Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте понятие предмета и метода административного права. Раскройте систему административного права. Охарактеризуйте источники административного права.

Поиск

Сформулируйте понятие «государственное управление». Назовите составные элементы, разновидности и особенности государственного управления. Охарактеризуйте основные принципы государственного управления.

Термин «управление» происходит от латинского слова administratio и имеет много значений. В широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

Государственное управление – подзаконная юридическая властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным, административно-политическим строительством.

Государственное управление имеет не только государственный, но и правовой характер. Именно АП определяет права и обязанности субъектов в сфере управления, формы и методы осуществления этой деятельности.

 

Признаки государственного управления:

1. Деятельность по осуществлению единой государственной власти

2. По своему подчинению и характеру – это исполнительно-распорядительная деятельность

3. Непосредственная (оперативная) организующая деятельность

4. Имеет общегосударственный характер (т.е. охватывает все важные для государства стороны жизни общества)

5. Носит государственно-властный характер (субъекты государственного управления наделены государственно- властными полномочиями и выступают от имени государства)

6. Подзаконность (государственное управление – активная и целенаправленная подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, применительно к важнейшим сферам жизни общества и в порядке общего и оперативного руководства)

7. Наличие специальных субъектов гос. управления – органов гос. управления

8. Направлено на руководство подчинёнными объектами.

9. Повседневность и непрерывность деятельности

10. Разнообразие организационных форм функционирования государственного управления.

 

Кроме того, для государственного управления характерны и некоторые другие специфические черты, например:

# вертикальность системы исполнительно-распорядительных органов;

# реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, т.е. несудебном порядке;

# предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением).

 

Сферы государственного управления:

- управления хозяйственной деятельностью;

- сфера межотраслевого управления;

-управление административно-политической деятельностью;

- управление в социально-культурной сфере.

Составные элементы государственного управления:

1. Организационные действия

2. Материально-технические действия

3. Издание правовых актов и совершение иных юридически значимых действий

4. Заключение договоров

Разновидности государственного управления:

- собственно-государственное управление (направлено на решение общегосударственных задач, наиболее важных вопросов РБ)

- функциональное (надведомственное) управление (органы ж/д транспорта)

- внутриорганизационное (юстиции, прокуратуры, суды)

- местное управление (осуществляется областными, районными, городскими, сельскими исполкомами)

-государственное хозяйственное управление

 

Особенности государственного управления:

1. В его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства;

2. Функции управления осуществляются специальными субъектами, которые формируются государством;

3. Эти субъекты действуют по поручению государства;

4. Для выполнения своих функций они наделяются необходимыми полномочиями государственно-властного характера;

5. Действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права;

6. Все ведущие варианты управленческих систем опосредуются правом.

 

Принципы государственного управления:

Общие:

-объективность (использование выводов и рекомендаций науки в повседневной жизни, изучение и обобщение собственного опыта, реалистическая оценка последствий приминаемых решений и т.д.)

-конкретность (осуществление управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учётом разнообразных форм проявления объективных законов)

-эффективность (суть – достижение цели при наименьших затратах сил, средств и времени)

-принцип приоритета и гарантированности прав личности (права личности – высшая ценность)

-принцип централизации и децентрализации(централицация, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим; децетрализация, т.е. закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным оранном,Ю которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства вышестоящих органов)

-законность и дисциплина

Организационные:

- отраслевой принцип (в соответствии с ним для реализации того или иного вида управленческой деятельности образуются необходимые органы и аппараты(службы, подразделения))

-территориальный принцип (суть его состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе)

-линейный принцип (каждый подчинённый имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчинённого)

-функциональный принцип (применение этого принципа обеспечивает развитие межотраслевых связей, решение вопросов, имеющих общее значение для всех или многих отраслей управления)

- принцип двойного подчинения (этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учётом местных условий)


Сформулируйте понятие «форм государственного управления». Раскройте классификацию правовых форм управленческой деятельности: по содержанию (характеру действий), по содержанию и свойствам правовых норм.

 

Форма государственного управления – это внешнее организационно-правовое, практическое выражение управленческой деятельности (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом).

Выбор административно-правовой формы зависит от:

-особенностей объекта управляющего воздействия (влияние форм собственности)

-характера компетенции данного органа (должностного лица)

-конкретной цели совершаемых управленческих действий

-характера решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов

Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) ПО СОДЕРЖАНИЮ (ХАРАКТЕРУ ДЕЙСТВИЙ):

# Правотворческая деятельность – заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, отмене.

# Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права.

Правоприменительная деятельность включает в себя:

- выбор или отыскание соответствующей нормы права, которую следует применить в данной ситуации

- установление фактических обстоятельств дела

- принятие по делу решения (индивидуального акта)

- уяснение смысла и содержания правовой нормы, т.е. толкование

- исполнение акта применения нормы.

 

2) ПО СОДЕРЖАНИЮ И СВОЙСТВАМ ПРАВОВЫХ НОРМ:

# Регулятивная форма характерна для разрешения конкретного управленческого дела (например, правонарушения)

# Правоохранительная форма управленческой деятельности направлен

 

а на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих решений

3) СОВЕРШЕНИЕ ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ

- постановка граждан на регистрационный учёт

- составление протокола об административном правонарушении

- выдача разрешений гражданам на совершение определенных действий

- досмотр пассажиров в аэропорту

- осуществление контрольных действий

- выдача официальных удостоверений

- совершение нотариальных действий

- выдача гражданам различного рода справок, удостоверяющих личность

- выписка врачом листка нетрудоспособности

Форма управленческой деятельности может быть признана правовой при следующих условиях:

· действия являются управленческими

· действия совершаются носителем исполнительной власти

· действия влекут или имеют юридические последствия

· действия имеют властный характер

Сформулируйте понятие «субъект административного права». Назовите виды субъектов административного права по различным основаниям. Сформулируйте понятие «административная правосубъектность» и назовите ее особенности.

Субъекты административного права определяются в нормах права общим или родовым понятием как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной форм собственности, общественные объединения и другие юридические лица. Под субъектом административного права понимается носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами. Для того, чтобы стать субъектом административного права, необходимо обладать административной правосубъектностью, под которой понимают юридическое свойство, выражающееся в наличии у лица (организации) прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Субъект правоотношения всегда определен – это конкретный участник, сторона правоотношения, наделенная обязанностями и правами в сфере исполнительной власти, способная реально осуществлять эти отношения в рамках и последовательности, определенных законодательством. Исходя из общетеоретического понятия, субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Всех субъектов административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношение, можно разделить на 2 вида – индивидуальные и коллективные.

Первую группу индивидуальных субъектов составляют граждане. По административно – правовому положению граждан принято делить на граждан РБ, иностранцев и апатридов (лиц без гражданства). Иностранцы подразделяются на постоянно и временно находящихся в РБ.

Второй группой индивидуальных субъектов следует признать лиц, которые находятся с организациями в устойчивых непрерывных организационных связях, представляющих собой другую сторону административных правоотношений. Это субъекты стабильных организационных отношений. К ними принадлежат государственные служащие. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуальными представителями того или иного органа государственного управления. Соответственно, это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

Коллективные субъекты административного права – это организованные, объединенные, самоуправляемые группы людей, вступающих вовне как нечто единое, персонифицированное. Коллектив, как правило, имеет нормативно установленные цели, функционально дифференцирован, действует на законном основании, признается правосубъектным. В их числе различные по своему назначению и статусу организаций – государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты АП:

- органы исполнительной власти (ГУ);

- органы ГУ, предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.);

- структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты АП:

- общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

- трудовые коллективы;

- органы местного самоуправления;

- коммерческие структуры;

-частные предприятия и учреждения.

По мнению большинства ученых, административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности. Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в АП отношения. Она возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Особенностью административной правоспособности является то, что её осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Её объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан это правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенных законодательством, например, в связи с совершением административного правонарушения. Административная дееспособность как возможность своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение наступает с достижением определенного возраста. Например, обязанность прохождения воинской службы наступает с 18 лет; административной ответственности подлежать лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.


Сформулируйте понятие «орган государственного управления». Назовите признаки и виды органов государственного управления по различным основаниям. Раскройте принципы деятельности органа государственного управления.

Органы государственного управления являются основными субъектами административного права.

Выработка общего понятия органа государственного управления, объяснение его сущности имеют важное теоретическое и практическое значение. Действующее законодательство не содержит четкого опреде­ления государственных органов, призванных осуществлять испол­нительную власть, в отличие от законодательной и судебной власти. Так, в статье 90 Конституции записано, что законодатель­ным органом Республики Беларусь является Парламент — Нацио­нальное собрание Республики Беларусь. В соответствии со стать­ей 109 Конституции «судебная власть в Республике Беларусь при­надлежит судам».

Понятие «орган» является частью более широкого понятия – «организация». Организация означает совокупность людей, их определенный коллектив. Также организация предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам. Орган есть конкретная разновидность организации.

Орган государственного управления – это часть государственного аппарата. Он решает задачи и выполняет основные функции, присущие нашему государству, наделен государственно-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов.

Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре. Внутреннее построение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены.

Таким образом, государственный орган представляет собой:

* часть государственного аппарата, действующего по поручению и интересах государства;

* организационную ячейку людей, объединенных общей целью и непосредственно осуществляющих государственную власть в обществе;

*организацию, осуществляющую определенными методами задачи и основные функции государства;

*организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством на данном участке, то есть имеющую свой территориальный масштаб деятельности

Основы правового положения органов государственного управления определяются Конституцией.

Каждый орган государственного управления наделен оперативной самостоятельностью и в соответствии с этим обязан своевременно принимать управленческие решения по вопросам своей компетенции.

Таким образом, орган государственного управления - это такая политическая организация, которая от имени и по поручению государства осуществляет повседневное, непрерывное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Орган государственного управления занимает основное место среди субъектов административного права. Его административно-правовой статус выражается:* в исполнение обязанностей перед государством; * в осуществлении прав, которые предоставлены этому органу.

Виды

Органы государственного управления разнообразны, что обу­словлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб дея­тельности, порядок образования, характер компетенции и др. Раз­деление органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.

Классификация может быть различной в зависимости от по­ложенного в ее основу критерия. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подве­домственных вопросов, источник финансирования.

Под масштабом деятельности прежде всего понимается тер­ритория, на которую могут распространяться полномочия органа. По территориальному масштабу деятельности различают органы общегосударственные и местные.

К общегосударственным органам относятся: аппарат Прези­дента Республики Беларусь; Совет Министров Республики Бела­русь, министерства, государственные комитеты и комитеты; адми­нистрации государственных объединений (учреждений), подчи­ненных Совету Министров Республики Беларусь.

Все они разные по своим качествам, но имеют общий признак — территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распрос­траняются на всю территорию республики.

Органами местного уровня являются те, которые свою дея­тельность распространяют, как правило, на административно-тер­риториальную единицу. К ним относятся местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских органов на местах.

В части 2 статьи 9 Закона «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» определено, что органами мест­ного управления являются исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские городов районного подчинения), базового (городские городов областного подчинения, районные), областного уровней. Их масштаб деятельности строго ограничен со­ответствующей территорией. К такого рода органам относятся и местные администрации, которые находятся на территории рай­она в городе с районным делением.

К рассматриваемым органам относятся также отделы и управ­ления местных исполнительных комитетов (местных администра­ций). Их деятельность ограничена территорией района, города или области.

Органами республиканских органов на местах являются такие органы, которые находятся в административно-территориальных единицах и подчинены не местным исполкомам (администраци­ям), а органам, их создавшим, т.е. по вертикали — министерствам или другим вышестоящим органам.

По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, местны­ми исполнительными и распорядительными органами.

Наиболее важные, значимые органы образуются Президен­том. К ним относятся: Совет Безопасности, Администрация Пре­зидента, Управление делами Президента, Комитет государствен­ного контроля, Совет Министров, республиканские и иные органы государственного управления.

По характеру компетенции органы государственного управле­ния разделяются на органы общей компетенции, органы специаль­ной компетенции, органы отраслевой компетенции, органы межот­раслевой компетенции, органы хозяйственного руководства.

Органы государственного управления общей компетенции осу­ществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенно­го уровня. К таким органам относятся Совет Министров Респуб­лики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные орга­ны (исполкомы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления делятся на коллегиальные и едино-начальные. Коллегиальными органами являются Совет Минист­ров, местные исполнительные и распорядительные органы, ко­миссии, наделенные государственно-властными полномочиями (административная комиссия, комиссия по делам несовершенно­летних), Совет Безопасности, Правление и Совет директоров На­ционального банка. Комиссии, имеющие консультативный харак­тер, к рассматриваемым органам не могут относиться, поскольку являются вспомогательными.

Коллегиальными органами являются те, которые в коллеги­альном порядке решают наиболее важные вопросы. Для них кол­легиальность является основной формой работы.

Едино-начальными органами являются министерства, государ­ственные комитеты, комитеты при Совете Министров, Администра­ция Президента, Управление делами Президента, Комитет государ­ственного контроля, отделы и управления местных исполкомов, администрации объединений (концернов), предприятий, учреждений. Все они значительную часть вопросов своей компетенции ре­шают едино-начально. Для них это основная форма работы.

В зависимости от источника финансирования и способа распоряжения имуществом, находящимся в ведении органа, органы государственного управления можно подразделить на госбюджетные и хозрасчетные. Первые содержатся за счет отчислений от подведомственных предприятий.

Все органы государственного управления образуют единую систему исполнительной власти. Основным принципом построения и функционирования этой системы является централизм, который означает подчинение всех нижестоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера. Они проявляются в максимальном учете местных условий и особенностей.

Принципы

Органы государственного управления образуются на основа­нии соответствующих принципов. Под принципами понимаются определенные требования, правила, имеющие обязательный характер, поскольку они находят правовое закрепление.

Принципы построения (образования) органов государствен­ного управления относятся к специальному виду, в который вхо­дят и принципы деятельности аппарата управления.

Специальные принципы тесно связаны с основными принци­пами государственного управления (административного права). Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер государственного управления и превалируют над специальными. Последние соответствуют основным принци­пам и являются как бы логическим их развитием и продолжением.

Основные принципы не могут в достаточной мере отразить организацию (построение) государственных органов, системы ме­ханизма государственного управления. Для этой цели существу­ют специальные принципы.

В административно-правовой литературе нет единого подхо­да в трактовке принципов и их классификации. Нередко все прин­ципы сводят к одному виду — только государственного управле­ния и называют принципами организации (построения) и дея­тельности органов государственного управления (исполнительной власти) или административного права.

Принципами построения органов государственного управле­ния в первую очередь являются отраслевой, линейный, функцио­нальный, территориальный.

Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку разные прин­ципы предполагают разные взаимоотношения структурных звень­ев. Подобные начала — основа для образования органа, они опре­деляют его задачи и функции.

Принципы построения аппарата государственного управле­ния получили определенное нормативное закрепление в Консти­туции (ст.ст. 106, 108, 122), Законе «О Совете Министров Рес­публики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (ст.ст. 1, 12), Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.ст. 1, 4, 9) и других нормативных пра­вовых актах Республики Беларусь.

Построение государственного управления по отраслевому прин­ципу подобно (тождественно) линейной системе управления. Во внеш­нем управлении подчиненными могут быть организации, органы управления. Например, все школы в районе находятся в ведении отдела образования райисполкома (местной администрации — в го­родах с районным делением). Отделы образования райисполкомов подчинены по вертикали управлению образования облисполкома, а последние — Министерству образования, т.е. имеет место линейная (отраслевая) организация государственного управления.

Функциональный принцип предполагает построение аппара­та управления таким образом, что образуемому органу управле­ния поручается осуществлять одну или несколько управленчес­ких функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении. Таким образом, имеет место спе­циализация в работе (управлении), выполнение работы опреде­ленного Вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а не­сколько функциональных органов (руководителей), при этом каж­дый — только в части реализуемой им функции.

Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам независимо от иерархи­ческой административной подчиненности и уровневой значимос­ти. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосу­дарственного характера. Функциональный принцип способству­ет, кроме того, координации деятельности многих органов, орга­низаций для единообразного решения определенных вопросов.

Предложенные виды принципов отражают наиболее сущес­твенные моменты процесса управления. Этим объясняется ее ста­бильность.

Разделение труда как специализация работ осуществляется в любой организации. Специализация помогает эффективнее ис­пользовать управленческий персонал.

Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность.

Дисциплина — это строгое подчинение установленному по­рядку, правилам, а также их выполнение. Подобное относится как к простым служащим, так и к руководящему составу.

Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного на­чальника, только перед которым и отчитывается.

Единство действий (руководства) предусматривает единство управ­ленческой цели, единство плана и единство руководящего начала

Личные, частные интересы должны подчиняться общим инте­ресам организации, поскольку они имеют преимущество перед интересами индивидуумов.

Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

Централизация — естественный порядок в организации, име­ющей управленческий центр. Лучшие результаты достигаются при соблюдении правильной пропорции между централизацией и де­централизацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Скалярная цепь (иерархия) — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются комму­никации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего), каждое лицо (служащий) находится на своем определенном месте (речь идет о соответствии субъективных воз­можностей служащего и потребностей данного участка работы).

Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны про­водиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность (устойчивость) персонала предполагает уста­новку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффек­тивность.

Инициатива — поощрение работающих к выработке незави­симых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Корпоративный дух (единение персонала) — гармония инте­ресов персонала и организации — обеспечивает единство усилий («в единении — сила»).

В научной литературе называются и иные принципы дея­тельности органов государственного управления, например еди­ноначалие и коллегиальность, плановость, научность, отраслевой и территориальный подход. Эти принципы, конечно, относятся к общим, или принципам построения органов государственного управления, а не к рассматриваемым принципам.


 

15.Сформулируйте понятие «министерство» и «государственный комитет». Раскройте систему органов государственного управления.

 

Министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров рассматриваются в качестве республиканских органов государственного управления по Указу Президента Рес­публики Беларусь от 11 января 1997 г. №30 «О системе респуб­ликанских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Нынешнее их название закрепил Указ Президента Республи­ки Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правитель­ству Республики Беларусь».

Термин «республиканские» подчеркивает, что министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров действуют в пределах республики и находятся на высшей ступе­ни в своей системе (отрасли, сфере).

В законодательстве не определено, правовой статус каких рес­публиканских органов должен устанавливаться законами, а ка­ких — положениями. В настоящее время законами урегулировано правовое положение таможенных органов, милиции, Комитета го­сударственного контроля и некоторых других органов. Большая же часть республиканских органов действует на основании поло­жений. Обращает на себя внимание, что законами определяется правовой статус всех органов, входящих в ту или иную систему, а не только республиканских, положениями— только одного вида органа — республиканского.

Республиканские органы государственного управления созда­ются с целью осуществления многообразных управленческих за­дач и функций.

В тех случаях, когда в названном нормативном правовом акте отсутствует прямое указание на цель, поставленную перед соответствующим республиканским органом, ее можно выявить путем анализа правовых норм, регулирующих его статус. Так, в Положении о Государственном комитете по авиации Республики Беларусь цель четко не обозначена. Анализируя задачи, постав­ленные перед Госкомавиации, можно прийти к убеждению, что основной его целью является удовлетворение потребностей эко­номики и населения Республики Беларусь в воздушных перевоз­ках пассажиров, грузов и багажа.

Общие цели республиканских органов, подчиненных Совету Министров, закреплены в определениях министерства и комитета при Совете Министров, которые сформулированы в частях 4 и 5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» и в частях 3 и 4 статьи 12 Закона «О Совете Министров Республи­ки Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Ими являются: проведение государственной политики; управление в со­ответствующей отрасли или сфере деятельности; координация дея тельности по вопросам в этой отрасли или сфере деятельности других республиканских органов государственного управления.

Подобное устанавливается и в положениях о соответствую­щем республиканском органе, однако не во всех из них указыва­ется, что орган предназначен в первую очередь для того, чтобы проводить государственную политику в соответствующей отрасли или сфере, что является серьезным упущением и должно быть устранено при совершенствовании правовой регламентации.

В нормативных правовых актах определяются также сфера ведения республиканских органов и основные качественные показатели, которых они должны достичь в процессе руководства отраслью (сферой). В части 6 статьи 12 Закона «О Совете Ми­нистров Республики Беларусь и подчиненных ему государствен­ных органах» записано, что республиканские органы несут ответ­ственность за выполнение возложенных на них задач, организа­цию работы подчиненных им предприятий, организаций, учреж­дений и объединений.

Определение цели — это обозначение в общем виде того, чем должен заниматься республиканский орган и чему должны быть подчинены его устремления. Конкретизация цели сопровождает­ся формулированием задач данного органа. В них более точно очерчиваются вопросы, на разрешение которых должна быть на­правлена деятельность органа.

В Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и под­чиненных ему государственных органах» как нормативном правовом акте, устанавливающем правовой статус республиканских орга­нов государственного управления, не оговариваются их общие за­дачи. Последние получают закрепление в правовых актах, регла­ментирующих статус конкретного республиканского органа.

Задачи рассматриваемых органов можно разделить на две группы: общие и специальные. В свою очередь общие задачи де­лятся на задачи, связанные с обеспечением нормального функци­онирования своей системы (отрасли) и ее развития, задачи по ко­ординации деятельности других органов и организаций, задачи по руководству подчиненными организациями, задачи социаль­ной защиты своих работников.

Специальные задачи обусловливаются особенностями отрас­ли, сферы деятельности органа.

Республиканские органы имеют общие и отличительные при­знаки. Общим для всех является то, что они — органы государ­ственного управления: республиканского масштаба деятельности; образуются в одинаковом порядке; едино-начальные; являются третьим звеном в системе органов государственного управления, т.е. находятся ниже Президента и Совета Министров.

Система государственного управления состоит из множества взаимосвязанных структурных элементов. Каждый элемент вы­полняет свою часть общей работы (функций), а все вместе дости­гают общих целей.

Система государственного управления представляет собой це­лостное явление, совокупность органов, однородных по своим за­дачам.

Система органов государственного управления строится в со­ответствии с государственным и административно-территориальным устройством, а также с учетом ряда других факторов: орга­низационных, экономических, правовых. В системе выделяются вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается опре­деленная субординация в отношениях между ее элементами.

Органы, осуществляющие исполнительную власть (государ­ственное управление) образуют две системы: органов исполни­тельной власти и иных государственных органов.

Перечень структурных звеньев системы государственного управления:

 

1) Президент Республики Беларусь;

2) Аппарат Президента Республики Беларусь:

а) Ад



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.191 (0.02 с.)