3) читаем: «Не допускается осуществление Советом Министров Республики Бе­ларусь полномочий, предоставленных законодательством Респуб­лики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам, которые не входят в систему исполнительной власти, за исключе­нием случаев, когда такие полномочия делегированы Правитель­ству Республики Беларусь».

Дозволением называется правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по сво­ей воле. Так, пунктом 8.5 Типового положения об инспекции Ми­нистерства по налогам и сборам дозволяется инспекции назван­ного министерства производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и пред­принимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.

Рекомендации - это советы, пожелания юридического харак­тера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмот­ренных правовой нормой. Например, в статье 22 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 585 «О мерах по увеличению производства и повышению качес­тва кормов в 1999 году» рекомендуется руководителям райиспол­комов и некоторых других организаций ввести в свои штатные расписания должность специалиста по кормопроизводству.

В пункте 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1396 «Об утверждении При­мерного положения об административной комиссии» также реко­мендуется местным исполнительным и распорядительным орга­нам в трехмесячный срок на основе Примерного положения раз­работать и утвердить положение об административной комиссии при местном исполнительном распорядительном органе.

Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Думается, что такой подход является не совсем правильным. Однако он свидетельствует о том, что административное право

предназначено главным образом регулировать общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторо­на этих отношений выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Иначе говоря, первая сторона в лице органов ис­полнительной власти является властной, другая — в известной мере подвластной. Поэтому, вероятно, советы и пожелания — ме­нее распространенные правовые средства.

Таким образом, особенность метода административно-право­вого регулирования определяется своеобразием регулируемых общественных отношений, а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятель­ности и особым видом государственных органов.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.009 с.)