Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте понятие «административно-правовая норма». Перечислите виды административно-правовых норм. Раскройте особенности административно-правовых норм.

Поиск

Административно-правовая норма — это установлен­ное компетентными государственными органами правило поведе­ния субъектов в сфере государственного управления.

Нормы административного права различны как по своей на­правленности, так и по содержанию. Поэтому их возможно клас­сифицировать по нескольким критериям:

По целевому назначению нормы административного пра­ва можно разделить на нормы положительного регулирования и правоохранительные.

Нормами положительного регулирования являются те, кото­рые определяют статус органов государственного управления, го­сударственных служащих и т.п. Они направлены на регулирова­ние правомерного поведения, формулируют положительные веления, т.е. устанавливают определенные права и обязанности и не содержат санкций. Санкция наличествует у правоохранитель­ных норм. В этой связи следует особо подчеркнуть, что админис­тративно-правовыми санкциями (мерами принуждения, в том числе и ответственности) обеспечивается соблюдение надлежа­щего исполнения правил, относящихся не только к администра­тивному праву, но и к некоторым другим отраслям права. По этой причине одна часть правовой нормы (гипотеза и диспозиция или только диспозиция) может входить, например, в состав норм финансового права, а санкция — быть административно-право­вой. Подобные нормы следует рассматривать как двойственные: финансово-административные, трудового и административного права и т.д.

По методу воздействия различают нормы:

1) обязывающие;

2) запрещающие;

3) уполномачивающие;

4) рекомендательные;

5) дефинитивные.

По юридической силе нормы делятся на:

1) конституционные;

2) нормы президентских правовых актов;

3) нормы законов;

4) нормы органов государственного управления.

По адресатам нормы классифицируют следующим обра­зом:

1) регулирующие правовой статус государственных организа­ций;

2) регулирующие правовой статус работников государствен­ных организаций;

3) определяющие правовой статус органов местного управле­ния;

4) определяющие правовой статус граждан в сфере управле­ния.

По адресатам нормы можно также разделить на общие, отно­сящиеся ко всем гражданам или ко всем органам (организациям), должностным лицам (юридическим лицам), и специальные, каса­ющиеся четко ограниченного круга адресатов, например, военно­служащих, работников милиции, органов здравоохранения, или конкретного субъекта права, какого-либо местного исполнитель­ного комитета.

По содержанию нормы делятся на материальные и про­цессуальные.

Материальные административно-правовые нормы закрепля­ют права и обязанности, ответственность конкретных участников управленческих общественных отношений. В этих нормах нахо­дит отражение правовой статус, структура и компетенция назван­ных субъектов. Некоторые ученые полагают, что материальные нормы определяют и деятельность органов государственного управления, контроль за ними.

Процессуальные административно-правовые нормы регламен­тируют порядок (процедуру) реализации норм материального права. Они производны от материальных норм и определяют динамику деятельности органов государственного управ­ления, порядок практической реализации прав, обязанностей и ответственности, установленных для участников управленческих отношений материальными нормами. Материальные нормы ука­зывают, что следует делать субъектам управленческих отношений для реального осуществления своих прав и обязанностей. Про­цессуальные нормы указывают, каким образом, в каком порядке реализуются названные права, обязанности и ответственность.

По действию в пространстве различают нормы:

1) общего действия (республиканского);

2) местного действия;

3) межтерриториального (территориального) масштаба дей­ствия.

Нормы общего действия распространяются на всю террито­рию республики. Это нормы, содержащиеся в законодательных актах, актах Президента Республики Беларусь, Совета Минис­тров, республиканских органов государственного управления и иных органов республиканского значения (например, государ­ственных организаций, подчиненных Совету Министров). Они могут быть общего, надведомственного и ведомственного харак­тера.

Нормы местного действия распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу или дей­ствуют в пределах одного учреждения, организации. Например, нормы, находящиеся в актах местных Советов депутатов, мест­ных исполнительных комитетов действуют в пределах соответст­вующей территории.

Нормы межтерриториального (территориального) масштаба действия — это такие правила, которые распространяют свое вли­яние на соответствующую территорию независимо от админис­тративно-территориальных единиц или на две или более области, города, района, поселка, сельсовета. Например, установление карантина, определенных запретов, ограничений (иных правил) в связи со стихийными бедствиями или при иных чрезвычайных ситуациях.

По действию во времени нормы делятся на нормы посто­янного и нормы временного действия. Административно-право­вые нормы постоянного действия — это правила, не ограниченные какими-либо сроками проявления. Они действуют до их офици­ального изменения либо отмены. По общему правилу нормы не ограничены определенными сроками действия.

Нормы временного действия непродолжительны, не постоян­ного действия. Например, нормы временных декретов Президен­та Республики Беларусь действуют до рассмотрения Националь­ным собранием. Если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат), то сохраняют свою силу и обретают постоянный характер.

Особенности административно-правовых норм:

- большая часть норм носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права;

- в нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права;

- существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти.


Сформулируйте понятие «государственное управление». Назовите составные элементы, разновидности и особенности государственного управления. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

Термин «управление» происходит от латинского слова administratio и имеет много значений. В широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

Государственное управление – подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным, административно-политическим строительством.

Государственное управление имеет не только государственный, но и правовой характер. Именно АП определяет права и обязанности субъектов в сфере управления, формы и методы осуществления этой деятельности.

 

Признаки государственного управления:

1. Деятельность по осуществлению единой государственной власти

2. По своему подчинению и характеру – это исполнительно-распорядительная деятельность

3. Непосредственная (оперативная) организующая деятельность

4. Имеет общегосударственный характер (т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества)

5. Носит государственно-властный характер (субъекты государственного управления наделены государственно- властными полномочиями и выступают от имени государства)

6. Подзаконность (государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства)

7. Наличие специальных субъектов гос. управления – органов гос. управления

8. Направлено на руководство подчинёнными объектами.

9. Повседневность и непрерывность деятельности

10. Разнообразие организационных форм функционирования государственного управления.

 

Кроме того, для государственного управления характерны и некоторые другие специфические черты, например:

# вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

# реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, т.е. несудебном порядке;

# предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением).

 

Сферы государственного управления:

- управления хозяйственной деятельностью;

- сфера межотраслевого управления;

-управление административно-политической деятельностью;

- управление в социально-культурной сфере.

Составные элементы государственного управления:

1. Организационные действия

2. Материально-технические действия

3. Издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий

4. Заключение договоров

Разновидности государственного управления:

- собственно-государственное управление (направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов РБ)

- функциональное (надведомственное) управление (органы ж/д транспорта)

- внутриорганизационное (юстиции, прокуратуры, суды)

- местное управление (осуществляется областными, районными, городскими, сельскими исполкомами)

-государственное хозяйственное управление

 

Особенности государственного управления:

1. В его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства;

2. Функции управления осуществляются специальными субъектами, которые формируются государством;

3. Эти субъекты действуют по поручению государства;

4. Для выполнения своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

5. Действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права;

6. Все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

 

Принципы государственного управления:

Общие:

-объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.)

-конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов)

-эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени)

-принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность)

-принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов)

-законность и дисциплина

Организационные:

- отраслевой принцип (в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения))

-территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе)

-линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого)

-функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления)

- принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий)




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.0 (0.008 с.)