Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте виды методов административно-правового регулирования. Назовите и раскройте основные средства правового регулирования.

Поиск

Под административно-правовым методом регулирования понимается совокупность правовых средств и способов (приемов), которые применяют органы управления для обеспечения регулирующего воздействия норм административного права на общественные отношения.

Под методом административно-правового регулирования понимается способ воздействия норм права на поведение людей, на регулируемые отраслью права общественные отношения. Административное право использует в качестве способов правового регулирования предписания, запреты, дозволе­ния, рекомендации.

Предписания представляют собой возложение безусловной юридической обязанности совершать определенные действия, при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой. Так, в статье 2 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь закреплено, что паспорт обязан иметь каждый гражда­нин Республики Беларусь, достигший 16-летнего возраста, а в пункте 3.1 статьи 3 Правил дорожного движения отмечается: «Во­дитель механического транспортного средства обязан иметь при себе: документы, которые подтверждают право управления транс­портными средствами соответствующей категории...»" Много пред­писаний содержит Закон о Совете Министров Республики Бела­русь и подчиненных ему государственных органах. Например, в части 5 статьи 7 записано, что Совет Министров «руководит в пределах своей компетенции деятельностью республиканских ор­ганов государственного управления по обеспечению правопоряд­ка и законности, реализации государственных программ борьбы с преступностью».

Запреты — это возложение обязанности не совершать со­ответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой. Например, Положением о паспорте гражданина Республики Беларусь (ст. 23) запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также прием и передача паспорта в залог; в Правилах дорожного движения (п. 3.4 ст. 3) записано: «Водите­лю запрещается управлять транспортным средством в случае на­хождения в состоянии алкогольного опьянения либо под воздей­ствием наркотических средств, психотропных либо токсических веществ, а также использовать их после дорожно-транспортного происшествия до проверки в установленном порядке».

Дозволением называется правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по сво­ей воле. Так, пунктом 8.5 Типового положения об инспекции Ми­нистерства по налогам и сборам дозволяется инспекции назван­ного министерства производить с соблюдением законодательства личный досмотр нарушителей законодательства о налогах и пред­принимательстве, а также досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств.

Рекомендации - это советы, пожелания юридического харак­тера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмот­ренных правовой нормой. Например, в статье 22 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 585 «О мерах по увеличению производства и повышению качес­тва кормов в 1999 году» рекомендуется руководителям райиспол­комов и некоторых других организаций ввести в свои штатные расписания должность специалиста по кормопроизводству.

Органы государственного управления редко используют в своей деятельности правовое средство в форме рекомендаций. Думается, что такой подход является не совсем правильным. Однако он свидетельствует о том, что административное право предназначено главным образом регулировать общественные отношения, в которых отсутствует равенство сторон. Одна сторо­на этих отношений выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Иначе говоря, первая сторона в лице органов ис­полнительной власти является властной, другая — в известной мере подвластной. Поэтому, вероятно, советы и пожелания — ме­нее распространенные правовые средства.

Таким образом, особенность метода административно-право­вого регулирования определяется своеобразием регулируемых общественных отношений, а также сущностью исполнительной власти, которая осуществляется в процессе особого вида деятель­ности и особым видом государственных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.197 (0.007 с.)