Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сформулируйте понятие «административно-правовая норма». Перечислите виды административно-правовых норм. Раскройте особенности административно-правовых норм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Административно-правовая норма — это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления. Нормы административного права различны как по своей направленности, так и по содержанию. Поэтому их возможно классифицировать по нескольким критериям: По целевому назначению нормы административного права можно разделить на нормы положительного регулирования и правоохранительные. Нормами положительного регулирования являются те, которые определяют статус органов государственного управления, государственных служащих и т.п. Они направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления, т.е. устанавливают определенные права и обязанности и не содержат санкций. Санкция наличествует у правоохранительных норм. В этой связи следует особо подчеркнуть, что административно-правовыми санкциями (мерами принуждения, в том числе и ответственности) обеспечивается соблюдение надлежащего исполнения правил, относящихся не только к административному праву, но и к некоторым другим отраслям права. По этой причине одна часть правовой нормы (гипотеза и диспозиция или только диспозиция) может входить, например, в состав норм финансового права, а санкция — быть административно-правовой. Подобные нормы следует рассматривать как двойственные: финансово-административные, трудового и административного права и т.д. По методу воздействия различают нормы: 1) обязывающие; 2) запрещающие; 3) уполномачивающие; 4) рекомендательные; 5) дефинитивные. По юридической силе нормы делятся на: 1) конституционные; 2) нормы президентских правовых актов; 3) нормы законов; 4) нормы органов государственного управления. По адресатам нормы классифицируют следующим образом: 1) регулирующие правовой статус государственных организаций; 2) регулирующие правовой статус работников государственных организаций; 3) определяющие правовой статус органов местного управления; 4) определяющие правовой статус граждан в сфере управления. По адресатам нормы можно также разделить на общие, относящиеся ко всем гражданам или ко всем органам (организациям), должностным лицам (юридическим лицам), и специальные, касающиеся четко ограниченного круга адресатов, например, военнослужащих, работников милиции, органов здравоохранения, или конкретного субъекта права, какого-либо местного исполнительного комитета. По содержанию нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые нормы закрепляют права и обязанности, ответственность конкретных участников управленческих общественных отношений. В этих нормах находит отражение правовой статус, структура и компетенция названных субъектов. Некоторые ученые полагают, что материальные нормы определяют и деятельность органов государственного управления, контроль за ними. Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют порядок (процедуру) реализации норм материального права. Они производны от материальных норм и определяют динамику деятельности органов государственного управления, порядок практической реализации прав, обязанностей и ответственности, установленных для участников управленческих отношений материальными нормами. Материальные нормы указывают, что следует делать субъектам управленческих отношений для реального осуществления своих прав и обязанностей. Процессуальные нормы указывают, каким образом, в каком порядке реализуются названные права, обязанности и ответственность. По действию в пространстве различают нормы: 1) общего действия (республиканского); 2) местного действия; 3) межтерриториального (территориального) масштаба действия. Нормы общего действия распространяются на всю территорию республики. Это нормы, содержащиеся в законодательных актах, актах Президента Республики Беларусь, Совета Министров, республиканских органов государственного управления и иных органов республиканского значения (например, государственных организаций, подчиненных Совету Министров). Они могут быть общего, надведомственного и ведомственного характера. Нормы местного действия распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу или действуют в пределах одного учреждения, организации. Например, нормы, находящиеся в актах местных Советов депутатов, местных исполнительных комитетов действуют в пределах соответствующей территории. Нормы межтерриториального (территориального) масштаба действия — это такие правила, которые распространяют свое влияние на соответствующую территорию независимо от административно-территориальных единиц или на две или более области, города, района, поселка, сельсовета. Например, установление карантина, определенных запретов, ограничений (иных правил) в связи со стихийными бедствиями или при иных чрезвычайных ситуациях. По действию во времени нормы делятся на нормы постоянного и нормы временного действия. Административно-правовые нормы постоянного действия — это правила, не ограниченные какими-либо сроками проявления. Они действуют до их официального изменения либо отмены. По общему правилу нормы не ограничены определенными сроками действия. Нормы временного действия непродолжительны, не постоянного действия. Например, нормы временных декретов Президента Республики Беларусь действуют до рассмотрения Национальным собранием. Если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат), то сохраняют свою силу и обретают постоянный характер. Особенности административно-правовых норм: - большая часть норм носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права; - в нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права; - существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти. Сформулируйте понятие «государственное управление». Назовите составные элементы, разновидности и особенности государственного управления. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления. Термин «управление» происходит от латинского слова administratio и имеет много значений. В широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо. Государственное управление – подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным, административно-политическим строительством. Государственное управление имеет не только государственный, но и правовой характер. Именно АП определяет права и обязанности субъектов в сфере управления, формы и методы осуществления этой деятельности.
Признаки государственного управления: 1. Деятельность по осуществлению единой государственной власти 2. По своему подчинению и характеру – это исполнительно-распорядительная деятельность 3. Непосредственная (оперативная) организующая деятельность 4. Имеет общегосударственный характер (т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества) 5. Носит государственно-властный характер (субъекты государственного управления наделены государственно- властными полномочиями и выступают от имени государства) 6. Подзаконность (государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства) 7. Наличие специальных субъектов гос. управления – органов гос. управления 8. Направлено на руководство подчинёнными объектами. 9. Повседневность и непрерывность деятельности 10. Разнообразие организационных форм функционирования государственного управления.
Кроме того, для государственного управления характерны и некоторые другие специфические черты, например: # вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов; # реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, т.е. несудебном порядке; # предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением).
Сферы государственного управления: - управления хозяйственной деятельностью; - сфера межотраслевого управления; -управление административно-политической деятельностью; - управление в социально-культурной сфере. Составные элементы государственного управления: 1. Организационные действия 2. Материально-технические действия 3. Издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий 4. Заключение договоров Разновидности государственного управления: - собственно-государственное управление (направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов РБ) - функциональное (надведомственное) управление (органы ж/д транспорта) - внутриорганизационное (юстиции, прокуратуры, суды) - местное управление (осуществляется областными, районными, городскими, сельскими исполкомами) -государственное хозяйственное управление
Особенности государственного управления: 1. В его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства; 2. Функции управления осуществляются специальными субъектами, которые формируются государством; 3. Эти субъекты действуют по поручению государства; 4. Для выполнения своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера; 5. Действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права; 6. Все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.
Принципы государственного управления: Общие: -объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.) -конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов) -эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени) -принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность) -принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов) -законность и дисциплина Организационные: - отраслевой принцип (в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения)) -территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе) -линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого) -функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления) - принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.0 (0.008 с.) |