ТОП 10:

Виды административно-правовых норм.



По целевому назначению:

- регулятивные – содержащие правила созидательной, нормальной деятельности;

- охранительные – призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

По содержанию:

- материальные - закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых общественных отношений;

- процессуальные - определяют процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

По методу воздействия на субъекты отношения:

- обязывающие;

- запрещающие;

- уполномочивающие (дозволительные);

- стимулирующие (поощрительные), (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).

- рекомендательные, т. е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.

 

Административные правоотношения: понятие, основные признаки, структура, виды.

Административно-правовые отношения– общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

Административно-правовой статус гражданина: понятие, элементы, ответственность.

Административно-правовой статус гражданина – совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

- административная правоспособность – способность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера;

- административная дееспособность – способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами административно-правового характера;

- совокупность прав и обязанностей;

- ответственность;

- гарантии реализации прав и обязанностей.

Административная ответственность– один из видов юридической ответственности, которая применяется судьей, органом, уполномоченным должностным лицом в качестве административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной – в компетенции административной юрисдикции.

Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия.

 

Административно-правовой статус общественных объединений.

Общественное объединение– добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан. (конституционное право гражан)

Для общественных организаций как для субъектов административного права характерны признаки: добровольность объединения; наличие устава или положения, регулирующего правовое положение данной организации; организационная имущественная обособленность; наличие органов самоуправления; материальное участие членов организации в создании материальной базы; как правило, стабильный состав, сочетающийся с возможностью обновления.

Формы общественных объединений: Общественная организация, Общественное движение, Общественный фонд, Общественное учреждение, Орган общественной самодеятельности, Политическое общественное объединение, Профсоюз, Молодежные и детские объединения, Благотворительные организации.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в т.ч. иностранцы) с 18 лет, молодежных – с 14 лет, а детских общественных объединений – с 10 лет.

Возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями.

Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений — в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство РФ, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и др.

Общественные объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и служит достижению данных целей.

 

7. Административно-правовой статус предприятий, организаций и учреждений.

Правовое положение предприятий, учреждений и иных НКО определяется ГК РФ, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.). Правосубъектность предприятий, учреждений как юридических лиц, возникает, с момента их государственной регистрации в органах юстиции в соответствии.

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных НКО независимо от форм собственности, определяется совершением определённых административных действий. Таких как: создание (или учреждение); государственную регистрацию; разрешение на занятие хозяйственной деятельностью; формирование органа управления; определение круга полномочий.

Административно-правовые нормы устанавливают:

-общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами го­сударственной власти;

-государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных не­коммерческих организаций;

-порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;

- общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органом, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

По сути дела, этим и ограничивается круг административного (государственного) вмешательства в деятельность той или иной организации. Если эта деятельность законна, отвечает интересам личности, общества и государства в экономической сфере деятельности, правоохранительной ,социально-культурной и безопасности и другим интересам.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.006 с.)